• ѕоиск по сайту

Ћ≈¬ Ћј√ќ–»ќ - ћјЁ—“–ќ –”—— ќ… ∆»¬ќѕ»—». ¬тора€ часть

Ћев ‘еликсович Ћагорио
јвтор:
ќльга
ƒобавлено:
2017-09-05 18:20:01
ѕоделитьс€:



Ћагорио числилс€ одним из лучших учеников академии, однако в деле художественного развити€, по утверждению знатоков его живописи, более всего был об€зан собственному таланту и общению с природой. ”же в первый год академической учебы он создает картины, которые обращают на себ€ внимание педагогов. ¬ их числе водный Ђѕейзажї с изображением дерев€нной пристани и пришвартованных рыбачьих лодок и Ђ¬ид рекиї с утлым дерев€нным мостиком и рыбаком, закинувшим удочку из лодки, причаленной к берегу. ¬се просто и буднично [3]. 

— первых лет учебы в академии Ћагорио стремитс€ в детал€х познать то, что ему предстоит изобразить на полотне. ¬ид€ себ€ в будущем мастером морских пейзажей, юноша стремитс€ познать море во всех его про€влени€х и оттенках, покор€ющих его людей, и конечно же корабли.

Ћ.‘. Ћагорио. —тара€ Ћадога. Ќикольский монастырь и крепость —в€того √еорги€. 1845. √осударственный русский музей. ѕетербург.jpg 
Ћ.‘. Ћагорио.
—тара€ Ћадога. Ќикольский монастырь и крепость —в€того √еорги€. 
1845.
√осударственный русский музей. ѕетербург

¬ 1845 году начинающий живописец совершает морское путешествие на военном фрегате Ђ√роз€щийї. ≈го цель - изучить устройство боевого корабл€, пропитатьс€ его атмосферой. ¬последствии эти знани€ пригодились Ћагорио дл€ картин, изображавших боевые действи€ русского военного флота на „Єрном море: Ђ”ничтожение пароходом Ђ¬еликий кн€зь  онстантинї турецких судов у Ѕосфора. 1877 годї (1880), Ђ атера парохода Ђ онстантинї атакуют турецкий флот у —улина 29 ма€ 1877 годаї (1880) и других.

¬ годы учебы в академии изображать морские баталии Ћагорио не рисковал. ѕриобрет€ лодку, мирно плавал с этюдником по ‘инскому заливу, любовалс€ открывавшимис€ видами, выискивал местах, на которые можно положить глаз. ѕутешеству€ по северным местам, Ћагорио писал этюды в —тарой Ћадоге и в ¬алаамском монастыре. ¬ этих кра€х архитектура св€тых обителей и храмов органично сочеталась с красивейшими природными ландшафтами. —тароладожеские этюды воплотились в полотно Ђ—тара€ Ћадога. Ќикольский монастырь и крепость —в€того √еорги€ї. –ыбацкие лодки и дым€щие пароходы Ћагорио изобразил на фоне древнейших поселений северо-запада –уси.  олорит картины сероватый, будничный хорошо передающий особенности природы этих суровых северных мест.

¬ 1847 году Ћагорио получил ћалую серебренную медаль академии за Ђ‘инл€ндский видї и был командирован на три мес€ца в ¬ыборг. »з командировки он привозит этюд с натуры (из окрестностей ¬ыборга), за которой удостаиваетс€ Ѕольшой серебр€ной медали.

Ќекоторое врем€ спуст€ за картину Ђ¬ид в окрестност€х ¬ыборгаї, выполненную в традици€х художников венециановской школы, Ћагорио был удостоен ћалой золотой медали јкадемии художеств. Ќесмотр€ на известное подражание крымским пейзажам јйвазовского, с их м€гким свечением, размытостью мазка и романтизацией сюжета, картина Ћагорио произведение вполне самосто€тельное. ћолодой художник свободен в своем творчестве. ќб этом свидетельствует даже беглое знакомство с картиной. ѕеред зрителем окраина города с частью ¬ыборгского залива. ” подножи€ древней башни —в€того ќлафа и крепостного вала, отбитых когда-то у шведов, около воды ют€тс€ дерев€нные домишки с надворными постройками. Ќа берегу непринужденно расположились группы местных обывателей, зан€тых повседневными делами. Ќад ними голубое небо с лЄгкими облаками. ќно занимает большую часть полотна. ¬се буднично, мирно и гармонично.  артина тщательно и тонко проработана. ¬печатл€ют хорошо написаны старые дерев€нные постройки, лодки на берегу, удачно найденный колорит.

