• Поиск по сайту

Это интересно!

Театральная школа Константина Райкина представила в Поленово спектакль-искушение


В выставочно-концертном комплексе «Город мастеров» на территории музея-заповедника В. Д. Поленова выступили студенты 4-го курса Театральной школы К. А. Райкина. Они представили зрителям спектакль по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница». 

Напомним, что К. А. Райкин и Н. Н. Грамолина (зам. директора по научной работе музея-заповедника В. Д. Поленова) являются членами комиссии Общественной палаты РФ. Благодаря этой совместной работе, у посетителей музея появляются новые уникальные возможности - например, насладиться прекрасным московским спектаклем.

2.jpg 

«Высшая школа сценических искусств» (Театральная школа Константина Райкина) была основана в 2012 году, и уже встала в один ряд с крупнейшими театральными вузами России. Художественный руководитель Школы, ее «лицо» и гарант высокого уровня подготовки студентов – народный артист России, лауреат Государственных премий России, художественный руководитель Российского государственного театра «Сатирикон» имени А.И.Райкина, профессор Константин Аркадьевич Райкин. 

Вместе со студентами в Поленово приехал и сам Константин Аркадьевич. Мэтр рассказал, что премьера спектакля «Бесприданница» состоялась примерно год назад, весной 2016-го. Постановку по достоинству оценили на Международном студенческом фестивале ВГИК (2016) сразу в двух номинациях: «Лучший актерский ансамбль» и «Лучшая женская роль» (Софья Щербакова – роль Ларисы Огудаловой).

5.jpg 

- Спектакль должен идти в декорациях и со светом, но сегодня мы показываем, так сказать, походный вариант с тем реквизитом, что смогли привезти с собой. Режиссер спектакля – моя жена Заслуженная артистка России Елена Ивановна Бутенко. Я вообще хорошо устроился, т.к. дочь тоже преподает в моей Школе, - пошутил Райкин.

7.jpg 

История «Бесприданницы», одной из самых известных пьес выдающегося русского драматурга А. Н. Островского, связана с приокским краем. Ее премьера состоялась в Малом театре, где роль Ларисы Огудаловой исполнила Гликерия Николаевна Федотова. В деревне Федоровка (тогда Каширского уезда, а ныне Ясногорского района) Г.Н. Федотова приобрела усадьбу, и на протяжении 30 лет ее жизнь и творчество были неотделимы от этих мест. Федотовой удавались равно и драматические, и комедийные роли, но Лариса в ее исполнении была признана неудачной.

165239.jpg 

Настоящую жизнь в героиню вдохнула только Комиссаржевская, сыграв провинциальную барышню «не талантом даже, но кровью сердца своего, и поднялась в ней на такую высоту скорби, которая доступна только крыльям гения» (А. Амфитеатров, «Маски Мельпомены», 1911). 

В исполнении студентки Высшей школы сценических искусств Софьи Щербаковой Лариса видится героиней с характером, страстной и гордой натурой. Ее драма не в отсутствии денег, а в том, что она не находит в своей среде равных себе по душевному складу. Лариса хочет изменить свою жизнь и сознательно идет на бедность, решаясь выйти за Карандышева. В ней чувствуется внутренняя бескомпромиссность. Вероятно, именно поэтому роковой выстрел звучит не в финале спектакля, а в доме Карандышева, словно означая духовное убийство героини.

2ac9e447ef1bd8be7a70a8ce9c5fd794.jpg

«Бесприданница» Школы Райкина – это спектакль искушение. Между белым и черным проходит разухабистый парад-алле с безумными тратами и циничным расчетом. Почти библейски выглядит эпизод, в котором Кнуров зовет Ларису в Париж. С интонациями змия-искусителя он вкрадчиво нашептывает: 
«Стыда не бойтесь, осуждений не будет. Есть границы, за которые осуждение не переходит: я могу предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать…» 

Лишь однажды свет истины нисходит на этот отравленный мир - когда Лариса поёт знаменитый романс «Не искушай меня без нужды». Кажется, что даже воздух как-то по-особому сгущается вокруг героини, а сама она становится «лучом света». Но сохранить этот свет не сможет никто. Именно в этот момент приходит очищение и достигается высший духовный результат искусства.

Драматический спектакль о выставленной на продажу невесте является современным воплощением классики. В нем читается выразительный творческий почерк «Сатирикона». 

«Мы работаем для того, чтобы нас поняли, чтобы возвысить, очистить и просветлить наших зрителей. Поэтому мы театр большой положительной энергии, при этом театр поэтический, стремящийся оторваться от быта, но и не отказываемся от психологического театра, понимая, что театр невозможен без разработанной гаммы человеческий переживаний, без жизни человеческого духа на сцене», - говорит Константин Райкин о театре. 

Сложно было не заметить идеальное заполнение всего доступного пространства, динамику и плотность действия. Буквально в метре от первого ряда из простых абстрактных форм возникал то трактир, то гостиная Огудаловых, то утлое жилище Карандышева.

881a290cb876e64579eeb09897e90bfa.jpg 

Никакие «походные трудности» не помешали великолепному воплощению образов. Каждый из приехавших молодых актеров достоин стать звездой сцены. Созданные ими характеры вызывали искренний эмоциональный отклик у зрителей.

12.jpg 

Хочется верить, что и для студентов «Высшей школы сценических искусств» приезд в Поленово не прошел даром, что он дал возможность почувствовать и «напитаться» подлинной, искренней энергией усадьбы, без которой невозможно и бессмысленно играть русскую классику.

1.jpg 

В статье использованы фотографии со страницы спектакля 

Комментарии

Мы в соцсетях Вконтакте facebook Одноклассники
сетевое издание "Тульские бренды", учредитель ООО "Тульские новости", главный редактор Вострикова О.Г., ©2017
300026, г. Тула, 300041, г. Тула, пр. Ленина, д. 57, оф. 301
+7 (4872) 710-803
mazov@newstula.ru
16 +
Создание сайтов реклама в Туле
Наверх