Вот дароносица, как солнце золотое,

Повисла в воздухе – великолепный миг.

Здесь должен прозвучать лишь греческий язык:

Взят в руки целый мир, как яблоко простое.

Эти возвышенные и проникновенные строки, написанные Осипом Мандельштамом в 1915 году, могут служить эпиграфом к уникальной выставке, открывшейся в Доме-музее В.В. Вересаева.

За скромным названием «Мелкая пластика церковной утвари» скрывается глубокая внутренняя наполненность, значимость и особый свет веры и духовности, которым пропитана выставка.

«На эмоциональном уровне выставка далась очень трудно. Непростую судьбу этих экспонатов можно только предполагать. Поэтому мы подходили к ним с особым трепетом и ответственностью. Важно было не обидеть, не осквернить святыни», - рассказывает заведующая Домом-музеем В.В. Вересаева Виктория Ткач.

Открытие экспозиции религиозной тематики продолжает исторические традиции дома Смидовичей. Из «Воспоминаний» писателя следует, что по воскресеньям и праздникам семья обязательно ходила в церковь ко всенощной и обедне. Особенно религиозна была мама писателя Елизавета Павловна. Девушкою она даже собиралась уйти в монастырь.

«В церкви мы с приглядывающимся изумлением смотрели на нее: ее глаза сняли особенным светом, она медленно крестилась, крепко вжимая пальцы в лоб, грудь и плечи, и казалось, что в это время она душою не тут. Веровала она строго по-православному и веровала, что только в православии может быть истинное спасение», - писал Викентий Викентьевич.

Маме посвящено и первое стихотворение Вересаева «Молитва».

Тему духовных отношений в семье поддержал руководитель православного клуба «Родник» при храме Сергия Радонежского Владимир Сергеевич Алешин. Он проникновенно прочитал стихи русских поэтов, посвященные матери.

«Посетители выставки видят уникальные предметы из фондов Тульского областного краеведческого музея – церковную утварь, которая используется в большинстве богослужебных обрядов. Здесь представлена малая часть того, что хранится в фондах», - отмечает хранитель музея В. В. Вересаева Бэлла Чернова.

Самый старый экспонат на выставке датируется 1741 годом. Это потир – сосуд для богослужений, применяемый при освящении вина и принятии Святого Причастия. Глубокая чаша с длинной ножкой и круглым основанием выполнена из серебра и украшена эмалями.

Чуть ниже – дарохранительница XVIII века - особый сосуд в форме храма или часовни. Он размещается в алтаре на престоле и хранит Святые Дары. Эти частицы употребляются для причащения на дому тяжело больных и умирающих людей. Небольшие переносные дарохранительницы называют дароносицами. Их тоже можно увидеть в экспозиции.

Напротив - иконы, ризы, канделябры, кадило, чаши, складни… Можно только дивиться красоте и тонкости работы. Каждый предмет – это застывшая молитва мастера и ответ на нее свыше.

Созерцание церковных раритетов, вероятней всего, перенесших время гонений, но сохраненных музеем, обращает к вере, покаянию и добрым делам во спасение себя и ближних.

Выставка в Доме-музее В.В. Вересаева будет работать до 13 декабря.