Фото: IMDB

История создания энергосистемы планеты во второй половине XIX века продолжает будоражить творческие умы. Самое лучшее, что когда-либо было снято на эту тему - югославский фильм «Секрет Николы Теслы» (1980). Недавняя «Война токов», сравнение с которой неизбежно, оказалась провальной. И вот в Туле - очередное воплощение того же сюжета про Эдисона, Теслу, Вестингауза, Моргана, про постоянный и переменный ток, про создание первого асинхронного электродвигателя.

«В роли Теслы - Итон Хоук. При всей моей любви к этому актеру он все же не передал многих черт великого изобретателя, - отмечает киноэксперт Дмитрий Троицкий. - Ему тут явно не хватает лоска, которым славился Тесла. Нет напора и убежденности в своей правоте. Тесла получился слишком тихим, скромным и рефлексирующим. Хорошо, кстати, что практически обошли вниманием странности его поведения (типа микробофобии) - в массовом сознании они все же в значительной степени преувеличены. А вот Кайл Маклахлен (помним «Твин Пикс»?) в роли Эдисона превосходен. Камбербетч с его Эдисоном из «Войны токов» - отдыхает».

В целом сюжет нового фильма классический: борьба систем постоянного и переменного токов, первый электрический стул, первая электростанция на Ниагаре, сияющая огнями генераторов Теслы всемирная выставка, отказ от патентов для спасения компании Вестингауза, попытки создать радио... Но добавлена весьма любопытная линия (в югославском фильме она тоже была) линия взаимоотношений Теслы с мультимиллионером Морганом, любовная линия с дочерью Моргана и очень интересная история про Сару Бернар.

Оригинально и визуальное решение фильма. Фактически это соединение документального и игрового кино. Между игровыми эпизодами идут вставки, где ведущая расставляет основные исторические акценты; показывают сцены, которые могли бы быть; интересно играют со временем. Например, смоделирована ситуация примирения Эдисона с Теслой, и в следующем же кадре в антураже XIX века появляется сотовый телефон. Смотрится свежо и необычно.

Увы, чисто визуально фильм оказался бедным. Бюджет был явно ограничен до предела, поэтому нам показывают задники со старыми фото, гравюры, картины - но не башню Теслы или Ниагарскую электростанцию. На удивление, этот прием вполне работает и не вызывает отторжения. Кстати, так же выкручивались в замечательном фильме «Гинденбург»: у создателей не было средств показать крушение дирижабля, и цветная картинка эффектно переходила в черно-белую хронику взрыва воздушного корабля.

Но вернемся к «Тесле». В итоге мы имеем неплохой познавательный фильм, рассказывающий не об эксцентричном фрике, а о великом изобретателе, создавшем трехфазную сеть и почти все, что в нее включено.

Говорят, что наивысшая награда для ученого - это когда его фамилию начинает писать с маленькой буквы, так как она стала единицей измерения. В метрической системе СИ магнитная индукция измеряется в теслах.

Оценка фильма: 7/10

К сожалению, нашего эксперта снова огорчили переводчики. «Тут, правда, нет таких вопиющих ляпов, как в дубляже «Войны токов», но в ряде мест технические моменты переведены явно неверно. Особенно не дается несчастным лингвистам-гуманитариям commutator в электродвигателе. В «Войне токов» он так и стал коммутатором, в «Тесле» стал переключателем. Правильно - щеточно-коллекторный узел. Для этого всего лишь надо заглянуть в Википедию. Да и с переводом названия главного изобретения Теслы - асинхронного электродвигателя - тоже не задалось», - поясняет Дмитрий Троицкий.