• Поиск по сайту

Это интересно!

Сад гениев. Театр Doc. «Толстой - Столыпин. Частная переписка»


На заре XXI века в столице появился прелюбопытнейший проект, именуемый Театром Doc. Документальный театр основывает свои спектакли на подлинных текстах, интервью, судьбах людей и существует на стыке искусства и злободневного социального анализа. На фестивале «Сад гениев» Театр Doc представил вниманию гостей спектакль 2013 года рождения «Толстой - Столыпин. Частная переписка», поставленный по пьесе Ольги Михайловой режиссером Владимиром Мирзоевым. 

Сюжет спектакля, казалось бы, прост. Провинциальный адвокат Яншин берется защищать на суде некую крестьянку Марью Крюкову, которая зарубила свекра. Несмотря на то, что она и признается в содеянном, и ждет «казни», в деле присутствует множество противоречий. И утопическая мечта о справедливости восстает против крестьянской логики: «Суд должен разобраться, а не казнить». Защитник убежден, что она невиновна и пишет письма с просьбой о заступничестве к двум известнейшим людям своего времени - премьер-министру Петру Столыпину и властителю русских дум Льву Толстому. В тщетной надежде «хоть одного человека спасти, а всей России урок будет…» 

Увы, знатоки законов и душ человеческих, упражняясь меж собой в остроумии и глубине мыслей, откликнуться не спешат, а позже ограничиваются формальными отписками. Правовое государство и христианское милосердие говорят на одном языке, но не понимают и не слышат ни друг друга, ни того, о ком они радеют. 

Столыпин: Если не пускать в свою жизнь ничего некрасивого, то оно само изведется, а судебная реформа тому сможет помочь. 

Толстой: Чиновник застрахован от жалости и любви к человеку самой своей должностью. Не умеете любить – сидите дома, но не смейте заниматься людьми. 

Параллельно приходит осознание, что на сцене образно создана общественная модель начала ХХ века, но поразительно близкая к современности. Монументальный Столыпин (Арман Хачатрян) - типичный чиновник; неожиданный, похожий на восточного мудреца Толстой (Захар Хунгуреев) - схоластик; служанка адвоката Федосья (Ольга Лапшина) - со всем смирившийся народ; пензенский адвокат Яншин (Евгений Буслаков) - представитель умной, но вечно сомневающейся интеллигенции. 

Крестьянка Марья на крестьянку вовсе не похожа – слишком бела, нежна да пригожа, все о ней говорят и думают, как спасти… Правда, марьиной судьбе не позавидуешь. Ее законный муж такой тихоня, что его вовсе нет в спектакле, но двадцать лет ее насилует нувориш свекор. Однажды Марья возьми да и заруби своего мучителя топором. До суда героиня не дожила - повесилась. Но на первом плане, увлеченные собой и великими идеями, Толстой и Столыпин, не заметив этой трагедии, продолжают спорить о России, ее настоящем и будущем, рассыпая красивые и обоснованные афоризмы. 

Идет время, меняются декорации, а лучшие умы никак не могут прийти к консенсусу. Понимая сколь бесконечен и пуст этот диалог, зрители смеются над ним. Сквозь слезы, но смеются. 

В начале спектакля звучит фраза: «В этой истории есть развязка, а действия практически нет - как в жизни». Каким же должно быть действие, чтобы развязка истории вновь не перешла в трагедию? Марья, наверно, даже сможет воскреснуть, но только рядом с тем, кто искренне ее любит, бескорыстно озабочен ее судьбой, знает и соблюдает законы, понимает чаяния народа, умеет слышать оппонента. А пока все завершается общей христианской песней о душе нашей грешной.

Комментарии

Мы в соцсетях Вконтакте facebook Одноклассники
16 +
Создание сайтов реклама в Туле
Наверх