«Медиа разумна.

Просто примите это на веру.

В очередной раз.

Ведь так гораздо проще.

Для всех».

(Сергей Минаев. Media Sapiens. 2007)

Человечество столетиями совершенствовало медиасферу, и сейчас переживает настоящий информационный потоп - похожий на океан Солярис, полный образов и мыслей. А что же остается в сознании конечного потребителя?

С трезвой проницательностью к этому вопросу подошел философ и фотограф Денис Бычихин. С 2014 года он фиксирует то, что читатели журналов не замечают, но, возможно, именно эти фантасмагорические коллажи отпечатываются у них в головах.

В Тульском историко-архитектурном музее на выставке «Медиа после медиа» автор представил снимки журнальных страниц, сделанные на просвет одним кадром без использования графических программ. Посетители выставки с трудом верят, что перед ними не продукт фотошопа, а документы постмедиальности. Человеческий «посредник» в них уже неочевиден, и медиа самостоятельно создает смыслы и образы, заключая их не на поверхности, а внутри тонкого листа бумаги.

К качественным, хорошо сделанным журналам Денис Бычихин всегда относился неравнодушно.

«Каждый из них имеет свою судьбу, а выпуск номера – это целая история. Однажды я листал «Русский репортер» (это был любимый на тот момент мой журнал), и в какой-то момент свет упал так, что я увидел: через страницу, свозь тест на меня смотрят глаза. Это было поразительно. Появился первый снимок. Потом еще один. Из того номера у меня сразу получилось три или четыре хороших кадра. К счастью у меня было еще 2 коробки журналов, с которыми я не мог расстаться, и процесс пошел, - рассказывает автор об истоках представленного на выставке приема. – У меня было ощущение фотооткрытия и уверенности, что мир вздрогнет и проникнется новой модой».

Однако круг последователей оказался весьма ограничен. С энтузиазмом первооткрывателя фотограф засыпал снимками своих друзей: «В какой-то момент я всем жутко надоел и попал в паузу. Пустыню спроса. Как выяснилось, очень важную для меня. Это время дало возможность понять, чего я хочу пластически. Какой тип композиции меня интересует, чего я ищу».

Так внутри приема начала складываться манера, и появилось хорошее упрямство. Первым авторитетным голосом одобрения стал отзыв фотокритика Ольги Бубич. Потом снимки опубликовали на сайте photographer.ru, что стало еще одним маячком выхода из «пустыни» и подтверждением уникальности выбранного пути.

Удивительно, но единственный случай, когда Денису Бычиху сказали о фиксации подобного момента, произошел в Туле. В 30-е годы на редактора одной из местных газет поступила анонимка. В издании опубликовали портрет Ленина, а с другой стороны был бьющий штыком красноармеец. На просвет картина выходила совершенно контрреволюционной. Но зафиксировать опасный медиа-посыл никто не решился.

Если же обратиться к мировой практике, то вспоминается цикл работ немецкого художника Герхарда Рихтера, который сделал попытку репрезентации новостных снимков в границы живописной традиции.

Денис Бычихин тоже изначально преимущественно брал фотопортреты и высматривал, что под ними может оказаться.

В первую очередь увлекали анекдотичные сочетания, карикатурный или просто забавный смысл.

Этот мужчина занят

Какое-то время фотограф даже полагал, что такие наложения - шутки верстальщиков, но оказалось, что ничего подобного они никогда не задумывали.

Чем дальше, тем серьезней становились послания. Появился ряд новых приемов, пластика постепенно очищалась от ненужной словесной оболочки. И даже был сделан шаг в сторону абстракций.

Прошло шесть лет, и сегодня в экспозиции каждый волен вчитать свои смыслы в послания «разумного» медиа.

Хотя… Если другой фотограф просмотрит эти же страницы журналов, то у него, наверняка, получатся совсем другие снимки. А значит без человеческого посредничества постмедиа обойтись пока не может. Надо идти дальше. Прием заявлен, и можно смотреть во что он превращается.

 

Весь фотоальбом - ВКонтакте.