20 июля 2021 года мусульмане отмечают Курбан-Байрам – самый главный исламский праздник.

Каждый мусульманин совершает перед праздником обряд омовения, облачается в чистую одежду. Утром верующие отправляются в мечеть, где проходит коллективная молитва и проповедь. На арабском языке Курбан-Байрам звучит как «Ид аль-Адха» и переводится, как «праздник жертвоприношения». Его сопровождает обряд, во время которого верующие приносят в жертву животных.

На территории Тульской области в настоящее время мечети отсутствуют, и все службы проходят в домах верующих или арендованных помещениях. По сообщению местной религиозной организации «НУР», в связи с ухудшением эпидемиологической обстановки в этом году праздничный намаз в Туле отменен.

«Важно, что мусульманские общины Тульской области активно участвуют в жизни региона, вносят большой вклад в развитие межнационального диалога и поддержание гражданского мира», - отметил сегодня губернатор Тульской области Алексей Дюмин.

Согласно энциклопедическому словарю «Ислам в Центрально-Европейской части России», присутствие мусульман на тульской земле имеет древние корни и прослеживается в единичных артефактах еще с Х века.

Так, знаменитое городище Супруты характеризуется как хазарский населенный пункт со смешанным населением. Население Хазарского каганата в IX–Х века уже было знакомо с исламом. Не было исключением и Супрутское городище. Археологи отмечают, что следы присутствия мусульманской материальной культуры в Тульской области связаны как с торговыми путями, проходившими по речным системам Дона и Оки, так и с тульским степным клином, глубоко вдающимся в территорию региона.

Отраженное в архивных источниках постоянное мусульманское население в Тульской губернии фиксируется с XIX века. В 1875 году мусульмане обращались в Тульскую городскую думу с просьбой отвести земли для кладбища. Участок выделили у Серебровского оврага.

Фото: https://gato.tularegion.ru/object/539624838

После войны с Турцией в 1877-78 годах в Туле появились пленные турки и татары. Из документов, сохранившихся в Тульском государственном архиве, известно, что Тульская городская управа арендовала для них дом в Заречье на углу Набережной и Демидовской улиц, на берегу реки Упы. Согласно переписи 1897 года, в Туле проживало 134 мусульманина. Предположительно в это же время в городе появился и мусульманский молельный дом, однако документального подтверждения этому нет.  В начале ХХ века в Туле сформировалось религиозное общество, которое называлось «Могаметанское общество г. Тулы».

Фото: https://gato.tularegion.ru/object/539624838

Следующий приток мусульманского населения в Тульскую область наблюдался в 1930-е годы, когда большие массы татар переселились, спасаясь от репрессий. Компактные поселения образовывалис не только в Туле, но и в Киреевске, Новомосковске и др. городах региона.

Как и для всего населения страны, тяжелым испытанием для мусульман стал период Великой Отечественной войны. Тульскую землю мусульмане защищали в составе Красной армии. На памятниках возведенных на братских захоронения можно увидеть много узбекских и казахских фамилий.

В послевоенные годы мусульманские общины, руководимые неофициальными имамами, существовали в Тульской области повсеместно. Несмотря на отсутствие официального статуса, они фактически признавались местными властями, особенно на уровне администраций населенных пунктов.