В Доме Крафта Тульского историко-архитектурного музея состоялся вернисаж выставки плакатов Московской международной биеннале графического дизайна «Золотая пчела».

Биеннале проводится с 1992 года и является одним из важнейших событий в мировом дизайнерском календаре. В 2020-21 годах «Золотая пчела» проходит в 14-й раз и содержит 14 конкурсных номинаций. Более половины из них отданы плакату. В Тульском историко-архитектурном музее представлены плакаты главной номинации «Плакат без границ».

Девиз «Золотой пчелы 14» – «(Не)реально». И есть мнение, что биеннале – это оцифрованная картина мира, в котором мы живем. Насколько она реальна или нереальна предлагается решить зрителям.

В конце ХХ века биеннале «Золотая пчела» придумал и организовал Сергей Иванович Серов - основатель и руководитель Высшей академической школы графического дизайна ВАШГД (1997-2014), профессор (с 2014), заведующий кафедрой дизайна (с 2017) Школы дизайна Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

«Золотая пчела» - это профессиональное событие, ориентированное на дизайнеров, а не на посетителей. Однако Сергей Иванович уверен, что «непосвящённым» оно тоже интересно.

- Во-первых, плакаты являются зеркалом времени, в которым мы все живем, и биеннале дает возможность заглянуть на профессиональную кухню. Это напоминает «сеанс белой магии с последующим разоблачением». Здесь можно узнать, чем интересуются современные дизайнеры, и чему они радуются, - поясняет Сергей Иванович.

По мнению Сергея Серова, плакат все больше приближается к современному искусству. Но, все чаще ограничиваясь концептуальностью, манифестом, современное искусство не может заставить остановиться, а основная цель плаката - именно привлечь внимание.

На биеннале в полной мере присутствуют радующие глаз пластические проявления, которых нам очень не хватает в окружающей реальности. Здесь же можно стать частью волшебного и непредсказуемого мира. Плакат активно требует и от зрителя выхода из состояния статического наблюдателя.

- Мир движется в сторону креатива, и «Золотая пчела» учит быть творческим деятелем. Это необходимо во всех профессиях. Еще немного, и все автоматические действия будут выполнять машины, но творческая составляющая работы доступна только человеку. Она всегда востребована в полной мере. Плакаты – учебник креативности, пособие по неожиданным решениям и освоению творческих подходов, - уверен Сергей Серов.

«Выставки плаката созвучны деятельности ТИАМа, т.к. графический дизайн имеет прямое отношение к городской среде. Хотелось бы, чтобы профессионализм выходил из музейной резервации в город. Но пока Тула предъявляет нам несколько иную версию дизайна. ТИАМ пытается влиять на ситуацию выставками, лекциями, мастер-классами», - говорит директор музея Лилия Кашенцева.

Примечательно, что в новой экспозиции представлены и две афиши ТИАМа. Их автор Алексей Домбровский изначально был против такого включения.

«Туляки их уже видели. На мой взгляд, более ценно было бы показать кого-то еще. На выставке - всего 200 плакатов из 800 возможных. Просто жалко место», - комментирует дизайнер.

«Нам пришлось его обмануть, чтобы показать эти афиши. Но это важно, и мы этим гордимся. Они прошли высокий конкурсный отбор «Золотой пчелы»», - подчеркивает Лилия Кашенцева.

К слову, Алексей Домбровский не приветствует появление своих работ и на каких-либо конкурсах. Как он сам говорит, из нелюбви к соревнованиям. Дизайнера одинаково не привлекают как фестивали, так и бег на 100 метров. Это принципиальная внутренняя позиция. Но биеннале «Золотая пчела» – совершенно иное. Мнение коллег всегда интересно и важно.

На биеннале «Золотая пчела 14» были посланы семь афиш Тульского историко-архитектурного музея. В итоге отобрали три. Две из них сейчас представлены на выставке в Доме Крафта. Вполне возможно, что однажды первоклассный дизайн все же сможет стать визитной карточкой Тулы.