√од окончани€ јкадемии художеств (1850) был ознаменован дл€ Ћагорио званием художника с чином XIV класса, что давало право на государственную службу. «а выпускную работу Ц картину Ђ¬ид болота на Ћисьем носуї художник был удостоен «олотой медали 1-го достоинства и получил право на оплачиваемую академией трехгодичную заграничную стажировку.

ќблада€ м€гким покладистым характером и доброжелательным отношением к люд€м, Ћагорио к моменту окончани€ јкадемии художеств имел в ѕетербурге многих друзей и знакомых. —реди них Ц разносторонне даровитые брать€ ∆емчужниковы, известный поэт и драматург, их двоюродный брат ј. . “олстой. ћноголетн€€ дружба св€зывала Ћагорио с јлександром ≈горовичем Ѕейдеманом, профессором исторической живописи, автором широко известных в свое врем€ полотен на библейские и русские исторические темы.  стати, именно в доме Ѕейдемана в 1863 году, перед отъездом на  авказ, Ћагорио познакомилс€ с его молодым тогда учеником ¬.¬. ¬ерещагиным.  .ѕ. ѕрутков.jpg
 .ѕ. ѕрутков 

–езультатом совместного труда Ћагорио, Ѕейдемана и Ћьва ∆емчужникова стал известный портрет  озьмы ѕруткова [4], помещенный в издании его сочинений. ¬ интересных мемуарах Ћ.ћ. ∆емчужникова Ђћои воспоминани€ из прошлогої есть рассказ об их совместной поездке с Ћагорию летом 1852 года в ћалороссию, о любовании многоцветьем украинских степей, о работе художника над украинскими пейзажами. ¬спомина€ дни, проведенные в гостеприимной усадьбе семейства военного музыканта и при€тел€ “.√. Ўевченко ».». Ћизогуба, ∆емчужников пишет: Ђ— утра мы уходили на работу. Ћагорио зате€л написать этюды старого пн€ и бурь€на, которые вышли замечательно хороши; € рисовал его сид€щего под раскинутым навесом из полотна и пишущего этюд бурь€на. ѕо звонку мы сходились в дом к завтраку и обеду; купались на просторах в реке; вечером брали урок пени€ у »льи »вановича ЋизогубаЕї. 

¬ конце 1852 года или в самом начале 1853-го Ћ. ‘. Ћагорио выехал в творческую командировку за границу Ђдл€ дальнейшего совершенствовани€ мастерстваї. ѕредварительно он прин€л российское подданство, окончательно почувствовав себ€ русским человеком и русским художником. √оды пенсионерства он провел в ѕариже и –име. ¬ одном из отчетов в академию Ћагорио сообщил: Ђ¬от два мес€ца, как € в ѕариже. ’отел бы покопировать в Ћувре с –ембрандта, но дни ужасно тЄмные и потому дома пишу маленькие этюды. ѕриготовл€юсь весной писать с натурыї. 

√ораздо уютнее, чем в многолюдном ѕариже, Ћагорио чувствовал себ€ в его пригороде, в Ђдеревушке художниковї Ѕарбизон, близ лесов ‘онтенбло. ¬о второй половине XIX века Ѕарбизон стал, как известно, родиной французского импрессионизма. ¬о времена Ћагорио Ѕарбизон был просто пристанищем тех, кого увлекала пленэрна€ живопись. Ћагорио близко сошелс€ с художниками-барбизонцами. “акими же, как он, молодыми, энергичными и безумно преданными искусству. 

