Грустно, конечно, но лето закончилось. В музее-заповеднике В.Д. Поленова закрыли сезон насыщенной двухдневной программой. Ее апофеозом стал спектакль «Эстеты», представленный Государственным академическим театром им. Моссовета.

«Театральная традиция в семье В.Д. Поленова была всегда. Она зародилась еще при жизни художника. Любовью к театральной игре была заражена вся семья. Для постановок все делалось собственными руками. Василий Дмитриевич писал декорации, он же сочинял музыку. Роли исполняли дети и друзья, - рассказывает правнучка В.Д. Поленова, бессменный руководитель театрального проекта «Курица и петух» Ольга Евсеевна Перченкова. - Любовь к театру пережила несколько поколений. Мы не делали ничего искусственного, чтоб поддержать ее, мы просто жили, как жили наши предки. Традиция тем и хороша, что ее не нужно консервировать. В нее можно приносить что-то новое, дополнять и обогащать. Она давно вышла за пределы домашних семейных спектаклей. И похоже, что развитие идет в сторону мощных театральных фестивалей, которые будут проводиться по всей территории усадьбы».

Спектакль «Эстеты» стал первым камнем, который поленовцы заложили в надежде на воплощение большой театральной мечты. Действо состоялось при личном содействии артиста Алексея Трофимова.

Молодой режиссер Сергей Аронин (он же исполнил в спектакле две роли) и его коллеги весело и остроумно сыграли две пьесы, объединенные темой искусства, а в частности – живописи.

В первой части спектакля вместе с героями знаменитой французской пьесы Ясмины Резы «Art» зрители жарко дискутировали о том, что вообще можно считать произведением искусства?

Настоящий катаклизм в отношениях трех друзей разразился «из-за какого-то белого прямоугольника». Полотно примерно метр шестьдесят на метр двадцать, закрашенное белой краской, по сюжету, принадлежащее кисти знаменитого и модного Антриоса, было приобретено за баснословные деньги. Стоит ли оно их? Дальше – больше… Со сцены звучат вопросы о мериле ценности шедевра, да и вообще, что такое шедевр? В конечном итоге, спор о вкусах перерастает в состязание трех бушующих эго. И проблема уже не в картине, а в вышедшем на первый план мужском самолюбии, которое совершенно по-ребячески не готово пойти на уступки даже в мелочах.

Остроумная комедия Ясмины Резы, удостоенная множества авторитетных наград, оборвалась антрактом, и зрители перенеслись в Россию. Вторая часть спектакля – пьеса одного из основателей постмодернизма в русской литературе Андрея Битова «Человек в пейзаже».

Те же актеры - Владислав Боковин, Михаил Филиппов и Сергей Аронин – уже не задаются вопросами, а открыто в бешеном темпе вываливают совершенно энциклопедические рассуждения о месте человека в мироздании, о смысле творчества и его возможных последствиях.

«Только под взглядом человека отдельное становится единым, хаос – гармонией. Но если камни и деревья не знают о соседстве друг друга и становятся пейзажем лишь в наших глазах, то человек является если не автором, то соавтором пейзажа. Другими словами, взгляд есть творческий акт».

В центре внимания - дуэт писателя и встреченного им где-то на пленэре самодеятельного художника-пейзажиста. Фактически на сцене - вызов бессюжетности, сложнейшая повествовательная конструкция и феерия гротескно преображенных жизненных реалий.

В итоге – похмелье, бездарные картины и ироничная цитата Оскара Уайльда: «Всякое искусство совершенно бесполезно».

Финал открыт, и можно дальше до бесконечности спорить над вечными вопросами. Что мы и сделаем, но уже в следующем поленовском сезоне.

«Мы всегда рады гостям. В следующем году хотим провести большие музыкальные мероприятия. Надеюсь, все будет к этому располагать. Сделаем серию пикников. Хочу поблагодарить Тулу, за то, как удивительно и замечательно она поддержала нас в этом непростом сезоне», - подчеркивает директор музея-заповедника Наталья Федоровна Поленова.