Жан-Ксавье Рауль, фотограф французского происхождения, похоже, оставил след не только в отечественной и мировой истории фотографии, но и в истории создания фейков. На шокирующие совпадения обратил внимание исследователь Александр Деревщиков и рассказал об этом в своем блоге

Жан-Ксавье Рауль - автор снимков, представленных в альбоме «Несколько народных типов России». За серии этнографических фотографий он получил награды на Парижской географической выставке (1875) и на Всемирной выставке в Париже (1878). Полтора века работы Жана-Ксавье Рауля использовались русскими историками, исследователями, реконструкторами, и никто, кроме Александра Деревенщикова, не обратил внимания на странные совпадения деталей, сфотографированных якобы в разных губерниях.

Как во Владимире и Бухаре мог оказаться один и тот же забор?

«А это Тула, Москва и Калуга. Всё тот же забор... И домик с треугольной крышей. И шляпа в Калуге подозрительно похожа на московскую! При ближайшем рассмотрении мы понимаем, что это та же самая шляпа», - пишет Александр Деревщиков.

Этот же забор обнаружен и в Казани.

Фото из архива Нью-Йоркской публичной библиотеки. Внизу страницы можно увидеть рисунок медалей, полученных в Париже и логотип ателье в Одессе.

И правда, зачем тратить время и деньги на путешествие по всей стране, если все фотографии можно сделать в одном одесском дворе. Но как же современники фотографа допустили такой обман?

Возможно, издание такого альбома отлично вписывалось в систему идеологического строительства Российской империи второй половины XIX века, когда государство активно развивало формулу «самодержавие, православие, народность». При Александре II концепция панславизма стала ядром и внешней, и внутренней политики. Вынашивались амбициозные планы воссоединения всех народов славянского происхождения в пределах границ единой сверхдержавы. В контексте Славянского съезда в Москве 1867 года прошла масштабная этнографическая выставка, в которой особая роль уделялась фотографии. Машина пропаганды работала на полную мощность и тонкостей не разбирала. Господдержку получали не качественные проекты, а идеологически верные.

Хорошенько подзаработав на этом, Жан-Ксавье Рауль поспешил вернуться на родину, и в 1890-х открыл фотоателье на юге Франции.