Пятый Международный театральный фестиваль «Толстой» завершился спектаклем Московского академического театра им. Вл. Маяковского. На сцене ТАДТ туляки увидели пьесу Марюса Ивашкявичюса «Русский роман». Автор определяет ее как «своеобразную семейную сагу» о Льве Толстом и «вариацию на тему романа «Анна Каренина»». Режиссер спектакля - обладателя трех «Золотых масок» - Миндаугас Карбаускис. Премьера состоялась 23 января 2016 года.

По замыслу авторов, Лев Николаевич Толстой выступает не только как создатель литературных шедевров, но и как автор своей же семейной драмы. При этом, единственный материальный намек на его присутствие - десятки томов, сваленных в углу сцены.

Действие представляет собой метафизическое соединение биографии и творчества писателя. Роль хозяйки Ясной Поляны Софьи Андреевны Толстой исполняет Народная артистка России Евгения Симонова. Она гениально представила образ женщины, задыхающейся от непонимания и с ужасом осознающей, что ее личная жизнь больше ей не принадлежит. Почти 50 лет Софьи Андреевна создавала семью, как Толстой свои романы, кропотливо выписывая каждую главу. Но преданные толстовцы и собственные дети, вымарывают из рукописи ее жизни самые важные страницы, не давая увидеть мужа даже на смертном одре.

В спектакле нет выраженного сюжета. Зритель наблюдает за тем, как Толстой действует на весь окружающий его мир. Он незримо присутствует в каждом эпизоде. Молодой Толстой - это, без сомнения, Левин, а старый - может быть, и бросающаяся под поезд Анна. Ведь и Лев Николаевич умер на маленькой железнодорожной станции. А самом начале мечущейся по перрону Софье Андреевне вручают 200 рублей с вопросом: «Это не вашего мужа поездом зарезало?»

Многое показано условно и несколько иронично. Например, знаменитый эпизод объяснения в любви через первые буквы слов, попытка вылечить Китти от «сердечной болезни» или изгнание дьявола Черткова. 

Чертков, кстати, был великолепно сыгран Заслуженной артисткой России Татьяной Орловой. Она же исполнила роль яснополянской крестьянки Аксиньи, к которой, задыхаясь от почти юношеской ревности, прибегает прочитавшая «Дьявола» Софья Андреевна.

Визуально «Русский роман» - сложное многоголосое произведение. Но в нем ощущается возврат к традиционному способу изложения, не требующему от зрителя большой интеллектуальной работы.

Поздние отношения Софьи Андреевны и Льва Николаевича – богатый материал для трактовок. В «Русском романе» с первых минут и до финала идет битва - за внимание Льва Толстого, произведения, дневники и даже за его бессмертную душу. Однако недолепленный Толстой-семьянин разбит, недозаписанный Толстой-кумир умер, а Толстой-свет и сегодня принадлежит всем и никому.