В условиях ограничений, введенных правительством региона из-за угрозы распространения коронавируса, мы продолжаем виртуально путешествовать по миру с тульскими музеями.

Ранее мы побывали в Египте, на острове Эльба и в Крыму. Сегодняшнее путешествие не столь далекое, но особенное. Мы едем на гастроли!

Ровно 25 лет назад, 25 марта 1995 года, в центре Тулы на проспекте Ленина, 16 был открыт Мемориальный музей Н. И. Белобородова, талантливого изобретателя клавишной хроматической гармоники новой конструкции и организатора первого в мире оркестра гармонистов.

Музей расположен в доме, построенном в конце XVIII века дедом Николая Ивановича – достаточно богатым человеком. После его смерти дом был поделен между наследниками. В середине XIX века владельцем половины 2-го этажа стал Николай Иванович Белобородов.

Именно здесь проходили репетиции оркестра гармонистов под управлением Н. И. Белобородова. Позднее власти разрешили им использовать старое деревянное здание Дворянского собрания.

В репертуаре были такие произведения как Увертюра к опере М. Глинки «Жизнь за царя», Увертюра к опере Ф. Герольда «Цампа», Увертюра к оперетте Ф. Зуппе «Пиковая дама», вальсы И. Штрауса, другие классические вещи, марши, вальсы, народные песни «По улице мостовой», «Камаринская» и др. Н. И. Белобородов был не только первым педагогом, обучающем игре на хроматической гармони, он также стал первым сочинять музыку для хроматической гармони и делать аранжировки произведений для созданного им оркестра. Среди его сочинений кадриль «Охота», «Полька-фантазия» и другие вещи.

Среди ценителей мастерства гармонистов был Л. Н. Толстой, перед которым оркестранты выступили летом 1893 года на даче Белобородова вблизи Косой Горы. По воспоминаниям внучки писателя Анны Ильиничны существовали тропинки, ведущие из Ясной Поляны на Косую Гору, по которым ходили за 6-7 вёрст от усадьбы. После дачного концерта белобородовцы вручили великому русскому писателю почетный адрес и членский билет Тульского общества любителей музыкального и драматического искусства.

Свой нынешний промышленный вид Косая Гора обрела позже, чем обязана металлургическому заводу – гиганту, основанному в 1896-1897 годах. К слову, Л. Н. Толстой и его семья посетили молодое производство, о чем Софья Андреевна в своем дневнике написала: «Очень интересно, но грустно смотреть на этот ад, в котором день и ночь жарятся люди». Очевидно, что дачное соседство Толстым было значительно приятней промышленного.

Первое публичное выступление оркестра Белобородова состоялось 22 февраля 1897 года в малом зале тульского Дворянского собрания.

Дом Дворянского собрания (на пересечении пр. Ленина и ул. Гоголевской) исключительно интересен как своей архитектурой, так и многочисленными фактами, памятными событиями в истории Тулы. Но прежде всего заметен его след в культурной жизни города. В стенах Дворянского собрания выступали Ф. И. Шаляпин и С. Ф. Рахманинов, русские драматические актеры М. Н. Ермолова и О. Л. Книппер-Чехова.

Успешно дебютировав на родине, коллектив гармонистов неоднократно демонстрировал своё мастерство не только в Туле, но и в Калуге, Серпухове, Алексине, Ефремове.

Большим событием в жизни оркестра стал концерт в Московской консерватории.

Консерватория в Москве была основана в 1866 году, торжественное открытие состоялось 1 сентября. Главным инициатором создания консерватории был Н. Г. Рубинштейн, соучредителем — князь Николай Петрович Трубецкой. Финансирование Консерватории осуществлялось за счёт доходов Русского музыкального общества от концертной деятельности, а также городских и правительственных субсидий, пожертвований частных лиц и платы за обучение.

В конце 1902 года Н. И. Белобородов вручил свою дирижёрскую палочку с надписью «На добрую память» Владимиру Хегстрему, которым вскоре был организован новый оркестр.