• Поиск по сайту

И.Х. Юнак. «Прикосновение к истории»


ИА «Тульские новости» продолжает серию публикаций в преддверии 100-летия со дня рождения первого секретаря Тульского обкома КПСС, советского государственного и партийного деятеля Ивана Харитоновича Юнака.

Ранее мы знакомили читателей с биографией Ивана Харитоновича и с историей его политической деятельности. Но для того, чтобы узнать его ближе как общественного деятеля, познакомиться с его идеями, направленными на развитие самосознания юных слоев населения Тулы, мы представляем вашему вниманию публикацию Ивана Юнака, которую он написал во время подготовки к 600-летию Куликовской битвы в августе 1980 года.

В своей публикации, помимо подготовки к празднованию Куликовской битвы, Иван Харитонович затронул такие темы, как воспитание патриотизма в сознании молодежи, то, на что делали ставку в то время в Тульской области, чтобы суметь создать правильную пропаганду гражданственности. Также партийный деятель размышляет о том, какой вклад в историю Родины внесли тульские оружейные мастера, писатели и поэты.

«Взял с полки томик стихов Александра Блока. Перелистал страницы. Вот оно –«На поле Куликовом». Какие могучие строки!

Наш путь - степной, наш путь - в тоске безбрежной

В твоей тоске, о, Русь!

И даже мглы - ночной и зарубежной -Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

Степную даль.

В степном дыму блеснет святое знамя

И ханской сабли сталь...

Почему захотелось вдруг перечитать это еще раз? Наверное, потому, что в последние недели много пришлось заниматься подготовкой к 600-летию Куликовской битвы, следить, как идет реставрация храма Сергея Радонежского, как формируется экспозиция, обустраиваются смотровые площадки на Красном холму, подъезды к полю к Полю русской славы и окружающим деревням. Уж очень хочется, чтобы в день юбилея, 8 сентября, те тысячи людей, которые придут сюда, ощутили дыхание истории, услышали за шелестом минувших веков звон боевого металла, почувствовали, какая неизбывная таска веками витала на русской земле до той битвы и какой праведной ненавистью пылали русичи к своим поработителям.

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль...

Летит, летит степная кобылица

 И мнет ковыль...

И нет конца! Мелькают версты, кручи...

Останови!

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится!

Плачь, сердце, плачь...

Покоя нет! Степная кобылица

Несется вскачь!

Демонической силы строки. Достойные муки и подвига народа, достойные истории, которая вдохновила поэта на них.

Не каждый человек поэт. Тем более такой поэт, как Александр Блок. Не каждый может выразить волнение души в столь прекрасном и совершенном поэтическом откровении. Но прикосновение к подвигу в сердце каждого из нас рождает отклик. Потому что нет чувства более глубокого, чем любовь к Родине. Потому, что нет понятия святее, чем свобода, независимость народа. Потому что нет ничего роднее и милее сердцу, чем Отчизна – Родина мать.

Прикосновение к историческому подвигу народа … Что значит оно для каждого из вас, особенно для в ступающей в жизнь молодежи?

Очень и очень многое. Без знания истории, истории Отечества, многотрудного пути, пройденного народом, его ратного и трудового подвига, не может быть правильного понимания настоящего, той цены, которой оно достигнуто.

Вспомним. У солдат, павших на полях сражений Великой Отечественной войны, в походных вещмешках находили «Слова о полку Игореве», «Задонщина», «Севастопольские рассказы», «Полтавы», «Бородино». Солдаты шли с ними трудными дорогами сражений, читали перед боем. И это придавало им силы шагать сквозь частокол штыков, сквозь тучи пуль, идти на смерть во имя свободы, во имя Родины.

                                                        II

История… Пожалуй, нет, более сильного средства для воспитания высокой гражданственности в человеке, формирования его патриотического самосознания. Как очень точно говорил замечательный советский педагог В.А. Сухомлинский «воспитывать страстных борцов за коммунизм - это значит добиваться того, чтобы юные граждане прикасались своими сердцами к горячему биению сердец Ивана Сусанина и Сергея Лазо, Феликса Дзержинского и Николая Гастелло, Дмитрия Карбышева и Александра Матросова; чтобы горячие страницы истории зажигали юные души, пробуждали стремление к героическому подвигу, учили жить».

