В Туле начался постепенный выход из режима коронавирусных ограничений. Сначала открылись парки. За ними – музеи и библиотеки.

По словам министра культуры РФ Ольги Любимовой, с середины июля ожидается открытие кинотеатров и показ новых фильмов. «Мы говорили о возможной дате открытия кинотеатров 15 июля, и она остается актуальной», - отмечает министр.

А пока эксперт Дмитрий Троицкий продолжает знакомить нас с фильмами, которые из-за пандемии мы не смогли посмотреть в кинотеатрах. Цикл рецензий выходит в нескольких частях. Подборки составлены на основе баллов, выставленных в ходе киноэкспертизы.

Низшие оценки – 4 и 5 из 10 баллов достались четырем фильмам

Шесть картин получили оценку 6 из 10. 

Сегодня представляем шесть киноработ с оценками от 7 до 9 баллов.

 

Охота (The Hunt)

Оценка: 7/10



Фильм весьма оригинальный и многослойный, поэтому неудивительно, что он вызвал ожесточенные споры и столкнулся с большими проблемами в плане проката еще до COVID. Внешне это классическая охота на человека. Кстати, начало жанру положила французская «Миллионная игра», а «Охота» формально - экранизация рассказа аж 1924 года. И антураж здесь вполне соблюден: люди оказываются в роли добычи и вынуждены спасаться. При этом число покойников тут весьма велико, хотя большинство смертей поданы в весьма комедийном ключе. Но заглянув глубже, мы понимаем, что «Охота» - это явление американской политики. Правда, второй слой зрителями, далекими от противостояния республиканцев и демократов, считывается с трудом. Но о нем говорит многое: и упоминаемые штаты выбраны не случайно, и общий посыл «богатые отстреливают бедных», и занятное обсуждение политкорректности и расовых проблем (как в воду смотрели в свете последних событий). Красной нитью через фильм проходит отсылка к «Скотному двору» Оруэлла, которая начинается уже в первых кадрах и прямо озвучивается в финале. В общем, «Охота» - это не столько кровавый триллер, сколько политическое заявление. Недаром фильм критиковал сам Трамп, а с выходом на экраны произошла знатная заминка. Но даже без этого аспекта картина вполне смотрибельна.

 

Зыбь (Als de dijken breken)

Оценка: 7/10



Шестисерийный голландско-бельгийский телефильм показывает то, чего жители Бельгии и Нидерландов боятся больше всего. В центре сюжета - страшное наводнение, затапливающее страны, большая часть территории которых ниже уровня моря.

Я нежно люблю Бельгию, и сцены затопления таких родных и знакомых Остенде, Зеебрюгге и пр. производят гнетущее впечатление. Нет, «Зыбь» - это не фильм-катастрофа. По понятным причинам тут нет масштабных съемок в духе Эммериха. Но присутствует целый ряд сильных человеческих трагедий: от тонущих в камерах заключенных до потерявшейся маленькой девочки.

В катастрофической ситуации люди ведут себя по-разному, а вот политики, увы, всегда одинаково. Вся государственная система тут подвергается просто беспощадной критике, и перед разгулом стихии сильные мира сего оказываются позорно беспомощными. И это еще страшнее, чем наводнение.

 

Виски Ромео Зулу (Whisky Romeo Zulu)

Оценка: 8/10



Про этот аргентинский фильм я узнал из канала Дениса Оканя, известного капитана гражданской авиации. «Виски Ромео Зулу» - очень страшная история о том, к чему приводит пренебрежение нормами безопасности.

Главный герой - капитан В737 в реально существовавшей авиакомпании Lapa, где эффективные менеджеры плевать хотели на все, что не приносит денег. Самолеты уходят в небо с трещиной в стабилизаторе, с неработающими авиагоризонтами и прочим оборудованием (очень хороша сцена с огнетушителем), записи подделываются... А капитан, пытающийся летать по правилам, быстро становится крайне неудобным.

Все показанное происходило в Аргентине, но от него веет чем-то родным. У нас, увы, отношение часто такое же. «Они полетели без авиагоризонта? - Ну и что? Долетели же!» В финале фильма - не долетели. И это реальная, а не киношная катастрофа. В737 пошел на взлет, не выпустив закрылки, так как пилоты флиртовали со стюардессами. В кабине был полный хаос. Сhecklist никто и не думал читать, а назойливую сигнализацию о невзлетной конфигурации просто проигнорировали. И 64 трупа в результате.

Смотреть на все это страшно. Особенно ужасно то, что все руководство авиакомании и значительная часть пилотов не видят в происходящем ничего особенного: «и так сойдет», «всегда так летали», «да не так уж и сильно косил авиагоризонт»... И всем плевать на написанные кровью требования безопасности.

 

Все любят китов (Big Miracle)

Оценка: 8/10



Чуть наивный, но добрый, свежий и вдохновляющий фильм. Реальная история 1988 года о том, как в ледяном плену на Аляске застряла группа серых китов.

