• Поиск по сайту

Друзья Художественного музея осмыслили ценность русского авангарда


21 июля 2016 года в Тульском областном художественном музее впервые провели встречу Клуба друзей музея. Символично, что это новаторское событие состоялось в рамках выставки картин русских авангардистов. Слово «авангард» произошло от французского «avant-garde», что означает передовой отряд, а в настоящее время применяется к смелым явлениям, ломающим классическую преемственность. 

Собравшиеся пытались обосновать очевидный ответ на вопрос: «Зачем нам нужен авангард?» 
Изучение феномена искусства начала ХХ века, определяемого как «русский авангард», необходимо для дальнейшего движения вперед. Только через знания приходит понимание и восприятие искусства. В случае с русским авангардом применима формулировка «не стыдно не знать, стыдно не хотеть знать». Долгое время это направление модернизма было запрещено в нашей стране и, как следствие, практически не понимаемо по сей день. 

Столпами русского авангарда можно считать абстракционизм Василия Кандинского и супрематизм Казимира Малевича. Истоки и философию их творчества раскрыл собравшимся исследователь искусства Сергей Уруев. 

Начав с короткой биографической справки, Сергей обратил особое внимание на момент перехода художников от предметного искусства к беспредметному. Знаменитый «Чёрный квадрат» Малевича впервые возник в декорациях к футуристической опере «Победа над солнцем», как пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: чёрный квадрат вместо солнечного круга. Это всего лишь одно из объяснений, притягательности «Черного квадрата». Основной идеей создателей оперы «Победа над солнцем» было очищение звука от музыки, буквы и слова от текста, изображения от предмета. Казалось бы, каждый, даже ребенок, может так нарисовать, но нет… 100-летние мистификации в истории искусства невозможны, и теперь можно только повторить. Так что же в этом квадрате? Малевич что-то изобразил, закрасил, пронзило, так и оставил. В этот момент произошло рождение первой буквы алфавита нового художественного языка, и в этом ключевая значимость «Черного квадрата». Эта азбука дописывается на протяжении всего ХХ века, но ее изобретателем был Малевич.

0OGz8f1Iaks.jpg 

Этим языком с миром разговаривают дизайнеры, модельеры, художники, архитекторы, маркетологи. Нравится нам это или нет, но он уже закрепился в наших головах, он понятен на интуитивном уровне и потому востребован. Покупая в магазине пакет молока или монитор компьютера, мы не вспоминаем Казимира Малевича, но, регулярно «голосуя рублем», признаем его гениальность. 

Чёрный_супрематический_квадрат._1915._ГТГ.png 

Для Василия Кандинского первое и самое захватывающее погружение в стихию искусства произошло на территории Коми края. В составе научной экспедиции в 1889 году он, пытаясь открыть «тайники души народной», пришел к мысли, что все его окружение - картина, и решил создать произведение, в которое можно войти, а не быть его наблюдателем. Так начинают появляться его «Импрессии» (впечателения), переходящие в «Композиции». Если в «Импрессии №3» еще можно найти следы предметов, то в «Импровизации потоп» - потопа уже не видно, но есть идея общего апокалипсиса.

потоп.jpg 

Со времен первых иконописцев все художники решали вопрос, как на одном изображении уместить всё? Кандинский смог решить эту задачу через импрессию посредством отказа от предметного изображения. Любопытно, что и в «Черном квадрате» тоже можно найти решение: бесконечно заполняя холст всевозможными изображениями и цветами, в результате получишь черный квадрат. Поэтому «Черный квадрат» можно интерпретировать как упорядоченность хаоса, бесконечность космоса и даже божественное начало. 

Поливалентность восприятия – это тоже заявка русского авангарда на искусство будущего. Но даже через сто лет, в настоящее время, далеко не все наши современники готовы справляться с возросшей ролью зрителя, довольствуясь местом статиста в обществе потребления. 

На выставке «Авангард. Возвращение» в Тульском областном художественном музее представлены «Супрематическая композиция. Этюд» Казимира Малевича и «Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин» Василия Кандинского. 

oUmzV681GwA.jpg 

Кроме того, в экспозиции можно увидеть и другие произведения авангарда из тульской коллекции, возвратившиеся с выставки в Еврейском музее и центре толерантности в Москве. 

В качестве бонуса хранитель Художественного музея Галина Дмитриевна Ересько представила собравшимся две работы Любови Поповой: «Весна» и «Лето». 

Любовь Сергеевна Попова - великая русская художница. Работала в различных авангардных жанрах, среди которых такие, как: кубизм, кубофутуризм, конструктивизм, супрематизм. В настоящее время она считается одним из самых ярчайших представителей русского авангарда.

2MkVKXvuMkU.jpg 

«Мы по праву гордимся нашей коллекцией русского авангарда. Это искусство и через 100 лет продолжает вызывать интерес у зрителей и специалистов. Работы из нашей коллекции регулярно приглашаются к экспонированию за рубежом», - сказала Галина Дмитриевна. 

В ходе дискуссии собравшиеся заметили, что русский авангард нельзя рассматривать вне привязки ко времени и общественно-социальной атмосфере конца XIX – начала ХХ веков. Широкое распространение кино и фотографии поставило под сомнение нужность всего изобразительного искусства. Авангард - это прежде всего реакция художественно-эстетического сознания на перелом в культурно-цивилизационных процессах, вызванный научно-техническим прогрессом. Суть и значение его для человечества пока не получили должного осмысления, но уже с достаточной полнотой выразились в постмодернизме.

VOZcWkMYy8E.jpg 

«Не факт, что мы убедили всех собравшихся в нужности и ценности этого искусства, но увидели подлинный интерес. А самое главное мы поняли, что люди готовы приходить к нам в музей и общаться, спорить, доказывать, соглашаться, в общем, рождать ту самую истину. У нас есть еще ряд интересных проектов, которые изначально мы планировали сделать внутренними, но сейчас решили, что они могут быть привлекательны не только для сотрудников музея», - завершила встречу заведующая Тульским областным художественным музеем Людмила Германовна Черезова.

S0FeNmWyKP0.jpg

Комментарии

Мы в соцсетях Вконтакте facebook Одноклассники
сетевое издание "Тульские бренды", учредитель ООО "Тульские новости", главный редактор Вострикова О.Г., ©2017
300026, г. Тула, 300041, г. Тула, пр. Ленина, д. 57, оф. 301
+7 (4872) 710-803
mazov@newstula.ru
16 +
Создание сайтов реклама в Туле
Наверх