Почти с фотографической точностью запечатлел столицу Чехии наш земляк Порфирий Никитич Крылов. Его картина называется «Вид на старую Прагу». Художник акцентировал внимание зрителя на двух самых знаменитых достопримечательностях города. Это возвышающийся над Пражским Градом собор святого Вита и Карлов мост, соединяющий Старое Место и Мала Страну.

Примечательна локация, которую автор выбрал для своей работы. Крылов стоит на восточном берегу реки Влтавы возле Староместской водонапорной башни. В конце XIX века она потеряла свое значение, как часть системы водоснабжения города. Башню реконструировали, и в мае 1936 года у здания началась новая жизнь - свои двери открыл музей, посвященный основоположнику чешской национальной композиторской школы Бедржиху Сметане. Мировую известность ему принесла комическая опера «Проданная невеста», а в Чехии каждому школьнику знаком цикл из шести симфонических поэм «Моя родина». Одна из них называется «Влтава» и считается неофициальным национальным гимном.

Прозрачные воды главной чешской реки игриво омывают опоры Карлова моста. Их веселость на картине П.Н. Крылова неслучайна. Если перевести взгляд чуть выше по течению (буквально метров на 30-50), то можно увидеть речные пороги, давшие название городу. Прага – означает порог.

История Карлова моста начинается в 1357 году. Рано утром 9 июля Карл IV лично прибыл к началу строительства, дабы в 5 часов 31 минуту торжественно заложить первый камень. Астрологи предсказали, что при выполнении этого условия мост выстоит столетия. Числовой палиндром ли тому причиной или деревянные рассекатели берегущие опоры моста, но он действительно стоит по сей день и служит надежным источником для доброго десятка пражских легенд.

По преданию, именно с Карлова моста был сброшен в мешке почитаемый в Чехии святой Ян Непомуцкий. В том самом месте, где тело святого погрузилось во Влтаву, над водой якобы видели свечение в виде 5 звёзд, поэтому его скульптуру на Карловом мосту легко отличить от прочих 30 изваяний святых.

Протяженность Карлова моста – 520 метров, и его венчают башни, названные по соединенным районам на разных берегах Влтавы. На картине Крылова мост завершается Малостранскими башнями. Их две. Высокая – более молодая, она построена в 1464 году. Ее старшая «сестричка» - датируется XII веком.

В левой нижней части панорамы мы видим здания на острове Кампа. С одной стороны он омывается Влтавой, а с другой – искусственным каналом с мифическим названием Чертовка. Первыми жителями Кампа были каменщики и плотники, которые следили за состоянием Карлова моста и по необходимости ремонтировали его. Сегодня остров известен своим парком и Музеем современного искусства. 

В верхней левой части картины – купола базилики Святого Микулаша (1704-1710 гг.) – яркого и невероятно эффектного барочного храма на Малостранской площади.

Центральную и правую часть картины занимает комплекс Пражского града. Крылов показывает его как неприступный бастион, завершая с правой стороны Черной башней (1135 г.). Это единственная полностью сохранившаяся башня Града романской постройки. В XIV веке она называлась «Золотой», так как ее крыша была покрыта позолоченными пластинами, однако, во время пожара 1541 года башня полностью почернела.

Левее виднеются башенки базилики святого Йиржи (Георгия) - старейшей сохранившейся церкви на территории Пражского Града. Она заложена в 920 году.

Центр картины – собор святого Вита, Вацлава и Войтеха - гордость и трепетно оберегаемый национальный памятник Чехии. Его называют жемчужиной европейской готики, но на самом деле постройка эклектична, ведь храм возводился шесть веков. Официальная продолжительность строительства: с 1344 по 1929 год. Над собором работали самые выдающиеся чешские архитекторы, художники и скульпторы. В итоге храм получился величественным, грандиозным, восхитительным и таинственным, впитавшим в себя всю магию Праги.

Судя по расположению теней, Порфирий Никитич писал картину ранним утром: пешеходный Карлов мост пуст, а Пражский Град освещен нежными лучами восходящего солнца.

В середине XX века комплекс Пражского Града был в основном закрытым для общественности. И только в 1989 году, когда к власти пришёл Вацлав Гавел, его двери стали распахиваться одна за одной. Сейчас вход на территорию Града свободный для всех. При желании можно купить музейный билет и посетить внутренние помещения храмов, дворцов, башен, а также Злату улочку.

***

Выражаем благодарность Музею П.Н. Крылова за возможность виртуального путешествия в столицу Чехии. Как только завершится режим ограничений, введенный из-за пандемии COVID-19, мы обязательно отправимся в Прагу и сфотографируемся на фоне чудесного вида, предложенного нашим земляком.

Автор Ольга Вострикова.