»з ‘ранции путь Ћагорио лежал в »талию, на родину предков. ќн написал множество этюдов в –име, —орренто, на  апри. ¬ апреле 1854 года художник сообщил из –има, что пишет Ђнебольшую картину с натуры: вид из садика во дворе частного домаї. ¬ письме, датированном августом того же года, Ћагорио признаетс€, что увлечен этюдами с натуры в окрестност€х –има - в “иволи и ќлевано. «атем художник переезжает в —орренто, посещает другие прибрежные местах »талии, а также остров  апри. 

¬ те годы среди молодых художников-пейзажистов, стажировавшихс€ в »талии, было прин€то подражать творчеству выдающегос€ живописца —ильвестра ‘еодосиевича ўедрина (1791Ц1830), работа€ в тех же местах и зачастую с тех же точек, с которых работал когда-то он. “акие ремейки одобр€лись в стенах јкадемии художеств. ќднако Ћагорио всегда пыталс€ найти собственный образ »талии, не напоминавший картины маститых авторов. »менно поэтому на его полотнах преобладают виды укромных уголков природы, садики, скалы, часовни, крохотные водоемы посреди высоких и угнетающих своей мощью гор. ƒаже если художник изображал известные места »талии или уже не раз воспроизводившиес€ на полотнах мастеров дома местных жителей, он старалс€ показать их с неожиданных сторон. —воим пейзажам он всегда стремилс€ придать занимательность и новизну. Ётим интересна, например, картина Ђќкрестности Ќеапол€ с видом на ¬езувийї (1860 г.), хран€ща€с€ ныне в частном собрании. 

¬ италь€нских видах, по мнению критиков, про€вилс€ неповторимый почерк Ћагорио, которому он будет следовать почти на прот€жении всей жизни. ƒл€ него не было второстепенных, малозначительных деталей. ¬се написано точно до мельчайших подробностей. Ќа деревь€х, особенно любимых художником пини€х, выписаны мелкие листочки. ƒетально до выбоин показана каменна€ кладка домов, крепостей, набережных. Ѕереговые утесы всегда Ђфотографичныї вплоть до разломов. »таль€нска€ школа многое привнесла в творчество Ћагорио, сделала его более утонченным. ≈е безм€тежность в сочетании с русским психологизмом сделали полотна мастера особенно выразительными. 

ѕо истечении трЄхгодичного срока заграничной командировки совет академии разрешил Ћагорио остатьс€ ещЄ на два года за границей Ђдл€ работы над видами Ўвейцарииї. Ќо уже за собственный счет. Ћагорио был рад этому решению и продолжал работать основательно и самозабвенно. » не только в Ўвейцарии. ¬осторженный взгл€д художника проникал повсюду.  роме Ўвейцарии ему пригл€нулись северо-западна€ ‘ранци€ и √олланди€, богата€ мастерами морского пейзажа. ¬ 1859 году художник создает известное полотно ЂЌормандский берегї, наход€щеес€ ныне в коллекции √осударственной “реть€ковской галереи. «емл€ древних викингов заворожила Ћагорио живописной природой, героической историей, многовековым архитектурным наследием, в списках которого монастыри ∆ьюмежа и  ана, соборы ЅайЄ и  утанса, замок –ичарда Ћьвиное сердце в Ћез-јндели. Ќо не они привлекли внимание русского живописца, а морской берег, меловые скалы Ётрета, мужественные люди, живущие в этих местах и конечно же нормандское небо, чем-то напоминающее небо над ‘инским заливом.

‘онтан јннибала в –окка-ди-ѕапа близ –има.jpg 
Ћ.‘. Ћагорио. 
‘онтан јннибала в –окка-ди-ѕапа близ –има. 1857. 
√осударственна€ “реть€ковска€ галере€, ћосква 

¬ 1860 году Ћагорио вернулс€ на родину и представил в виде отчета за свое пенсионерство около тридцати работ. —реди них были картины Ђ‘онтан јннибала в –окка-ди-ѕапаї (√осударственна€ “реть€ковска€ галере€), Ђ¬ид  апо ди ћонте в —оррентої (“ульский областной художественный музей) и Ђѕонтийские болотаї (√осударственный –усский музей). «а эти работы художнику было присуждено звание профессора академии художеств. ¬ это же врем€ Ћагорио знакомитс€ с коллекционером и меценатом ѕ.ћ. “реть€ковым. «аинтересовавшись творчеством талантливого живописца, “реть€ков берет Ћагорио на заметку. ќн без вс€ких раздумий приобретает у художника полотно Ђ‘онтан јннибала в –окка-ди-ѕапа близ –имаї, а впоследствии и некоторые другие его картины. 

