Пётр Ильич Чайковский - русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик.

Как композитор-профессионал Чайковский сформировался в 1870—1880 годы, ознаменованные большим подъёмом общественной и культурной жизни Российской империи. Его наследие представлено разными жанрами: десять опер, три балета, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), 104 романса, ряд программных симфонических произведений, концерты и камерно-инструментальные ансамбли, хоровые сочинения, кантаты, фортепианные миниатюры и фортепианные циклы. Творчество Чайковского представляет собой чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.

Петр Чайковский родился 7 мая 1840 года в дворянской семье в Воткинске Вятской губернии. Отец будущего композитора, горный инженер Илья Чайковский, был директором местного завода, а мать Александра Ассиер — пианисткой. Кроме Петра в семье Чайковских было еще четверо детей.

В 1848 году отец композитора вышел в отставку и вместе с семьей переехал в Москву, а затем в Петербург. Там Петра Чайковского отдали в Императорское училище правоведения — родители хотели, чтобы он получил юридическое образование. Однако уже в то время будущий композитор с удовольствием занимался музыкой.

Окончив училище, Чайковский поступил на работу в Министерство юстиции. Успехов на службе у него не было и в 1863 году Перт Ильич уволился и сосредоточился на творчестве. Многие родственники не приняли решения Чайковского. Композитору пришлось переехать в более дешевую квартиру, экономить на одежде. Сестре Чайковский писал: «Не подумай, что я воображаю сделаться великим артистом, - я просто хочу делать то, к чему меня влечет призвание; буду ли я знаменитый композитор или бедный учитель, - но совесть моя будет спокойна».

Длительное время помощь композитору оказывала меценатка Надежа Филаретовна фон Мекк, владевшая землей в Хрусловке Веневского уезда и организовавшая там строительство дворца и парка.

Чайковский был загружен работой в консерватории и зарабатыванием денег поэтому, по мнению вдовы фон Мекк, уделял катастрофически мало времени созданию собственных произведений. Проникнувшись ситуацией композитора, Надежда Филаретовна заказала у него ноты. В 1877 году завязалась переписка…

Надежда Филаретовна назначила Чайковскому жалование 6000 рублей в год. По тем временам это было серьезная сумма, которая позволила Чайковскому решить все финансовые проблемы и уйти из консерватории. Путешествия Чайковского в Европу тоже финансировались Надеждой фон Мекк. Так, в Швейцарии он закончил оперу «Евгений Онегин». В письме фон Мекк композитор сообщал: «Никогда, ни на одну секунду, работая, я не позабуду, что Вы даете мне возможность продолжать мое артистическое призвание».

В благодарность великий композитор посвятил Надежде Филаретовне свою 4-ю симфонию. В 1878 году в Москве на концерте Русского музыкального общества симфонию исполнил Николай Рубинштейн, а вскоре с успехом прошла премьера «Евгения Онегина». В газете «Московские ведомости» написали, что «прелестная музыка Чайковского достойна прелестных стихов Пушкина».

Чайковский переписывался с Надеждой Филаретовной 13 лет, делился с ней откровенными мыслями, но никогда не встречался. Например, главным своим «заболеванием» композитор в письмах называл мизантропию. «…Мизантропия особого рода, в основе которой вовсе нет ненависти и презрения к людям. Люди, страдающие этой болезнью, боятся не того вреда, который может воспоследовать от козней ближнего, а того разочарования, той тоски по идеалу, которая следует за всяким сближением. Было время, когда я до того подпал под иго этого страха людей, что чуть с ума не сошел. Обстоятельства моей жизни сложились так, что убежать и скрыться я не мог. Приходилось бороться с собой, и единый бог знает, чего мне стоила эта борьба».

Надежда фон Мекк умерла в 1894 году от туберкулёза. В последние годы жизни она не могла поддерживать своего друга, т.к. её собственные дела в то время резко пошли на убыль.

Петр Ильич Чайковский умер годом ранее - 6 ноября 1893 года. «Неожиданно и безвременно» - от свирепствовавшей в Санкт-Петербурге холеры.

Переписка Петра Чайковского и Надежды фон Мекк была обнародована в 1940 году и с тех пор регулярно переиздается.