• Поиск по сайту

Сад гениев. Четвертый день. Крейцерова соната


Воскресным вечером, 12 июля 2015 года, в яснополянском ДК вновь звучала прекрасная музыка. 

Надежда Котнова (фортепиано) и Александр Барклянский (скрипка) начали вечер с произведений любимого Л. Н. Толстым композитора Антона Аренского. Писатель ставил Аренского выше других современных ему композиторов: «Из новых - лучший Аренский, он прост, мелодичен». В концерте прозвучала сюита Антона Степановича Аренского в четырех частях: Прелюдия, Серенада, Колыбельная и Скерцо. 

Музыка занимала значительное место в жизни Толстого. Непосредственное воздействие музыки на него было сильнее других искусств. Когда Лев Николаевич слушал музыку, если исполняемое и исполнитель ему нравились, она его очень сильно захватывала. Часто, прослушав какую-нибудь вещь своего любимого Шопена, он говорил: - Вот как надо писать! 
Надежда Котнова исполнила Скерцо №2 Фредерика Шопена.
 

Ведущая концерта Ирина Кудряшова рассказала, что Льва Николаевича всегда глубоко интересовал вопрос о том, что такое музыка, философское обоснование ее внутренней сущности.

 

В своей «Крейцеровой сонате» Толстой восклицает: «Вообще, страшная вещь музыка. Что это такое? Я не понимаю. Что такое музыка? Что она делает? И зачем она делает то, что делает?». 


В память о педагоге-скрипаче С. О. Мильтонян, ушедшем из жизни девять дней назад, Надежда и Александр исполнили Адажио Вольфганга Амадея Моцарта. 

На бис прозвучала «Шинель» Альфреда Шнитке из сюиты «Ревизская сказка». 

После концерта мы спросили у Александра Барклянского: 
Действительно ли Соната № 9 для скрипки и фортепиано ля мажор так легендарно сложна и неудобна для исполнения, как некогда утверждал Родольф Крейцер? 

Ощущение сложности у каждого музыканта свое, и это в любом случае субъективное понятие. Технически нельзя сказать, что это самая сложная соната, но сам по себе Бетховен считается трудным композитором, также как и Моцарт. У них настолько все прозрачно, что даже одна неверная нота очень сильно заметна. Но не только ноты передают правильные эмоции и ощущения, важно и то, что между нот, как в литературе между строк. В «Крейцеровой сонате» надо показать и передать радость человеческого взаимодействия. Возможно больше, чем ту семейную трагедию, которую слышат в ней сейчас, благодаря Льву Николаевичу. 

Александр, Вы сегодня выступали с женой. Обретает ли музыка особую эмоциональную окраску, когда играешь с близким человеком? 

Играть камерную музыку с людьми, с которыми нет определенной душевной связи, практически невозможно. Бывает, что эту связь надо найти очень быстро. Например, в фестивальной ситуации, когда ты с человеком абсолютно не знаком, а с одной-двух репетиций следует сыграть известное обоим сочинение, которое разучивалось с другими партнерами. Бывают грустные ситуации, когда ты не можешь найти контакт с человеком, и тогда выручает только гениальность автора. Ведь в нотах большая часть того, за что можно зацепиться. Но если к этому можно добавить что-то невербальное, то, что не оговаривается на репетициях, тогда у постоянных дуэтов возможностей, конечно, больше. 

На фестивале мы видели и слышали Вас в двух разных концертах: в академическом и, можно сказать, в шуточном. 

Это для публики шуточный, для меня он совершенно серьезный. 

Хорошо. Вам, как исполнителю, больше по душе популяризаторский концерт-контакт (концерт-диалог) или академический? 

Часто веду концерты любой направленности, потому что считаю это необходимым на сегодняшний момент. Менее подготовленная публика не хуже, она просто другая. Сегодня другое время, другие скорости. Раньше люди приходили на концерт серьезной музыки с партитурами и клавирами, это было частью культуры, семейных традиций и представлений об укладе жизни. Сейчас им зачастую неизвестен даже мотив. 

Поэтому и аплодируют между частями? 

Я к этому отношусь спокойно. Пусть лучше люди выплеснут свои эмоции, чем будут чувствовать себя чужими на этом особенном мероприятии. Пусть будут уверены, что они здесь уместны так же, как исполнители. Считаю необходимым, чтобы исполнитель протягивал дружескую руку публике и приглашал в тот мир, который он любит, ценит и может показать. Мой опыт показывает, публике надо, чтобы им рассказывали о произведениях, а если это делает исполнитель, то впечатление усиливается. Когда мне приходится разговаривать со слушателями самому, то всегда делаю это с удовольствием. Говорить какие программы легче или приятней, я точно не берусь, потому что приятно, когда есть отклик.

Комментарии

Мы в соцсетях Вконтакте facebook Одноклассники
сетевое издание "Тульские бренды", учредитель ООО "Тульские новости", главный редактор Вострикова О.Г., ©2017
300026, г. Тула, 300041, г. Тула, пр. Ленина, д. 57, оф. 301
+7 (4872) 710-803
mazov@newstula.ru
16 +
Создание сайтов реклама в Туле
Наверх