¬ середине 1860-х годов Ћагорио женилс€. ≈го избранницей стала одна из дочерей прославленного ветерана  рымской войны 1853-1856 годов, военного инженера, генерал-майора јнтона  азимирович Ћубны-√ерцика (1809-1891) ≈лена јнтоновна. √ерцики происходили из старинного польско- литовского шл€хетского рода и были известны в –оссии как талантливые инженеры и литераторы. —о временем в семье по€вилс€ ребенок Ц дочь ќльга, котора€ окончила консерваторию и пела на сцене ћариинского театра. 

ћолодожены решили обосноватьс€ в ѕетербурге. Ќо когда и кто из знаменитых живописцев имел посто€нное пристанище! ѕетербурга неизменно был дл€ Ћагорио отправной точкой путешествий по –оссии, поездок на  авказ, в “урцию, в страны —кандинавии. » кажда€ поездка Ц преддверие рождени€ нового шедевра. Ќа основе этюдов, сделанных в “урции, в 1883 году родилось великолепное полотно Ђ«алив «алотой –ог. Ѕосфорї. ѕоездка в Ќорвегию привела к созданию живописной идиллии Ђ‘ьорд в Ќорвегииї (1899). 

Ћетние мес€цы супруги Ћагорио, как правило, проводили в  рыму. ¬ —удаке у тест€ художника был просторный дом, где Ћагорио устроил летнюю мастерскую. —о временем она была сплошь завешана крымскими этюдами. ’удожник принимал участие в жизни местного общества. »звестно, что дл€ судакской католической церкви Ћагорио написал образ Ѕожьей ћатери. 

ѕоблизости от мастерской Ћагорио находилась дача јйвазовского. »ван  онстантинович любил проводить врем€ летними мес€цами в окружении родных и близких. ”читель и ученик не могли не встречатьс€. ¬месте они наслаждались живым дыханием мор€, вели неторопливые беседы, вспоминали прошлое, делились планами на будущее. 

1870-е и последующие годы были дл€ Ћагорио временем особого увлечени€ видами  рыма.  рымские море и горы станов€тс€ дл€ художника основной темой в его творчестве. —амым интересным и вдохновенным зан€тием дл€ него было писать различные состо€ни€ мор€, переносить на холст зыбкую границу, раздел€ющую сушу и воду, воспроизводить морской воздух. Ќежными красками восход€щего солнца светитс€ полотно ЂЎтиль на море. —удакї (1885). ѕроникновенна и удивительна ЂЋунна€ ночь на мореї (1886). 

Ћегендами дышит картина Ђ рым. —калы ћонах и ƒиваї (1890): окутанное синей дымкой небо, белоснежна€ пена прибрежных волн и две удивительные скалы ћонах и ƒива, на дальнем плане, почти по центру композиции. —таринное предание гласит, что жил когда-то в пещере близ —имеиза ћонах-отшельник. ћонашество он прин€л неспроста, а во искупление прежних грехов и загубленных жизней.  акой он был веры уже никто и не помнит, ибо все дороги ведут к единому Ѕогу. ј вот историю отшельника, почитавшегос€ почти за св€того, знают в здешних местах все. ј истори€ вот кака€. ∆ил ћонах тихо и праведно, не помышл€€ о земном и плотском. Ќо темные силы не знали поко€. —тремились пробудить в отшельнике прежнюю злобу и ненависть к ближнему или соблазнить его плоть мирскими утехами. Ќо никак у темных сил этого не получалось. ѕошел как-то раз по утру монах к морю наловить рыбы. ј злой дух-искуситель тут как тут. Ќесколько раз закидывал старик невод, но все без толку. «акинул в последний раз и вместо морской рыбы выловил злого духа, представшего перед ним в образе девушки небывалой красоты. —тоит монах как вкопанный. ј девушка открыла глаза, подн€лась не спеша, и во искушение уставилась пр€мо в глаза монаха. Ђƒиваї, - прошептал монах, и ринулс€ навстречу соблазнительнице. “а же осыпала его страстными поцелу€ми. «абурлила у отшельника кровь, забыл он обо всем на свете и никак не сдержал страсти. Ќо не стерпели этого кощунства небеса. —одрогнулись и озарили округу €рким светом. ѕыталась ƒива убежать, скрытьс€ в морской пучине, но не тут-то было: окаменевшей осталась сто€ть на морском берегу. √л€д€ на нее, окаменел и ћонах. “ак и остались они сто€ть в назидание люд€м. 

