• Поиск по сайту

Тур в Италию с В.В. Вересаевым


В этом сезоне музейная Тула обратила свой взор в сторону Италии. 

«Ясная поляна» традиционно включила итальянского поэта Данте Алигьери в программу Международного арт-фестиваля «Сад гениев».  
До конца октября в Тульском областном художественном музее можно познакомиться с выставкой «Рим в офортах Пиранези». В рамках работы выставки проводятся лекционные встречи, на которых гости музея узнают интереснейшие факты об архитектуре и мифологии античного Рима. 
В музее Демидовых работает фотовыставка «Демидовы в Италии», а в специальном репортаже «Брендов Тулы» из Флоренции наши читатели совершили прогулку по местам, напоминающим современным итальянцам об этой замечательной семье с тульскими корнями. 

Сегодня мы вновь отправляемся в путешествие по Италии. Оно тоже начнется в Туле – в Доме-музее В. В. Вересаева. 

Возрождая традиции семейного чтения, мы открываем «Воспоминания» нашего земляка и узнаем, что Викентий Викеньевич очень любил путешествовать. Он побывал в Греции, Неаполе, Риме, Милане, Капри, Париже, Дрездене, Берлине, Мюнхене, Люксембурге. Из очерка В.В. Вересаева «А.П. Чехов» мы узнаем, что в 1902 году Викентий Викентьевич был во Флоренции. О чем через год беседовал с Чеховым в Ялте, тоже вспоминавшим приятное времяпровождение в Италии, ведь предметом светской завязки разговора писателей было «кианти». 

 

Кьянти (Chianti) - это итальянское сухое красное вино, производимое в регионе Тоскана. Совершенно неожиданно в витрине одного из бесчисленных современных флорентийских ресторанчиков мы замечаем самовар и с легкой тульской хитринкой пытаемся выяснить у хозяина заведения, что за предмет соседствует с флорентийским брендом?

 

«К сожалению, я не знаю назначения этого прибора. Это иностранная вещь, с Флоренцией она не связана и является просто частью декора нашего ресторана» - ответил владелец. 

Но вернемся к «Воспоминаниям». В марте 1907 г. Викентий Викентьевич пишет, что получил письмо от Л. Н. Андреева, в котором тот приглашал В. Вересаева приехать к нему на Капри. Леонид Николаевич писал: «…если Вам нужен отдых и свежие впечатления – то приезжайте на Капри. Отдохнуть тут можно всячески – и лежа на камушке у моря, и шатаясь по Риму, Флоренции и пр. – все близко…». Из этого письма также становится известно, что В. Вересаев был в Риме еще и раньше, но год не указывается. Андреев писал: «Вы ведь в Италии уже побывали и несколько знакомы с нею…». В.В. Вересаев приглашение принял и этой же весной 1907 года приехал к Леониду Андрееву на Капри, где прожил около месяца.

 

Капри (Capri) — это остров в Тирренском море (часть Средиземного моря), входит в состав итальянской провинции Неаполь в регионе Кампания.

 

В 1910 году писатель В.В. Вересаев совершил еще одно путешествие по городам Европы – известным историческим и культурным центрам. Везде он посещал музеи, в которых приобретал репродукции скульптур и картин известных скульпторов и художников. Вернувшись на родину, В.В. Вересаев оформил альбом для фотографий, на листах которого наклеил привезенные репродукции, группируя их по европейским музеям и картинным галереям. Этот альбом в дар Дому-музею В. В. Вересаева передала племянница и литературный секретарь писателя Валерия Михайловна Нольде. 

 

В альбоме представлены репродукции серии «Edizione inalterable» (Вечное издание). В числе прочего, на них изображены шедевры хранящиеся в знаменитейших итальянских музеях. Например, Венера Капитолийская с 1754 года хранится в Капитолийском музее – это старейший публичный музей Рима.


 

Сейчас постоянно пополняющаяся коллекция Капитолийского музея размещена в трёх дворцах на спроектированной Микеланджело Буонарроти площади Капитолия в Риме.


Интересно, что у Венеры Капитолийской есть, можно сказать, «коллега» во флорентийской галерее Уффици. Ее называют Венера Медичи. Она тоже представлена в альбоме Вересаева.

 

Скульптура датируется I столетием нашей эры, а ее автор точно так и не установлен. Сравнительно недавно ученые провели химический анализ и выявили на ней следы краски, как и на большинстве древнеримских скульптур. Оказывается, губы Венеры были ярко-алыми, а волосы – золотыми. На мочках ушей богини из мрамора остались небольшие дырочки, вероятно от серег. Всего этого Вересаев знать не мог, но как любителю древнегреческого искусства ему наверняка было известно, что и Венера Медичи, и Венера Капитолийская являются репликой другого шедевра, не дошедшего до нас, а именно Афродиты Книдской работы великого Праксителя. Прообраз был воспет Плинием и считался самой красивой статуей на земле.

 

Под вывеской «Музеи Ватикана» ныне скрывается целая плеяда выставочных залов и галерей.

 

В шиканом обрамлении Ватиканских дворцов представлены потрясающие коллекции скульптуры, живописи, рукописей, предметов быта и религиозного искусства.

 

В пьесе «Моцарт и Сальери» Вересаев называет создателем Ватикана Микеланджело Буонарроти, возможно, намекая на Сикстинскую капеллу.

 

Снаружи легендарная Cappella Sistina представляет собой ничем не примечательную церковную постройку 15 века на территории современного Ватикана. Однако, в ее стенах заключены истинные жемчужины эпохи Ренессанса.

