• Поиск по сайту

Путешествие по маршруту В.В. Вересаева. Дрезден


В 1910 году наш земляк В.В. Вересаев совершил путешествие по городам Европы – известным историческим и культурным центрам. Везде он посещал музеи и приобретал репродукции произведений известных мастеров. А вернувшись на родину, писатель оформил альбом, который в настоящее время хранится в фондах Дома-музея В.В. Вересаева. Открываем альбом и отправляемся по маршруту, «прописанному» более ста лет назад. 

Вернувшись из путешествия, мы делаем некоторые выводы о постоянстве или смене музейных туристических брендов, а также пытаемся понять какие темы были наиболее интересны Вересаеву и предполагаем почему. 

Знакомство с немецкой культурой у В.В. Вересаева происходило в результате чтения книг немецких авторов, которых в домашней библиотеке Смидовичей было достаточное количество. Об этом Викентий Викентьевич неоднократно говорит в «Воспоминаниях». Немецкое искусство очевидно тоже интересовало писателя. Репродукция картины Генриха Гофмана «Юный Иисус в храме» (1881 г.) дает нам отсылку к истории Государственного художественного собрания Дрездена. 

4.jpg
Юный Иисус в храме
Репродукция из альбома В.В. Вересаева

Большинство произведений немецкого художника Гофмана, еще при жизни автора, заняли почётное место в галереях Германии. Но в 1931 году было решено убрать искусство XIX-XX веков из Галереи старых мастеров и создать Новую галерею (с 2010 года коллекция представлена в Альбетинуме). Во времена Вересаева такого разделения еще не было. 

4-2.JPG
Генрих Гофман 
«Юный Иисус в храме» (1881 г.)
Государственное художественное собрание Дрездена. Новая галерея.


Еще в Лувре мы заметили, как писатель с удовольствием отслеживает развитие образа Девы Марии в работах Рафаэля. Можно предположить, что увлечение это началось в Дрездене. А истоки его следует искать еще в России. 

Дело в том, что русские путешественники обычно начинали свой европейский гран-тур в Дрездене. Представленная в Галерее старых мастеров «Сикстинская Мадонна» становилась для них первой встречей с вершинами итальянского искусства и оттого получила в России XIX века оглушительную известность. О ней писали Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, В. Кюхельбекер, В. Белинский, А. И. Герцен, А. Фет, Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский. 

Свою встречу с «Сикстинской Мадонной» В.В. Вересаев тоже опишет. В рассказе «Мать» он отразит изменение своего отношения к дрезденскому бренду, а также воздействие «Мадонны» на свое мировоззрение. 

«Я вошел в Цвингер. Большие залы, сверху донизу увешанные картинами. Глаза разбегаются, не знаешь, на что смотреть, и ищешь в путеводителе спасительных звездочек, отмечающих «достойное». Вот небольшая дверь в угловую северную комнату. Перед глазами мелькнули знакомые контуры, яркие краски одежд... Она! С неприятным, почти враждебным чувством я вошел в комнату. 

7.jpg

Одиноко в большой, идущей от пола золотой раме, похожей на иконостас, высилась у стены картина. Слева, из окна, полузанавешанного малинового портьерою, падал свет. 

2-2.jpg

На диванчике и у стены сидели и стояли люди, тупо-почтительно глазея на картину. «Товарищи по несчастью!» - подумал я, смеясь в душе. Но сейчас же поспешил задушить в себе смех и с серьезным, созерцающим видом остановился у стены. 

2-5.jpg

И вдруг - незаметно, нечувствительно - все вокруг как будто стало исчезать. Исчезли люди и стены. Исчез вычурный иконостас. Все больше затуманивались, словно стыдясь себя и чувствуя свою ненужность на картине, старик Сикст и кокетливая Варвара. И среди этого тумана резко выделялись два лица - Младенца и Матери. И перед их жизнью все окружающее было бледным и мертвым... 

2.jpg
Сикстинская Мадонна
Репродукция из альбома В.В. Вересаева

Вечером я сидел на Брюлевской террасе. На душе было так, как будто в жизни случилось что-то очень важное и особенное. 

2-3.jpg 

Я сидел, и вдруг светлая, поднимающая душу радость охватила меня - радость и гордость за человечество, которое сумело воплотить и вознести на высоту такое материнство. И пускай в мертвом тумане слышатся только робкие всхлипывания и слова упрека, - есть Она, есть там, в этом фантастическом четырехугольнике Цвингера. И пока она есть, жить на свете весело и почетно. И мне, неверующему, хотелось молиться ей.» 