С первых шагов в школе наши сыновья и дочери, внуки и внучки, изучая историю, постигают этапы народной борьбы за свободу и независимость Родины, за избавление от гнета эксплуататоров. Образы и бессмертные дела Дмитрия Донского и Александра Невского, Суворова и Кутузова – все это от урока к уроку бесценным сокровищем входит в сознание юношей и девушек. В их сердца и души, превращаясь со временем в прочные идейные убеждения, подлинную гражданскую зрелость.

Возможности для познания прошлого поистине неисчерпаемы, как неисчерпаема и сама история. Есть она в каждом городе, каждом селе. Думая над проблемой воспитания у молодого поколения чувства гражданственности, мы у себя в области главную ставку сделали на пропаганду героических, боевых и революционных традиций туляков. Не местничество ли это? Приходилось слышать и такое. Но мы решительно сказали. Что никакого местничества здесь нет, ибо, во-первых в истории Тулы, как в капле воды отражается героическая история нашей Родины, а во-вторых, дела каждого из нас Отечество – это прежде всего тот уголок земли, где человек родился и вырос. Любовь к родине начинается, как говорил М.К. Калинин, с познания родных мест.

И история Тулы дала благодатный, поистине бесценный материал для патриотического воспитания. Ведь испокон века наша земля была южным форпостом Русского государства. Ни разу за многие века не покорилась Тула врагу. На Куликовом поле были в 1380 году разбиты полчища Мамая, не смогли взять приступом Тульский кремль почти два столетия спустя орды Девлет-Гирея.

Прикрывая Москву с юга от набегов кочевников, других врагов государства Российского, Тула сама ковала и оружие воинам. Уже в конце XVI века кузнецы за рекой Упой делали «самопальное дело», а в 1712 году здесь был создан первый в России оружейный завод. Он наложил свой отпечаток на облик города, отразился в названиях улиц, которые до сих пор сохранили свой «особенный» колорит: Дульная, Ствольная, Курковая, Штыковая, Пороховая…

С тульским оружием русские воины сражались против польских панов, турецких пашей, против войск Наполеона. Уже в 1812 – 1814 годах оружейный завод и мастерские дали Родине около 600 тысяч ружей. А сколько талантливых мастеров взращено в Туле! За образом легендарного лесковского Левши десятки, сотни живших на самом деле самобытнейших искусников. Их эстафету приняли замечательные конструкторы отечественного оружия – С.И Мосин, Ф.В. Тохарев, В.А. Дегтярев, тысячи рабочих, воплощавших инженерную мысль в металл.

С первых дней Великого октября Тула превратилась в арсенал восставшего народа, в кузницу оружия для военных сил республики. Несмотря на то, что на фронты гражданской войны ушли десятки тысяч рабочих, тульский пролетариат не снижал, а наращивал выпуск вооружения. Как отметила «Правда», на тульских заводах держалась Красная армия.   И не случайно, обращаясь с письмом в Тульский ревком 20 октября 1919 года В.И. Ленин писал: «Значение Тулы сейчас исключительно важно, - а вообще, даже независимо от близости неприятеля, значение Тулы для Республики огромно».

Грянула Великая Отечественная война. И вновь наш город на передовых рубежах. В самые трудные дни осени 1941 года, когда гитлеровские генералы бахвалились о скором параде их войск на Красной площади Москвы. Тула стальным щитом прикрыла столицу с юга, остановила одну из ударных группировок врага – танковую армаду Гудериана. Сорок пять дней и ночей длилось кровопролитное сражение на подступах к городу. Но не сдалась Тула, а победила. Вместе с воинами Красной армии бессмертной славой покрыл себя в этом сражении Тульский рабочий полк. А в заводских цехах, несмотря на обстрелы и бомбежки ремонтировалось вышедшее из строя и создавалось новое оружие, чтобы уничтожить ненавистного врага. И по заслугам за выдающийся боевой подвиг Туле присвоено почетное звание города – героя.

