• Поиск по сайту

Демидовская Флоренция


Флоренция (Firenze) – один из самых известнейших и красивейших городов Италии, город-музей и величайший центр искусств. Флоренция внесла грандиозный вклад в развитие европейской и мировой цивилизации. Город дал миру таких гигантов, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Данте, Галилей и Америго Веспуччи. Гуляя по набережной реки Арно, неподалеку от знаменитого Понте-Веккьо (Ponte Vecchio), моста ювелиров, вы обязательно захотите отдохнуть в уютном и тенистом скверике. За пальмами и пирамидальными тополями можно рассмотреть аншлаг на ближайшем доме, который вещает, что скверик расположен на площади Демидова.

 

Первым из Демидовых, появившихся в столице Тосканы, был Николай Никитич Демидов, правнук знаменитого Никиты Демидовича Антуфьева. Николай Никитич предпочел предпринимательству дипломатическую карьеру и в 1815 году переселился во Флоренцию, заняв должность русского посланника при Тосканском дворе.

 

В городе на реке Арно, где он умер в 1828 году, Николай Никитич составил богатейшую картинную галерею. Он с удовольствием заказывал известным художникам собственные портреты и портреты членов своей семьи.

 

Сын Николая Демидова - Анатолий Николаевич, проживая в основном за границей и лишь изредка приезжая в Россию, продолжил дело отца. Он щедро покровительствовал ученым и художникам. В 1827 году, во время поездки в Неаполь (Napoli), Анатолий Николаевич Демидов познакомился с Карлом Брюлловым.

 

Уже в то время близ Неаполя велись активные археологические раскопки погребенной под вулканическим пеплом Помпеи (Pompei).


Потрясенный историей города и увиденным, Брюллов сделал множество набросков.

 

А Анатолий Демидов стал заказчиком знаменитой картины «Последний день Помпеи», удостоившейся оглушительного успеха. После триумфального турне по Европе двадцатилетний Анатолий Демидов подарил картину Николаю I, который выставил её в Академии художеств как руководство для начинающих живописцев.

 

Есть легенда, что Николай I недолюбливал Демидова-младшего за то, что по его прихоти из России уплывали колоссальные средства. Анатолий Николаевич решил, что двери в Зимний дворец ему откроет княжеский титул, который и купил посредством строительства величественной виллы на некогда заболоченной земле Сан-Донато, близ Флоренции. Когда до Николая I дошел слух об этой сделке, император сказал: «Пусть он там только князем и остаётся».

 

По другой версии, титул князя Сан-Донато Демидов получил от великого герцога Тосканы Леопольда II накануне женитьбы на племяннице Наполеона I Матильде, дабы и в замужестве она осталась принцессой. Однако брак был несчастливым и бездетным, поэтому после смерти Анатолия Демидова в 1870 году его состояние и титул перешли по наследству его племяннику Павлу Демидову. И через два года российский император, уже Александр II, признал за Павлом Павловичем Демидовым княжеский титул. 

 

Правда, для того чтобы в России зваться князем Сан-Донато необходимо было владеть имением с таким же названием и на территории отечества. Поэтому, в 1878 году при открытии Уральской горнозаводской железной дороги одна из станций получила красивое итальянское название Сан-Донато. Название сохранилось и по сей день.

 

Флорентийская вилла Сан-Донато серьезно пострадала в годы Второй мировой войны. Сегодня о бывшем дворце Демидовых напоминают названия улиц: Via San Donato и Via della villa Demidoff.


Благодаря Анатолию Николаевичу во Флоренции появился памятник его отцу. 

 

Мраморная скульптурная композиция работы Лоренцо Бартолини долгое время находилась на вилле Сан-Донато возле домовой церкви, а в 1871 году (после смерти князя Анатоля) была установлена на набережной реки Арно, о чем повествует надпись на постаменте.

 

Прежде в Санкт-Никколо поминали каждый час. 
Живой памяти сына командующего Николая Демидова – неустанного, щедрого благодетеля князя Анатоля в муниципалитет Флоренции. 
Этот мемориал подарок. 
1870. 

