Фото: https://event-map.ru/place/muzei-faberze

Музей Фаберже в Санкт-Петербурге обладает не имеющим аналогов собранием русского ювелирного и декоративно-прикладного искусств XIX—XX вв.

Его история началась в 2004 году, когда миллиардеру Виктору Вексельбергу удалось приобрести уникальную коллекцию произведений Фаберже. Через 10 лет частный музей открыл свои двери для широкой публики. Экспозиция разместилась в бывшем дворце Нарышкиных-Шуваловых, став первым в России негосударственным музеем, чье собрание имеет не только национальное, но и мировое значение. В настоящее время роскошная коллекция русского ювелирного искусства насчитывает более 4000 единиц хранения. Помимо знаменитых пасхальных яиц и украшений, созданных фирмой Фаберже, в музее представлены работы современников легендарного ювелира, в том числе и предметы, раскрывающие феномен тульской художественной стали

Даже в нашем городе далеко не все знают, что наряду с оружием тульские мастера изготовляли разнообразные художественные изделия - шкатулки, подсвечники, вазы, зеркала, печати, табакерки, чернильные приборы и прочее. Побочный - «партикулярный» - промысел процветал, благодаря тому, что работавшие по «госзаказу» оружейники имели возможность беспошлинной реализации. И ко второй половине XVIII века сложился стиль, основанный на виртуозном использовании разных свойств стали.

Мастерство тульских «златокузнецов» ценилось не только в России, но и за ее пределами. Очень быстро их изделия стали предметом коллекционирования. Тульские диковинки охотно приобретала Екатерина II, а за ней увлекся и весь императорский двор. Замысловатые шкатулки можно было увидеть и в Кабинете редких вещей, и в собраниях крупных вельмож того времени. Изделия тульской художественной стали нередко входили в число посольских даров. Интересовался ими и знаменитый коллекционер П.И. Щукин.

Краткий период существования искусства художественной стали и эксклюзивный характер мастерства предопределили то, что выявленное наследие составляет менее 1 500 предметов. Сегодня тульскую художественную сталь бережно хранят и изучают в ведущих музеях страны: Государственном Эрмитаже, в музее «Московский Кремль», Государственном историческом музее, в музее-заповеднике «Царское Село», Музее Фаберже и др. В Туле уникальные высокохудожественные образцы работы с металлом можно увидеть в «Кустарном антимузее» ремесленного двора «Добродей».

В Выставочном зале Музея Фаберже вновь звучит тульский мотив. Здесь представлены картины российских художников XIX столетия. Среди них - этюд Василия Поленова «Задворки»

Мастер пейзажа и жанровой живописи знаменит в том числе и тем, что фактически возвел плэнерный этюд в самостоятельное произведение. Лето 1885 года Поленов провел под Подольском. Он много гулял по окрестностям. Этюд «Деревня Тургенево» Поленов писал одновременно с Константином Коровиным с одного места, желая показать ему метод пленэрного письма. Этюд настолько хорошо удался, что семь лет спустя он написал по нему, почти не меняя композицию и колорит, картину «Задворки.  Деревня Тургенево», выставлявшуюся на XX передвижной выставке в 1892 году.

Представленный в Музее Фаберже этюд «Задворки» является одним из вариантов этой картины, хранящейся в тульском музее-заповеднике В.Д. Поленова.