Однажды писатель Николай Лесков услышал от оружейников легенду о том, как англичане выковали стальную блоху, а туляки ее подковали. Так появился «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». Столетие спустя подвиг лесковского героя продолжает удивлять, и его пытаются повторить вновь и вновь.

Несмотря на то, что художник-микроминиатюрист Анатолий Иванович Коненко родился 23 февраля 1954 года в Орске, он называет себя преемником тульского Левши. Изготовлением крошечных шедевров, которые можно увидеть только под микроскопом, Анатолий Коненко увлекся в 1981 году.

Символично, что первой работой мастера стала блоха с золотыми подковами. Миниатюрист отдал ей долгих 7,5 лет.

Фото: https://traveltu.ru/czechia/prague/muzey-miniatyur-v-prage.html

Далее Коненко в совершенстве освоил искусство письма на рисовых и маковых зернышках, а также на человеческом волосе.  Следующим шагом стала микроживопись, позволяющая создавать копии с полотен известнейших художников мира. Одну из выставок сибирского Левши посетил президент Чехии Вацлав Гавел и настолько проникся симпатией к автору, что предложил ему создать в Праге Музей миниатюр. В 1998 году постоянная экспозиция начала работу на территории Страговского монастыря.

Как бы странно это не звучало, но пражский Музей миниатюр, занимающий всего два небольших зала, является одним из крупнейших собраний в мире. В настоящее время в нем можно увидеть работы трех авторов: Анатолия Коненко, Николая Алдунина (1956-2009) и Эдуарда Казаряна (1923-2012).

Николай Сергеевич Алдунин, родился в Ворошиловградской области, но славу мастера миниатюры приобрел в Алексине. Более 30 лет он проработал токарем на заводе «Тяжпромарматура». Предприятие выпускало огромную типовую продукцию, а мастеру хотелось чего-то особенного. Потому и возникла идея повторить «подвиг» тульского Левши. Кстати, уникальные работы микроминиатюриста можно увидеть не только в Праге. Подкованная блоха Николая Алдунина представлена в экспозиции Тульского историко-архитектурного музея.

Фото: http://nik-aldunin.narod.ru/

Вдохновлялся тульским Левшой и армянский мастер Эдуард Авакович Казарян. Одной из самых лучших его работ считается миниатюра «Подкованные блохи, играющие в мяч».

Официальной школы искусства микроминиатюры пока не существует. Каждый художник изобретает свои собственные средства, но уже сейчас у мастеров появилось негласное правило: в начале своей практики они должны создать ряд т.н. «классических микроминиатюр», список которых возглавляет воспетая Лесковым подкованная блоха.

Кукрыниксы. Иллюстрация к «Сказу о тульском косом Левше и о стальной блохе»