• Поиск по сайту

Фарфоровые загадки Художественного музея


Многие ценители антиквариата увлекаются историей фарфора. Этот материал славится высокими изобразительными возможностями. Он позволяет художнику через форму, фактуру, цвет выразить свое отношение к миру, воплотить свое представление о красоте. Разнообразие порцелиновых сюжетов и мастерство исполнения поражают. Редкость и возраст фарфоровых предметов обычно взаимосвязаны. Чем старше вещь, и чем меньше подобных ей на антикварном рынке, тем она ценнее. Но с другой стороны, чем ценнее вещь, тем сильней она привлекает изготовителей подделок. В то же время «подделка» может быть изготовлена так давно и качественно, что вполне имеет право претендовать на звание произведения искусства. 

С такой путаницей в голове наш корреспондент пришел в Тульский областной художественный музей на практическое занятие «Школы эксперта». Целью этого проекта является приобщение туляков к специальным знаниям, которыми обладают специалисты Тульского музейного объединения, а также к результатам исследования музейных коллекций. 

 15.jpg 

В качестве исследуемых предметов заведующая музеем Людмила Германовна Черезова предложила две «царские» кружки из фондов ТОХМ. Царскими их назвали из-за портретов Петра Первого и Екатерины Второй на лицевой стороне. Но размеры сосудов скорей располагают к названию царь-кружки – трудно представить, что они когда-то использовались по назначению.

16.jpg 

В результате визуального осмотра появился набор исходных данных для исследования музейных предметов: фарфор, лепнина, роспись, портреты царственных особ, клеймо. Беглый взгляд на клеймо забросил исследователей в Саксонию, где в далеком 1710 году была открыта первая в Европе фарфоровая мануфактура Мейсен. Анаграммой AR (Август Рекс) алхимик Иоганн Фридрих Бёттгер в основном помечал предметы, которые производились для Августа Сильного. 

И сразу же обнаружился ряд противоречий, заметных даже неспециалисту. Дело в том, что Екатерина Вторая была обвенчана с наследником русского престола в 1745 году, а Август Сильный умер в 1733 году, т.е. изделие с портретом русской императрицы никак не могло предназначаться ему. Кроме того, «ранний Мейсен» ориентировался в дизайне на китайский и японский фарфор. Именно такой Мейсен запечатлен на картине «Шоколадница» кисти Жана Этьена Лиотара.

23.jpg 

Так исследователям пришлось признать, что несмотря на клеймо, к Мейсену «царь-кружки» не имеют никакого отношения. 

Небольшая лекция по истории развития немецкого фарфора пояснила собравшимся, что на кружках присутствует разновременной набор украшений и «привела» собравшихся в Дрезден XIX века. Мастерская «L. Meyer & Söhne» здесь расписывала фарфоровые изделия с 1843 года. Бизнес организовал отец Хелены Вольфсон (урожденной Мейер). Хелена пошла по стопам отца, и в свою очередь тоже передала дело дочери и зятю. В 1878 году из-за клейма AR («Август Рекс») у компании завязалась судебная тяжба Мейсеном, которая длилась целых десять лет. Сегодня русскоязычные источники дают абсолютно противоположенные сведения о результатах этого процесса. Одни уверяют, что суд по достоинству оценил качество изделий Хелены Вольфсон и оставил клеймо ей, другие – наоборот, что мейсенская мануфактура отстояла право на этот товарный знак.

24.jpg 

Как бы там ни было, но исследование пришло к заключению, что «царь-кружки» были созданы во второй половине XIX века и являлись, как сейчас сказали бы, сувенирной продукцией ручной работы для русского туриста.

18.jpg 

В то время, как открылась история рождения предмета, сразу же появились новые вопросы. Кому могли потребоваться столь помпезные сувениры? Зачем? Ведь работа явно штучная и выполнялась на заказ. Из какой тульской усадьбы их привезли в музей? Об этом «Царь-кружки» пока молчат. 

12.jpg 

Кроме того, на встрече «Школы эксперта» был представлен ряд уникальных предметов из частной коллекции, связанных с историей Тулы.

22.jpg 

Музей – это учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов, но всегда были и есть люди, которые занимаются тем же самым самостоятельно. Тульский областной художественный музей выступил с предложением объединить базы уникальных знаний с целью взаимного интеллектуального обогащения и повышения общего уровня культуры.

Комментарии

Мы в соцсетях Вконтакте facebook Одноклассники
сетевое издание "Тульские бренды", учредитель ООО "Тульские новости", главный редактор Вострикова О.Г., ©2017
300026, г. Тула, 300041, г. Тула, пр. Ленина, д. 57, оф. 301
+7 (4872) 710-803
mazov@newstula.ru
16 +
Создание сайтов реклама в Туле
Наверх