• Поиск по сайту

Это интересно!

Фарфоровые загадки Художественного музея


Многие ценители антиквариата увлекаются историей фарфора. Этот материал славится высокими изобразительными возможностями. Он позволяет художнику через форму, фактуру, цвет выразить свое отношение к миру, воплотить свое представление о красоте. Разнообразие порцелиновых сюжетов и мастерство исполнения поражают. Редкость и возраст фарфоровых предметов обычно взаимосвязаны. Чем старше вещь, и чем меньше подобных ей на антикварном рынке, тем она ценнее. Но с другой стороны, чем ценнее вещь, тем сильней она привлекает изготовителей подделок. В то же время «подделка» может быть изготовлена так давно и качественно, что вполне имеет право претендовать на звание произведения искусства. 

С такой путаницей в голове наш корреспондент пришел в Тульский областной художественный музей на практическое занятие «Школы эксперта». Целью этого проекта является приобщение туляков к специальным знаниям, которыми обладают специалисты Тульского музейного объединения, а также к результатам исследования музейных коллекций. 

 15.jpg 

В качестве исследуемых предметов заведующая музеем Людмила Германовна Черезова предложила две «царские» кружки из фондов ТОХМ. Царскими их назвали из-за портретов Петра Первого и Екатерины Второй на лицевой стороне. Но размеры сосудов скорей располагают к названию царь-кружки – трудно представить, что они когда-то использовались по назначению.

16.jpg 

В результате визуального осмотра появился набор исходных данных для исследования музейных предметов: фарфор, лепнина, роспись, портреты царственных особ, клеймо. Беглый взгляд на клеймо забросил исследователей в Саксонию, где в далеком 1710 году была открыта первая в Европе фарфоровая мануфактура Мейсен. Анаграммой AR (Август Рекс) алхимик Иоганн Фридрих Бёттгер в основном помечал предметы, которые производились для Августа Сильного. 

И сразу же обнаружился ряд противоречий, заметных даже неспециалисту. Дело в том, что Екатерина Вторая была обвенчана с наследником русского престола в 1745 году, а Август Сильный умер в 1733 году, т.е. изделие с портретом русской императрицы никак не могло предназначаться ему. Кроме того, «ранний Мейсен» ориентировался в дизайне на китайский и японский фарфор. Именно такой Мейсен запечатлен на картине «Шоколадница» кисти Жана Этьена Лиотара.

23.jpg 

Так исследователям пришлось признать, что несмотря на клеймо, к Мейсену «царь-кружки» не имеют никакого отношения. 

Небольшая лекция по истории развития немецкого фарфора пояснила собравшимся, что на кружках присутствует разновременной набор украшений и «привела» собравшихся в Дрезден XIX века. Мастерская «L. Meyer & Söhne» здесь расписывала фарфоровые изделия с 1843 года. Бизнес организовал отец Хелены Вольфсон (урожденной Мейер). Хелена пошла по стопам отца, и в свою очередь тоже передала дело дочери и зятю. В 1878 году из-за клейма AR («Август Рекс») у компании завязалась судебная тяжба Мейсеном, которая длилась целых десять лет. Сегодня русскоязычные источники дают абсолютно противоположенные сведения о результатах этого процесса. Одни уверяют, что суд по достоинству оценил качество изделий Хелены Вольфсон и оставил клеймо ей, другие – наоборот, что мейсенская мануфактура отстояла право на этот товарный знак.

24.jpg 

Как бы там ни было, но исследование пришло к заключению, что «царь-кружки» были созданы во второй половине XIX века и являлись, как сейчас сказали бы, сувенирной продукцией ручной работы для русского туриста.

18.jpg 

В то время, как открылась история рождения предмета, сразу же появились новые вопросы. Кому могли потребоваться столь помпезные сувениры? Зачем? Ведь работа явно штучная и выполнялась на заказ. Из какой тульской усадьбы их привезли в музей? Об этом «Царь-кружки» пока молчат. 

12.jpg 

Кроме того, на встрече «Школы эксперта» был представлен ряд уникальных предметов из частной коллекции, связанных с историей Тулы.

22.jpg 

Музей – это учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов, но всегда были и есть люди, которые занимаются тем же самым самостоятельно. Тульский областной художественный музей выступил с предложением объединить базы уникальных знаний с целью взаимного интеллектуального обогащения и повышения общего уровня культуры.

Комментарии

Мы в соцсетях Вконтакте facebook Одноклассники
сетевое издание "Тульские бренды", учредитель ООО "Тульские новости", главный редактор Вострикова О.Г., ©2017
300026, г. Тула, 300041, г. Тула, пр. Ленина, д. 57, оф. 301
+7 (4872) 710-803
mazov@newstula.ru
16 +
Создание сайтов реклама в Туле
Наверх