Тульская земля внесла выдающийся вклад в развитие отечественной и мировой культуры. Ясная поляна стала колыбелью и усыпальницей гениального мастера художественного слова Льва Николаевича Толстого, ставшего, по образному выражению В.И. Ленина, зеркалом русской революции.

Свой след в истории оставляли ваши земляки: один из основоположников русской агрономии А.Т. Болотов, ученые зоологи М. А. Мензбир и П.Л. Сушкин, создатель первого баяна Н.И. Белобородов.

Поистине славное созвездие имен, заметные в общерусской и мировой истории события связаны с тульской землей. И этим нельзя не гордится нам, живущим сегодня. Знание их, память о них мы обязаны донести последующим поколениям.

                                                         III

Что же такое историческая память? Только ли знание фактов, дат, имен? Пожалуй, нет. Это верное понимание прошедших событий в историческом процессе развития страны, это знания, переплавленные в  чувство патриотизма, гражданственности, национальной гордости, которые в конечном итоге становятся духовным кредо человека, его жизненной позицией, определяющей отношение к выполнению задач сегодняшнего дня.

Как использовать поистине золотой фонд накапливаемых веками народных традиций в повседневной воспитательной работе? Задавшись таким вопросом, областной комитет партии пришел к выводу, что здесь требуется длительная, систематическая исследовательская и издательская деятельность. Нужно было в первую очередь создать добротную литературу по истории родного края. Объединёнными усилиями партийных и советских органов, ветеранов партии и комсомола, ученых педагогического и политехнического институтов, активистов Общества охраны памятников истории и культуры, военно-научного общества, коллективов краеведческого, художественного музеев, музея оружия, партийного и государственного архива, местных писателей, журналистов, энтузиастов-краеведов, были организованы изучение и сбор, разбросанного в самых разных источниках материала, сформированы редакционные коллегии и авторские коллективы целого ряда изданий.

Сегодня два десятилетия спустя после решения об усилении этой работы, можно сказать, что она принесла свои плоды. Впервые были созданы учебные пособия для учащихся «Край наш Тульский» и хрестоматия «Тульский край». Эти серьезные научные и в то же время достаточно популярные издания охватывают и послереволюционную историю Тулы и области. Появлялись книги по истории области, путеводителя по памятным местам. Настольной для учителей, студентов, да и многих школьников, увлекающихся историей и литературой стала книга «Русские писатели» и «Тульский край».

                                                      IV

Привлечь как можно больше юношей и девушек к самостоятельной широкой поисковой и краеведческой работе, заразить молодежь романтикой открытия и познания – одна из важных задач патриотического воспитания. Партийные организации позаботились о том, чтобы эту работу возглавляли люди с горячими сердцами, а их много и среди педагогов. И среди ветеранов партии, комсомола, гражданской и Великой Отечественной войн.

И результаты этой работы превзошли все ожидания. Молодежь живо потянулась к истории. Редкая школа области не имеет сегодня музея, в котором экспонируются материалы, собранные самими ребятами. Созданы они и на многих промышленных предприятиях, в вузах, техникумах, профтехучилищах.

Примеров поистине творческого поиска можно привести множество. В ходе поиска ребята встречались с ветеранами партии и комсомола, делегатами партийных и комсомольских съездов, которые делились своими воспоминаниями.

                                                       V

Мальчишку спросили: «Кем хочешь ты стать?»

Ответил мальчишка: «Героем!»

Не помню, где и когда прочитал эти строки, но в память она врезалась навсегда. Наверное, потому, что очень точно выражает стремление нашей молодежи быть похожими на своих дедов и отцов, кровью и потом завоевавших счастливую жизнь нынешнего поколения.

