«Тухлый Дунай» - такое унизительное прозвище дали жители Тулы Щегловскому ручью, протекающему по Пролетарскому району города. И действительно, сегодня славная история этих мест скрыта под завалами полиэтиленовых пакетов, пачек от чипсов и прочего мусора. А сто лет назад запущенный ручей именовался речкой Щегловкой и открывал путь к богатому историческому наследию этой местности.

Речка Щегловка - правый приток Упы - одно из звеньев в цепи названий с основой Щеглов. Именно такой была фамилия «засечного сторожа» начала XVII века. От нее получила название Щегловская засека. Подробности узнаем, читая исторический очерк Николая Ивановича Троицкого «Тульский Богородичный общежительный мужской монастырь, что в Щеглове».

Николай Иванович Троицкий (1851 - 1920) - русский богослов и духовный писатель, археолог, краевед, собиратель древностей, публицист, создатель первого музея Тульской губернии «Палата древностей» (1886). 

Тульский Богородичный монастырь находится близ г. Тулы, на восточной ее окраине, в так называемом Щеглове. Как местность этого монастыря, так и его возникновение, имеют свое историческое значение.

В XVI веке Тула входила в число украинных городов Московского княжества. Ближайшая к Москве пограничная линия была обозначена целым рядом фортификационных валов и сторожевых засек, которые служили обороной от набегов татар и других врагов отечества. Из таких засек ближайшие к Туле две – Малиновская на юго-западе и Щегловская на северо-востоке от нее. Они были соединены валом, который проходил через город Тулу с юга на восток и северо-восток. Выходя из города, на северо-восточной стороне его сторожевой вал пересекал трактовую (большую почтовую) дорогу из Тулы в Венев. На месте этого пересечения вал имел ворота, которые были названы «Щегловыми», конечно, по фамилии заведовавшего этими воротами дозорного воеводы Щеглова. А потом и засека, прилегавшая к этому валу с юго-востока, получила именование Щегловой, или Щегловской засеки, - пишет Троицкий, ссылаясь на Историческое обозрение Тульской губернии Ивана Афремова 1850 года.

Сторожевые валы и засеки имели назначение предупреждать и задерживать вражеские набеги. Тем не менее, время от времени, беда подступала и к самым стенам Тульского кремля. Так, в 1552 Крымский хан Девлет-Гирей поворотил на Тулу и решил взять эту крепость - в то время, после Москвы и Смоленска, одну из сильнейших. Грозный хан 21-го июня приблизился к стенам кремля, а 22-го начал приступ – с юго-восточной стены. Горожане столь геройски отразили приступ татар, что Девлет-Гирей на утро 23-го числа в страхе отступил на юг по Дедиловской дороге и уходил по 60–70 верст в сутки.

Как смотрели современники на совершающееся одоление Крымского хана, об этом определенно дает знать летопись. Троицкий цитирует ее по Воскресенскому Новоиерусалимскому списку. «Царь же (Девлет-Гирей), прииде на Тульские украйны и роспусти воя своя, а сам ста у града Тулы. Божиею милостию и Пречистыя его Матери и чудотворец Русских вниде в него страх и убояся велми, и стоя три дни, и не дождався люди из загонов (отрядов, разосланных по окрестностям), и великим страхом побежа. Воеводы же великаго князя (Московского царя Ивана Васильевича) многажды ту на Крымских людей исходиша, и много их убиша, и инех же поимаша и к великому князю на Коломну приведоша; и воеводы же великаго князя из украинных мест тульских царя (Крымского) прогнаша, и такоже возвратишася к великому князю. И князь великий возвратися с радостию великою, за еже возвратися царь (Крымский) вскоре и побежа без успеха. И тако повелевает вскоре епископу Коломенскому Спасу и пречистой Богоматери молебная совершати».

Возблагодарив Господа за очевидное дело его дивного милосердия, предки наши – туляне, по обычаю древности, здесь, на месте наибольшего кровопролития, против юго-восточной стены кремля, на костях падших в битве и похороненных здесь граждан и бояр, в память «дивного дела милосердия Божия», решили воздвигнуть монастырь во имя Третьего Обретения честныя главы св. Иоанна Предтечи – тезки Ивана Грозного.

Предтечев монастырь, первоначально деревянный, потом каменный, существовал до конца XVIII века. В 1799 году поступил указ Св. Синода о перенесении в Тулу архиерейской кафедры и образовании тульской епархии. Предтечев монастырь упразднили и обратили в архиерейское подворье.

Ворота архиерейского подворья

К середине XIX века из всех церквей бывшего Предтечева монастыря осталась лишь одна весьма обветшавшая каменная церковь — Похвалы Богородицы. В 1887 году на нижнем этаже этой церкви, с южной стороны было устроено помещение для Тульского епархиального древлехранилища, основанного Николаем Ивановичем Троицким. На 1 января 1890 года в древлехранилище насчитывалось 823 предмета, и через три года коллекция получила новое помещение. Здания архиерейского подворья частично сохранились до наших дней в перестроенном виде на территории Управления ФСБ по Тульской области.

Церковь Похвалы Богородицы

Но вернемся к историческому очерку Троицкого, где он описывает события XIX века.

Памятуя о Предтечевом монастыре и о великом событии, в память которого он был построен, граждане всегда и справедливо сожалели о его упразднении и не переставали желать, чтобы он был здесь восстановлен. Но Господу-Промыслителю угодно было указать иное место для обители, которая должна была заменить собой Предтечев монастырь: обитель иноческая должна была возникнуть уже не в средине многолюдного и шумного города, где была обитель Предтечи, а в тиши уединения – под сению вековой Щегловской засеки.

Так начинается история Богородичного Пантелеимонова Щегловского монастыря. Он основан в 1859 году и по сей день хранит духовную связь с событиями XVI века.

От монастырских стен из источника освященного в честь великомученика и целителя Пантелеимона берет свое начало нынешний Щегловский ручей.

Почему же раньше он считался рекой? По слухам, даже полноводной. Дело в том, что средневековое понятие полноводности значительно отличалось от современного, и сейчас сложно судить насколько силен был водный поток. На планах Тулы XIX века Щегловка, в отличие от Упы и Тулицы, рекой не именуется. Ее отмечают речкой, используя уменьшительный суффикс. Что указывает на сравнительно небольшую водоносность.

Фрагмент плана 1891 года

На планах города XVIII века Щегловка не отмечалась.   

Но, как говорится, мал золотник, да дорог. Богородичный Пантелеимонов Щегловский мужской монастырь бережно хранит традицию совершения крестного хода к истоку бывшей Щегловки - на святой Пантелеймонов источник. По преданию, у родника неоднократно происходили чудесные исцеления от разных болезней. В монастыре почитается икона святого великомученика Пантелеймона, пред которой молятся о здравии душевном и телесном.

Но вода, проистекающая из святого источника кощунственно завалена мусором. Щегловский ручей болен, и ему тоже очень нужна помощь святого и людей.