Накануне в Туле прошла ежегодная акция «Ночь музеев». В этот раз ее впервые организовали в виртуальном формате. Конечно, мы скучаем без музейных встреч, но онлайн дал возможность успеть всюду и выбрать самое интересное и ценное – то, к чему захочется вернуться после снятия режима ограничений.

Наше путешествие началось в Выставочном зале с видео-экскурсии по экспозиции «Беспощадно разгромим врага», посвященной 75-летию Великой Победы. О военных картинах рассказала методист Наталья Шекова.

 

Тем временем Тульский музей изобразительных искусств подвел итоги конкурса «Живая картина». Наибольшее количество баллов набрала Евгения Анатольевна Селькина и ее версия работы неизвестного художника «Женщина с письмом».

Здесь же выяснилось, что изображенные на столе предметы редко имеют случайный характер. Еще в XVII веке сложилась развитая и весьма изощренная символическая система, пользуясь которой, художники могли написать картину, практически, как философский трактат. Об этом мы узнали из лекции научного сотрудника музея Марии Серовой.

 

В Доме-музее В.В. Вересаева мы стали участниками виртуального вернисажа работ яркого и самобытного автора Людмилы Христофориди. Именно ее скульптуры скоро украсят усадьбу Смидовичей в рамках арт-проекта «За садовой оградой». Творческие начала Людмилы Михайловны проявились довольно давно. За освоением техники письма маслом последовало увлечение реставрацией антикварной утвари и скульптурной лепкой. За последние годы Людмила Михаловна создала множество оригинальных работ. Под ее руками буквально оживают сказочные птицы и звери.

 

Для неведомых наречий встрепенулся и затих

С небесами жаждет встречи зарождающийся стих,

Блеском крыльев голубиных белый веер засверкал

Это он мелькнул в глубинах золотых твоих зеркал

Где незримо оседая, предвещая столько зла

Обо мне грустит седая несметённая зола

Над рукою истомленной вьётся веер окрыленный.

С поэзией Стефана Малларме мы рассматриваем экспонаты Музея командира крейсера «Варяг» В.Ф. Руднева. Вот, например, веер, который принадлежал Марии Николаевне Рудневой ( супруге В.Ф.Руднева). Он передавался по женской линии и являлся символом верности.

 

Довести до совершенства искусство обращения с веером нам удалось в Богородицком музее и парке. Музейные музы оказались в этом вопросе весьма компетентны.

Искусство веера - признание в любви,

Без слов и писем - дуновеньем ветра,

Сияньем глаз, изгибами брови,

Отточено в веках до миллиметра...

 

Волшебное цветение сирени заворожило нас в Музее П.Н. Крылова на виртуальной выставке «Сиреневый май».

Крылов П.Н.(1902-1990) Сирень в кувшине. 1965.

Пеньков А.И. (1905 - 1995) Сирень. 2-я половина ХХ в.

 

Каких только чудес не случается в Ночь музеев. Нам даже удалось заглянуть в будущее. Музей декоративно-прикладного и современного искусства только готовится к открытию на улице Металлистов, а мы уже видим фрагмент его экспозиции.

 

Уф… Отдохнуть бы, да чайку попить. Самое время присоединиться к флешмобу музея «Тульские самовары» «С самоваром за столом».

- А руки мыли?

Действительно, чуть не забыли. Но сотрудники Тульского областного краеведческого музея не дали нам совершить роковой ошибки. Еще и рушник протянули - непростой, полный загадочных смыслов…

 

Собравшись с силами, мы отправились в музей «Тульские древности», где немедленно начали готовиться к Куликовской битве.

 

Глубоко за полночь нам удалось добраться в Ясную Поляну. Глаза слипались и очень хотелось прилечь. Но не всякое ложе служит только для отдыха. Кожаный диван из Кабинета писателя – это символ рода. На нем родился и сам Лев Николаевич, и его братья, и сестра, и 11 детей, и даже две внучки. 

По доброй традиции, мы завершаем ночной вояж в Тульском музее оружия, где восхищенно наслаждаемся праздничным светомузыкальным представлением, развернувшимся на стенах Богатырского шлема.

***

P.S.

Только наутро, когда материал готовился к публикации, мы вспомнили еще об одном удивительном экспонате – чернильнице из Музея Демидовых. В XVII веке такой аксессуар был необходим всем, кто профессионально связан с работой, требующей письма и чтения – государственным служащим, монахам в монастырях…

И возблагодарили прогресс, подаривший нам виртуальный мир.