В преддверии Нового года хочется сказки, и в Доме Крафта Тульского историко-архитектурного музея открылась выставка с самым что ни наесть волшебным содержанием и названием - «Тридевятая реальность».

Сюжетная основа акварелей Виталия Федоровича Сорокина, казалась бы, и традиционна для русской пейзажной графики и живописи, но ландшафт в его работах наполнен вымышленными, мифологическими персонажами.

В творчестве художника природа предстает как таинственный, полный загадок мир. Его живописная поэтика в опасной близости соседствует с черно-белой прозой Косогорского металлургического завода, но отделена прочной гранью, преодолеть которую дано только человеку с особым даром.

«Традиционно ТИАМ знакомит с творчеством, которое мало известно тульской публике, - говорит куратор выставки Армен Аганесов. - Я рад содействовать этому и благодарю Виталия Федоровича за доверие. Мы представляем не только качественно исполненные работы, но и художника: его приверженность теме, погруженность в нее, цикличное возвращение с течением времени. В итоге получилось громкое, звучащее высказывание. Выставка изысканно и мягко продавливает реальность. Путь автора провоцирует зрителя на встречное движение. Шаг за шагом акварели затягивают и уводят в иное измерение, которое мы и назвали тридевятой реальностью».

Заведующий выставочным отделом Денис Бычихин отмечает, что настоящее мастерство – это не только показанные зрителю муки творчества, но и когда ты, словно бы, и не видишь самого художника. Доступно только то, что он выхватил и переработал из реальности. «Мне кажется, что Виталий Федорович – художник-аристократ, который никогда не бывает навязчив. Через него сквозит культура, воспитание, традиции, все что угодно, но сам он никогда не ячествует. Работы Сорокина аристократичны в лучшем смысле этого слова. В них, вроде бы, и нет автора, но присутствует гимн, торжественное песнопение какой-то особой реальности», - комментирует экспозицию Бычихин и цитирует строки Николая Заболоцкого:

Вращая круглым глазом из-под век,

Летит внизу большая птица.

В ее движенье чувствуется человек.

По крайней мере, он таится

В своем зародыше меж двух широких крыл.

На «переописание» знакомой реальности обращает внимание и культуролог Вадим Касаткин: «На вопрос о своем стиле ВС отвечает: реализм. На закономерный вопрос вдогонку (а как же красавицы? А чудовища как?): я их вижу. Как верифицировать визионерство? А никак. Лучше о чем-то безусловном».

Знатоки искусства обещают продолжить свои рассуждения в рамках традиционного тиамовского «Квартета», который соберется в мире «Тридевятой реальности» до 8 января 2020 года.