И снова в большом разнообразии средств, форм и методов героического воспитания юношей и девушек большую роль играет изучение истории. Участвуя в Ленинских уроках и чтениях, в работе политических клубов «На орбите времени», во встречах с ветеранами, проводя конференции по книгам, освещающим героический путь партии и народа, они закаляются духовно, глубже осмысляют свое место в жизни, воспитывают в себе трудовую активность, инициативу, самостоятельность.

Неоценимую пользу в воспитательной работе принесло опубликование трилогии  Л.И. Брежнева «Малая земля», «Возрождение», «Целина». Во всех школах, институтах, техникумах, на предприятиях и в учреждениях области прошли общественные чтения этих книг, конференции по ним. И как закономерный итог выдающейся роли воспоминаний Л.И. Брежнева в отражении боевого и трудового подвига Коммунистической партии и советского народа было воспринято присуждение и вручение автору их Ленинской премии.

Хочется особо подчеркнуть, что в книгах Леонида Ильича еще раз красноречиво подтверждено, что, какие бы задачи не решали на том или ином историческом этапе советские люди, им сопутствует всегда высокий героизм, глубокое понимание общественного долга, преданность идеалам коммунизма.

Нам, людям старшего поколения, познавшим суровые бои, тяготы и лишения советского времени, особенно дорого отношение молодежи к историческим событиям Великой Отечественной войны. Глубокое душевное волнение испытываешь, знакомясь с патриотической работой учащихся Воловской средней школы. В этих местах во время войны базировался 70-й гвардейский штурмовой авиационный полк. Тысячи километров прошливоловские следопыты по боевому пути полка. Ими найдены более 200 ранее безымянных могил летчиков не только в Тульской, но и в Новгородской, Калининградской областях. В память о летчиках штурмовиках возле школы установили монумент Славы, построенный силами учащихся всех классов. 

Это только один пример. А их, без какого либо преувеличения, сотня. Можно представить, сколько ребячьих сердец захватило этой благородной деятельностью.

Никогда не забуду одного события.И хотя уже писал о нем в своей книге «Воспитание социалистического труда», не могу коротко не рассказать еще раз. После возвращения с XXVсъезда КПСС довелось мне побывать на вечере чествования рабочей династии потомственных тульских оружейников Тихоновых – Дъячковых. Сотни заводчан пришли в тот день во Дворец культуры профсоюзов. Тихоновых – Дъячковых, рабочий стаж которых на заводе перевалил за 200 лет, у входа встречали хлебом-солью, а в зале пригласили на ярко освещенную сцену и под мелодию «Тульской оборонной» начали увлекательный рассказ об истории и традициях завода, о вкладе в нее в этой славной династии потомственных оружейников.

Не забуду того волнения, с которым вручал по поручению обкома партии главе династии, Лине Дмитриевной Тихоновой, подарок – тульский самовар. Никогда не забуду, с какой гордостью смотрел на сцену бывший в то время директором завода ветеран-оружейник, депутат Верховного Совета РСФСР, Герой Социалистического Труда Евгений Николаевич Сабинин. Да и все сидящие в зале были горды сознанием того, что есть на земле такие замечательные люди. И наверняка в душах многих молодых рабочих в те минуты возникло желание быть похожими на Тихоновых – Дъячковых. Это было видно по блеску глаз, по неравнодушным, каким-то особенно теплым аплодисментам.

                                                    IV

Богатая история Тульского края дает возможность приобщить молодежь ко многим духовным ценностям. Вполне понятно углубленное изучение в школах Тулы и области творчества и страниц биографии Л.Н. Толстого, особенно в яснополянской средней школе, которая носит имя писателя. Здесь в результате большой литературно-краеведческой работы открыт школьный литературный музей.

Многие учителя стараются дать учащимся представление об истории родного края с самой глубокой древности. В Долматовской восьмилетней школе с 1965 года действует клуб школьников «Юный археолог», которым руководит учитель истории. Об уровне археологических исследований, проводимых в Чернском районе школьниками, говорит тот факт, что Институт археологии Академия наук СССР выдал им открытые листы на проведение не только археологических разведок, но и раскопок Шлыковских курганов VIII-X веков. В колледжах школы более 20 тысяч экспонатов.

