Сюжеты произведений Льва Николаевича Толстого волнуют сердца людей и становятся вдохновением для новых и новых проектов. После торжественной церемонии открытия фестиваля на Главной сцене, обрамленной роскошной усадебной природой, театр «Балет Евгения Панфилова» представил балет-сюиту «TOLSTOY».

Балет в шести частях был задуман в Ясной Поляне Народным артистом СССР Владимиром Викторовичем Васильевым. Зрителям фестиваля он прислал письмо, которое зачитала директор музея-усадьбы «Ясная Поляна» Екатерина Толстая.

«Приветствую Вас на празднике искусств в этом заповедном и святом месте. Мне жаль, что я вынужденно сегодня не рядом с вами. Наше совместное творчество на фестивале представят артисты «Балета Евгения Панфилова» - спектакль современной хореографии по произведениям Льва Николаевича Толстого. Мне кажется, что это было первое такое обращение современной хореографии к творчеству Льва Николаевича. Во всяком случае это лишнее подтверждение, что творения мастера будут еще долго волновать и вдохновлять все новые поколения».  

Впервые балет-сюита «TOLSTOY» был показан на сцене Пермского театра оперы и балета - одного из старейших музыкальных театров России в рамках конкурса «Арабеск» и приурочен к 190-летию великого писателя.  

«История серьезная. История очень сильная. Для нас колоссальное удовольствие и честь представлять ее в эпицентре культурного пласта Российской Федерации», - отметил художественный руководитель Театра-балета Евгения Панфилова Сергей Райник.

Маэстро Владимир Васильев собрал несколько произведений Льва Николаевича Толстого и привлек к своей идее молодых хореографов, близких ему по духу и видению современной пластики. Вместе они создали некое полотно, в котором каждое произведение – это цельный небольшой спектакль.

На яснополянском фестивале артисты показали зрителям, как красиво и совершенно можно представить в танце литературу Льва Николаевича Толстого.

«После бала» - хореограф Алексей Расторгуев (Пермь),

«Севастопольские рассказы» - Павел Грухов (Москва),

«Крейцерова соната» - Дмитрий Антипов (Москва),

«Дьявол» - Юлия Бачева (Санкт Петербург),

«Хозяин и работник» - Константин Кейхель (Санкт Петербург)

«Записки сумасшедшего» - Александр Могилев (Москва).

Каждый эпизод предварялся аудио-либретто, за которым следовал идеально выполненный пластический рисунок танца в сочетании с яркими элементами драматического спектакля.

Особого вниманиями заслуживает и цветовое решение костюмов, в которых выступали артисты. Так, эпизод «После бала» был выполнен в классической черно-белой гамме, а жёлтый костюм в «Крейцеровой сонате» выглядел ожившим призраком измены.

Самый пронзительный момент «Севастопольских рассказов» - снятие мундиров и сбор оружия погибших – раскрыл всю бессмысленность и тщеславие войны, пожалуй, даже более самого сражения.

Контраст яркого бесформенного платья Степаниды и белого на жестком каркасе Лизы Аннеской подчеркнул пропасть, в которую падал Евгений Иртеньев. Синий свет сопровождал завораживающий ледяной танец в «Хозяине и работнике», а серые оттенки мучительного безумия - эмоциональную игру «Записок сумасшедшего».

В каждом фрагменте на сцене демонстрировался высочайший уровень балетного мастерства.

«Очень волнительно и очень приятно выступать в Ясной Поляне, - говорит хореограф Мастерской Владимира Васильева Дмитрий Антипов. – Здесь люди собираются, чтобы найти для себя что-то настоящее. Для меня это возможность поделиться тем, как можно увидеть, услышать и почувствовать замечательные произведения Льва Николаевича Толстого через танец, через движения».

В итоге все части балет-сюиты, а также артистов и зрителей объединила толстовская мысль о всеобъемлющей и абсолютной любви. Несмотря на проливной дождь, атмосферу в Ясной Поляне создали горячие аплодисменты и тепло зрительских сердец. Кстати, дождь уже тоже обрел статус традиции театрального фестиваля «Толстой», который пятый раз проходит в музее-усадьбе. Осадки ни разу не обошли его стороной.