Величественный монумент установлен под стеклянным навесом. Центральная группа, поднятая на постаменте, изображает Николая Демидова в тоге римского сенатора, прижимающего к груди сына. Женская фигура, символизирующая признательность, преподносит ему лавровый венок. Четыре статуи по углам символизируют Природу, Искусство, Милосердие и Сибирь – последняя держит на руках бога богатства Плутоса, намекая на происхождение огромного состояния этой семьи.

 

Следы Демидовых можно найти и в крупнейшей флорентийской художественной галерее – Палаццо Питти (Palazzo Pitti), где этой выдающейся семье посвящен целый зал.

 

Главным его украшением является большой конный портрет Анатолия Демидова кисти Карла Брюллова.

 

Присутствие Демидовых ощутимо и в русской православной церкви, расположенной на улице Льва X. Никольская церковь - историческое продолжение домового храма князей Демидовых, основанного в 1840 году на их вилле Сан-Донато. Князь Павел Демидов, решивший оставить поместье Сан-Донато ради Пратолино (Villa Medicea di Pratolino), в 1879-м подарил посольской церкви все убранство своего домового храма.

 

Вилла Пратолино – еще одно место, связанное с Демидовыми, находится за чертой города. История этого места начинается в 1568 году, когда землю купил Франческо I де Медичи, поручивший архитектору Бернардо Буонталенти возвести здесь роскошную виллу для своей второй жены Бьянки Каппелло. Интересно, что в 1872 году князь Павел Павлович Демидов купил виллу тоже задумав жениться повторно. Сан-Донато он невзлюбил из-за того, что она напоминала ему об умершей вскоре после свадьбы первой жене.

 

Однако, что за рассказ о Флоренции без упоминания кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) - самого знаменитого и прекрасного из архитектурных сооружений города.

 

Его история восходит к концу XIII столетия. Собор строился около шести веков. 

 

Собор был освящён в 1436 году, но в интерьере храма было пустынно, как то отмечает посетивший собор в XVII веке стольник Петр Андреевич Толстой (родоначальник графской ветви рода): 

Пришёл к саборной церкве, которая называется италиянским языком Санта Мария Фиоре, то есть Святыя Марии Цветковой. Та церковь зело велика, а снаружи зделана вся из белаго мрамору, а в белой мрамор врезываны чёрные каменья изрядными фигурами, и препорциею та церковь зделана дивною. А внутри тое церкви убору никакого нет, толко олтарь зделан изрядною резною работою из алебастру, и помост в той во всей церкве зделан из розных мраморов изрядною же работою. 

И только в 1887 году появился существующий ныне великолепный фасад из трехцветного мрамора. 

 

Есть в том заслуга и Павла Демидова, выделившего значительную сумму на финальную отделку одного из красивейших соборов мира. Впрочем, в богатой Флоренции жертвователей было много – их гербы размещены на фасаде собора. Место расположения и размеры гербов обуславливались вносимой суммой. Герб Демидовых оказался одним из самых больших и на самом почётном месте — на главном фасаде, первым справа от центрального портала!

 

Тульская семья, выбившаяся из социальных низов и породнившаяся с монархами Европы, оставила заметный след и в российской, и в итальянской истории. Ведь только тот, кто сумел употребить доставшееся ему богатство с пользой для других, достоин уважения и памяти потомков. 

P.S.
А на исторической родине Демидовых, в Туле, ждет гостей историко-мемориальный комплекс, посвященный этой династии. Более того, с 18 сентября 2015 года в музее снова работает фотовыставка «Демидовы в Италии».

Комментарии

Мы в соцсетях Вконтакте facebook Одноклассники
сетевое издание "Тульские бренды", учредитель ООО "Тульские новости", главный редактор Вострикова О.Г., ©2017
300026, г. Тула, 300041, г. Тула, пр. Ленина, д. 57, оф. 301
+7 (4872) 710-803
mazov@newstula.ru
16 +
Создание сайтов реклама в Туле
Наверх