 

Или Вересаев имел ввиду собор Святого Петра? Над его созданием трудилось несколько поколений величайших мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини.


«Оплакивание Христа» - первая и наиболее выдающаяся пьета, созданная Микеланджело. 

 

Копии «Пьеты» можно видеть во многих католических храмах по всему миру, а подлинник хранится в Ватикане, в соборе Святого Петра.

 

Продолжая листать альбом, мы вновь оказываемся во флорентийской галерее Уффици перед полотнами Боттичелли. «Мадонна Магнификат» (Madonna del Magnificat), известна также как «Мадонна с Младенцем и пятью ангелами». 

 

Форма тондо - круглой картины - особенно подходила живописи Боттичелли с ее плавными, текучими линиями, изгибами тел и склоненными головами персонажей. Это самая известная из картин художника на религиозный сюжет, написанных для частных капелл; названа она по первому слову молитвы Богоматери, текст которой хорошо виден на развороте раскрытой книги. Лицо Мадонны отмечено всеми качествами, входившими в культивируемый Боттичелли идеал красоты.

 

А это фрагмент картины Боттичелли «Мадонна с гранатом» («Мадонна делла Мелаграна» (1478)).

 

Тондо диаметром 143,5 см. Картина предназначалась для зала аудиенций Палаццо Веккьо. Здесь Мадонна кажется бесконечно грустной, и эту ноту подхватывает изображение граната в руке не по-детски серьезного младенца - символ Страстей Господних.

 

Интересна репродукция, на которой запечатлен один из величайших шедевров мирового искусства - скульптура Микеланджело Буонарроти «Давид». Статуя изображает обнажённого Давида, сосредоточенного на предстоящей схватке с Голиафом. В 1504 году скульптуру поместили в лоджию Ланци (Loggia dei Lanzi) на площади Синьории (Piazza della Signoria).

 

В 1873 году во избежание порчи от воздействия осадков и выветривания «Давид» был перенесен в один из залов Академии изящных искусств Флоренции, а его место на площади Синьории заняла копия.

 

С 16 века «Давид» считается идеалом мужской красоты. Едва ли в мире найдётся статуя, которая может сравниться с ним по количеству копий и слепков. 

 

В настоящее две копии скульптуры установлены на площадях Флоренции, еще одна украшает итальянский дворик Пушкинского музея в Москве. Но гипсовая копия музея Виктории и Альберта в Лондоне несколько отличается от своих «собратьев». Дело в том, что прежде чем показать скульптуру королеве в 1857 году, ее немного «приодели». Именно этот курьез и запечатлен на репродукции в альбоме В. В. Вересаева.

 

Всматриваясь в пожелтевшие страницы столетнего возраста, замечаем, что все фотографии обработаны сепией. На некоторых листах эта краска даже оставила зеркальный коричневатый отпечаток.

 

Такая тонировка была популярна на заре фотографии, так как считалось, что она придает изображениям более естественный и благородный вид. Но со временем фотографы заметили еще один эффект натуральной сепии - она делает снимки более стойкими к выцветанию. Что еще раз подчеркивает, сколь важно было для Вересаева наилучшим образом сохранить память о посещенных им музеях Европы.

 

Изображение скульптуры неизвестного автора, созданной по сюжету легенды о Дионисе и Ампелосе, подписано рукой самого Викентия Викентьевича. Чем же оно так заинтересовало писателя?


По легенде, однажды, во время охоты, бог осеннего урожая Дионис (Вакх) увидел очень красивого сатира, искусно игравшего на пастушьей свирели. Сатира звали Ампелос. Ампелос очень понравился Дионису и стал его преданным другом и спутником. Но однажды Ампелос упал со скалы и разбился. Дионис очень переживал, поэтому стал умолять отца Зевса вернуть его другу жизнь. Зевс сжалился и превратил погибшего сатира в виноградную лозу, которая стала приносить плоды, вкус которых был подобен вкусу нектара. В плодах был заключен сок земли, родившийся от солнечного света, влаги и огня. С той поры Дионис стал странствовать по свету и учить людей выращивать виноградную лозу.

 

От имени сатира Ампелоса и появилось греческое название винограда - ampelos, которое дало свое название науке о сортах винограда - ампелографии и отрасли медицины, изучающей виноградолечение, - ампелотерапия. В России вопросы ампелотерапии впервые были изложены в работе В. Н. Дмитриева «Лечение виноградом в Ялте, на Южном берегу Крыма» (1878). А помните, с чего началось наше путешествие? Случайное совпадение? Был ли знаком Вересаев с этой работой? Или образ Диониса его особенно интересовал в связи с работой над книгой «Живая жизнь», где автор попытается раскрыть полный волнующего смысла секрет человеческой силы, радости и счастья? Альбом с репродукциями требует глубокого исследования и задает великое множество вопросов!

 

Пытаясь ответить на них, мы раскрываем все новые и новые грани таланта Викентия Викентьевича Вересаева.

P.S.
Выражаем благодарность Дому-музею В. В. Вересаева за возможность ознакомиться с уникальным экспонатом, наполнившим наше путешествие особым смылом. 

Комментарии

Мы в соцсетях Вконтакте facebook Одноклассники
сетевое издание "Тульские бренды", учредитель ООО "Тульские новости", главный редактор Вострикова О.Г., ©2017
300026, г. Тула, 300041, г. Тула, пр. Ленина, д. 57, оф. 301
+7 (4872) 710-803
mazov@newstula.ru
16 +
Создание сайтов реклама в Туле
Наверх