На приведенных примерах видно, что для изучения истории своей страны, народа делается немало. Популярность исторического, литературного краеведения заметно растет.

Но, прямо надо сказать, полное удовлетворение испытывать пока рано. Учитывая ведущую роль изучения истории в идеологическом воспитании молодежи, нельзя пройти мимо некоторых явлений, существенно тормозящих совершенствование этого дела.

По единодушному мнению учителей-историков, в последние годы значительно меньше стало литературы по истории нашей страны для детей (за исключением периода Великой Отечественной войны). Особенно беден выбор по дооктябрьскому периоду. Не жалуют исторический материал и кинематографисты. По крайней мере, исторические фильмы ставшими заметными событиями в искусстве последних лет можно буквально пересчитать по пальцам. Тем самым молодежь лишается возможности зрительно, эмоционально познавать прошлое. И не в этом ли одна из причин того, что многие школьники усваивают не историю, а ее хронологию и факты, что у них идет тренировка памяти, а не формируется глубокое понимание исторического процесса?

Справедливости ради надо отметить, что издательство «Молодая гвардия» выпускает немало книг на исторические темы, в том числе и для школьников.

Многие краеведы сетуют на разобщённость в работе. Проблема обмена информацией, накопленным опытом, фактами, идеями между многочисленными группами «Поиск», отрядами красных следопытов, активов многочисленных музеев, созданных в школах и на предприятиях, фактически никак не решена. Думаю, назрела необходимость издания по типу журналов «Юный техник», «Юный натуралист», и журнала «Юный историк» или «Красный следопыт», на страницах которого можно было бы и отражать ту большую и благородную работу, которую ведут краеведы, и учить методам ее, давать консультации по музейному, архивному делу.

Несомненный интересе представляет предложение академика Д.М. Лихачева. Высказанное им в статье «Себе и потомкам», о введение в программы средней школы преподавания краеведения с основами экологии, охраны памятников истории и культуры. Сейчас в школах трудно достаточно квалифицированно организовать даже факультативно эту работу из-за отсутствия необходимых методических, учебных, наглядных пособий, диатек, фильмотек и т.д.

Нуждается в повышении научного уровня и в более серьезной теоретической вооружённости литературное краеведение. Пока же, по сути дела, имеется всего одна содержательная работа такого плана – книга М.Д. Янко «Литературное краеведение в школе». Вышла она в 1965 году, то есть 15 лет назад.

                                         *     *    *

Богат знаменательными датами 1980 год. С огромным энтузиазмом советские люди, все прогрессивное человечество отметили 100-ю годовщину со дня рождения В.И. Ленина, 35-летие победы над фашистской Германией, решающий вклад в которую внес наш народ.

Пройдет совсем немного времени, и 8 сентября мы отметим 600-летие Куликовской битвы.

Велик подвиг русского народа. Воспет он в сказаниях и песнях, в стихотворениях и поэмах. И память о нем живет в сердцах поколений. Это видно по тому, как заботится народ о поле Куликовом. Это видно по тому, что подготовка к юбилею ведется с большой широтой и размахом. Это видно по тому, что даже самые юные граждане нашей Родины стремятся внести свой вклад в изучение и пропаганду подвига воинов Дмитрия Донского.

Прикосновение к истории всегда волнует и душу и сердце. Подвиги народа бессмертны в веках».

(Журнал «Молодой коммунист» №8, 1980 г.).

Источник

Комментарии

Мы в соцсетях Вконтакте facebook Одноклассники
сетевое издание "Тульские бренды", учредитель ООО "Тульские новости", главный редактор Вострикова О.Г., ©2017
300026, г. Тула, 300041, г. Тула, пр. Ленина, д. 57, оф. 301
+7 (4872) 710-803
mazov@newstula.ru
16 +
Создание сайтов реклама в Туле
Наверх