Против животных было все: стихия, местные эскимосы, которые уже совсем было собрались полакомиться китовым мясом, нехватка сил и средств у пытающихся помочь представителей Greenpeace... Но помогла большая политика. История дошла до Белого дома (еще при Рейгане), а на носу выборы. И поднимают армию, и два гигантских военных вертолета тащат ледокольную баржу, проламывая канал во льдах, а проруби для погибающих китов пытаются отогреть чуть ли не бытовыми тепловентиляторами. При этом режиссер не скатывается в елейный ура-патриотизм. Желающих нажиться на китах тоже оказалось немало. Особенно хороши мальчик, торгующий картонками, и президент нефтяной компании. Когда ситуация становится хуже некуда, несмотря на все сопротивление военных, на помощь приходят русские. Мало в каком голливудском фильме нас показали с такой искренней симпатией. В кульминационной сцене огромный русский атомный ледокол таранит несокрушимые льды. Его экипаж показан настоящими героями, идущими на огромный риск ради спасения животных. Компьютерная графика, конечно, малобюджетная, но общего впечатления не портит.

Хэппи-энд тут весьма относительный: спасли не всех китов, ледокол здорово повредили, военная баржа застряла намертво, провалившему операцию полковнику крепко досталось... Но показанный дух сотрудничества русских и американцев и развевающиеся на одном флагштоке флаги наших стран - это здорово!

 

Тим Талер, или Проданный смех (Timm Thaler oder das verkaufte Lachen)

Оценка: 8/10



Последние годы немецкий кинематограф все чаще радует отличными фильмами. «Тим Талер» многим известен по еще советской экранизации - неплохой, но неимоверно затянутой. И вот новая киноверсия написанной в 1962 году книги Джеймса Крюса – истории о том, как опасно совершать сделки с дьяволом. Интересно, что в новом фильме возможны две интерпретации имени барона Треча (анаграмма слова «черт»). Lefuet – Teufel – дьявол и пришелец.

Арвер Фризе в 15 лет отлично сыграл 12-летнего мальчика. А играть человека, продавшего свой смех, весьма непросто. Тут вообще все показано убедительно: социальное расслоение, жизнь ипподрома, работа отеля, сложности и непонимания первой любви... Компьютерные крысы тоже вышли на уровне. Действие не провисает, смотреть фильм реально интересно.

 

Убежище (Freistatt)

Оценка: 8/10

Оказывается, с 1945 аж по 2010 годы в Германии существовало несколько тысяч исправительных заведений для подростков, в которых в полной мере воспроизводились традиции концлагерей. Самое ужасное - родители отправляли туда детей добровольно, без суда и полиции. И эта линия полного нежелания взрослых разбираться в делах детей - самая пронзительная в фильме. Показано много страшного: тюремные нравы ужасны в любой стране, как установка любой ценой сломать характер человека, попавшего в подобное место. Все хороши: и тюремщики, и заключенные.

Главного героя Вольфганга отправляет в этот Фрейстатт (кстати, русское название переведено явно через аннглийский, там Sanctuary) невзлюбивший его отчим - сам по себе парень ничего плохого не сделал и преступником уж точно не является. И 14-летний человек изо всех сопротивляется ломающей его системе. И все же сохраняет свое достоинство и свой характер, несмотря ни на что.

Фильм сильный и тяжелый. Он заставляет задуматься: почему же в стране благополучных бюргеров раз за разом воспроизводятся «освенцимы»? Почему родителям плевать на детей? Почему столь беспричинно мерзко поведение показанной в фильме девушки? И еще немало таких же «почему»...

 

Кролик Джоджо (Jojo Rabbit).

Оценка: 9/10



Оскар за лучший сценарий - вполне заслуженный, как и «Золотой глобус», и еще три десятка наград. Режиссёр Тайка Вайтити снял необычную вещь, с уникальным смешением жанров: комедия, драма, война...

В центре - 10-летний мальчик из Гитлерюгенда, у которого есть воображаемый друг - сам бесноватый фюрер, а потом появляется друг настоящий - еврейская девушка, скрывающаяся в его доме. Фильм тонко балансирует между смешным и трагичным. Особенно хорош, как всегда, персонаж великолепного Сэма Рокуэлла, а на сцене со шнурками на глаза наворачиваются слезы. Очень страшен боевой эпизод в конце, когда в мясорубку битвы за Берлин нацисты бросают детей.

Показанная история - непростая и многослойная. Она задает неудобные вопросы. Как получилось, что умный и талантливый народ вляпался в нацизм? Как совершенно дикая геббельсовская антисемитская пропаганда могла восприниматься на полном серьезе? И что делать русским победителям с десятилетним мальчиком в форме со свастикой?

«Джоджо» - тяжелый фильм, но это одна из тех картин, которые надо смотреть.