• Поиск по сайту

Это интересно!

Сад гениев. Третий день. Марина Давыдова. Об искушении современным театром


Открытая немцами тема современного театра в третий фестивальный день получила развитие на лекции Марины Давыдовой 

Марина Юрьевна Давыдоватеатровед, театральный критик, главный редактор журнала «Театр». 

«Всегда были популярны дискуссии на тему: выживет ли театр в условиях конкуренции с кино и телевидением. Но архаичное не тиражируемое театральное искусство оказалось более живучим, чем думалось изначально», - оптимистично начала рассказ Марина Юрьевна. 

Дело в том, что театр – это пространство со множеством выходов и возможностей репрезентации: видео в театре, инсталляции в театре, цирк в театре и пр. И в то же время все чаще «не театр» становится театром. Более того, современный театр даже может существовать совсем без актеров и такие сценические опыты уже проводились. 

Стоит заметить, что привычный академический театр тоже никуда не исчез, просто, он стал одним из множества способов существования театра. Миф об уникальности и величии советского театра во многом был обусловлен тем, что он возник и развивался в ситуации полной и абсолютной изоляции от мирового искусства, от свободного, неуправляемого и часто стихийного течения театральной жизни. Поэтому на лекции речь шла в основном о зарубежных эталонах.

bzZGoBNaHNw.jpg 

Вера в вечные законы театра в современности становится проблематична, т.к. каждый значимый режиссер создает свой стиль и свои каноны. Часто в современном театре используются самые нестандартные площадки – от монастыря до ангара. И даже спектакль в современном театре может быть многопоточным и у каждого зрителя своим. 

Какой же современный театр? Разный! 

Важно понимать, что современный спектакль всегда несет в себе отпечаток времени, т.е. современные режиссеры видят и представляют реальность так, как ее не видели ранее. 

Долгое время театр был искусством, интерпретирующим печатное слово, и такой и интерпретационный театр развивался десятилетиями, но в 70-х годах прошлого века ситуация радикально изменилась. Режиссеры стали создавать свою реальность без оглядки на текст. Можно сказать, что в театре воцарились инвокация и визионерство. Например, в 1975 году состоялась премьера спектакля Тадеуша Кантора «Умерший класс», представляющего собой пронзительный поток сознания и воспоминаний режиссера.

кантор.jpg 

Интерес к «новой искренности» стремительно захватил Европу, и начался период разрушения четвертой стены с целью эмоциональной вовлеченности зала. Многослойное взаимодействие с публикой привело к тому, что роль зрителя в театре значительно выросла, он перестал быть пассивным наблюдателем за сюжетом и превратился в «содумателя».

13606711_10206427736599947_2614227142698271496_n.jpg 
Фото со страницы Марины Давыдовой 

«После того как пройдешь искушение современным театром, очень сложно и скучно возвращаться в пространство герметичного спектакля», - завершила лекцию Марина Юрьевна.

Комментарии

Мы в соцсетях Вконтакте facebook Одноклассники
16 +
Создание сайтов реклама в Туле
Наверх