Музей-усадьба «Ясная Поляна» представил в виртуальном пространстве спецпроект «Лица Дома Толстого». Соблюдая рекомендации по самоизоляции, можно познакомиться с уникальной коллекцией портретной живописи мемориального Дома писателя, а также узнать о реальных людях и их судьбах.

С середины XVIII века семейный портрет стал неотъемлемой частью усадебного быта. Родовое имение Льва Толстого не было исключением. Писатель хорошо знал историю своей семьи и бережно хранил память о ней. В марте 1884 года Толстой записал в дневнике: «Так же как я ношу в себе все физические черты всех моих предков, так я ношу в себе всю ту работу мысли (настоящую историю) всех моих предков». Он состоял в родстве со многими дворянскими семьями, фамилии которых навсегда вписаны в историю России.

В мультимедийном спецпроекте рассказывается история семьи писателя, воплощенная в восемнадцати живописных полотнах, создававшихся на протяжении XVIII–XIX столетий. Как и при жизни писателя, эти портреты по-прежнему украшают стены его Дома.

Особая ценность живописной коллекции яснополянского музея состоит в том, что портреты самого Льва Толстого, его жены и дочерей были созданы известными русскими художниками – Иваном Николаевичем Крамским, Ильей Ефимовичем Репиным, Николаем Николаевичем Ге, Валентином Александровичем Серовым.

«Где это были у нас дворяне и много ли было таких, которые смогли бы сосредоточить в своей усадьбе несколько больших портретов работы Репина, Крамского, Серова и Ге?! Рядовой представитель того общества, к которому принадлежал владелец Ясной Поляны, должен был бы разориться, если бы захотел просто приобрести у художников те пять портретов, которые и до сих пор висят в яснополянском зале!.. Нет, тут речь идет уже не просто о «дворянине», а о дворянине, вышедшем в деятели мировой культуры, о дворянине – прирожденном гении. И пять бесценных полотен были всего только бескорыстной данью почтительного преклонения и восхищения со стороны первых мастеров русской кисти», – писал Валентин Федорович Булгаков, последний секретарь Льва Толстого.