2-4.jpg


Еще один образ Мадонны, тронувший Вересаева, написан испанским живописцем Бартоломео Мурильо. Это один из лучших образцов позднего периода творчества художника – когда он создал такое большое количество картин на религиозные темы, что получил прозвище «художник Мадонн». 

5-3.jpg


«Леда и лебедь» - сюжет античной мифологии, привлекший в начале XVI века трех великих мастеров Высокого Возрождения - Леонардо да Винчи, Микеланджело и Корреджо. 

1-1.jpg

«Как будто совсем одно и то же - и как оно может быть совсем различным, совсем друг на друга непохожим! «Леда в объятиях Юпитера» Микеланджело или «Ио в объятиях Юпитера» Корреджио - какая высокая, какая чистая красота! А изображается акт совокупления! А в той же берлинской Национальной галерее картина того же Корреджио «Леда и Юпитер» - чистейшая порнография. В числе других снимков я купил и снимок с этой картины - и очень быстро уничтожил: противно было смотреть на эту гадость.» (В.В. Вересаев. Записи для себя. II часть) 

1.jpg
Леда и Лебедь
Репродукция из альбома В.В. Вересаева

Но сохранившаяся в альбоме Вересаева репродукция еще любопытна и подписью, сообщающей, что автор картины - Микеланджело. Эта ошибка подтверждает предположение о том, что в именно в Дрездене Вересаев начал открывать для себя искусство Ренессанса. Дело в том, что работа Микеланджело не сохранилась, но уцелел ряд сделанных с нее копий. Например, в Дрезденской галерее представлено подражание, созданное кистью Пауля Руберса в 1598-1600 годах. 


О «Спящей Венере» венецианского художника Джорджоне читаем у Вересаева в XIV части «Записей для себя». 

«Есть уродство в женском теле - круглый, шаром выпячивающийся живот. Венера Тициана (лежащая, «с собачкой»); чудесная спящая Венера Джиорджионе. Как они хороши сверху по пояс, как хороши ноги. А в середине - безобразно вздымающийся белый шар. Чтобы любоваться полно, нужно бы прикрывать им живот. А эллины умели этого избегать, врожденное чувство красоты заставляло их придавать женским своим статуям такое положение, что не нужно было и прятать живота.» 

3.jpg
Спящая Венера
Репродукция из альбома В.В. Вересаева

Джорджоне не окончил картину. Он успел написать саму Венеру и, возможно, скалу за ней. Работу завершал Тициан, создавший пейзаж, небо и одежды, на которых лежит Венера. 

3-2.jpg


В XVIII-XIX веках в православном мире получила распространение икона – «Иисус Христос в терновом венце». На ней голова Спасителя запрокинута, глаза устремлены к небу. Впервые подобное изображение Христа появилось в работах итальянского художника-живописца и гравера Гвидо Рeни (1575-1642). В качестве названия своей работы (1639 г.) Гвидо Рени взял известную фразу из Евангелия, слова Понтия Пилата – «Се, Человек», которые тот произнес, указывая на Христа и обращаясь к собравшимся первосвященникам Иерусалима. Сюжет «Се человек» вдохновлял многих русских художников. Одноименные произведения есть у Чистякова, Репина Верещагина… 

6.jpg 
Се человек (1639 г.) 
Репродукция из альбома В.В. Вересаева 

Гвидо Рени неоднократно повторял в своих картинах лик Спасителя. И сегодня в Галерее старых мастеров мы видим еще одну работу мастера.

6-2.jpg

«По мере того как я рос и развивался, схватки с папой о боге становились все чаще и горячее. Мы часами спорили с ним. Каждую пядь моего неверия мне приходилось завоевывать тяжелыми боями. Благодарю за это судьбу, благодарю, что в этих тяжелых боях (ох, каких тяжелых!) я принужден был прочно, обоснованно вырабатывать свои взгляды.»
(В.В. Вересаев. Воспоминания. 1. В юные годы) 

Выражаем благодарность Дому-музею В.В. Вересаева за возможность работать с уникальным экспонатом.

Комментарии

Мы в соцсетях Вконтакте facebook Одноклассники
Учредитель: ООО «Тульские новости», Главный редактор Вострикова О.Г. 2018 © btula.RU | «Тульские Бренды»
Электронная почта редакции: info@sports71.ru
Телефон редакции: 8 (4872) 710-803
Адрес редакции: г. Тула, пр-т Ленина, д. 57, оф. 310
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 72275 от 24.01.2018г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
адрес редакции 300026, г. Тула, 300041, г. Тула, пр. Ленина, д. 57, оф. 301
телефон редакции +7 (4872) 710-803
mazov@newstula.ru
16 +
Создание сайтов реклама в Туле
Наверх