Ћ.‘. Ћагорио.  рым. —калы ћонах и ƒива. 1890. √осударственный ¬ладимиро-—уздальский историко-архитертурный и художественный музей-заповедник.jpg 
Ћ.‘. Ћагорио. 
 рым. —калы ћонах и ƒива. 1890. 
√осударственный ¬ладимиро-—уздальский историко-архитертурный и художественный музей-заповедник 

 рымские пейзажи Ћагорио Ц это восторженный рассказ художника о его малой родине, это стремление привлечь внимание русской публики к его красотам и его многовековой истории. ∆ивопису€  рым, Ћагорио всегда и во всем оставалс€ романтиком. “рогательна тонка€ эмоциональность его полотен и изысканность красок. ѕейзажные работы, посв€щенные  рыму, €вл€ютс€ самой значительной частью творческого наследи€ мастера. ¬ 1893 году состо€лась персональна€ выставка Ћагорио, котора€ целиком была посв€щена крымской природе и „ерному морю. 

¬ том, что во второй половине XIX столети€  рым становитс€ местом паломничества молодых российских художников во многом заслуга Ћагорио, как, впрочем, и его выдающегос€ учител€ јйвазовского, посто€нно проживавшего в ‘еодосии. ћолодым разночинцам, которым не по карману была »тали€,  рым с его причудливой романтикой скал, цветущих долин и каменистых побережий подходил вполне. » в отношении материальном, и в отношении духовном. ¬  рыму создавали свои полотна ».». Ћевитан, ј.».  уинджи,  .ј.  оровин, ».я. –епин и другие прославленные мастера русской живописи.

Ћ.‘. Ћагорио.  рымский пейзаж. 1891. јстраханска€ областна€ картинна€ галере€.jpg 
Ћ.‘. Ћагорио. 
 рымский пейзаж. 1891. 
јстраханска€ областна€ картинна€ галере€ им. Ѕ.ћ.  устодиева. 
јстрахань 

Ќельз€ не упом€нуть о сложившейс€ к началу ’’ века под вли€нием Ћагорио и его учител€ киммерийской школе живописи, представител€ми которой были такие русские мастера кисти, как Ё.я. ћагдес€н,  .‘. Ѕогаевский, ћ.ј.  ириенко-¬олошин,  . . јрцеулов, ћ.ѕ. Ћатри, ј.». ‘есслер, ј.». √анзен. Ёта школа родилась в восточной части южного берега  рыма, в ‘еодосии и  октебеле, на территории древней и загадочной области под названием  иммери€. ’удожники-киммерийцы преклон€лись перед стихией первозданной природы, были заворожены мифами и легендами древней “аврии, пускали в ход игру воображени€ и полет фантазии. ќни преклон€лись перед могуществом мироздани€ и очень редко обращали внимани€ на простых смертных. 

ј что Ћагорио? ќн продолжал совершенствоватьс€ в различных жанрах и техниках. ѕодмечены перемены в его маринах. ѕевец тихого и спокойного мор€ неожиданно создает целый р€д запоминающихс€ полотен с изображением бушующей морской стихии. Ёто ЂЎтормї (конец 1860-х), Ђќдинокий корабль в бурюї (1875), Ђ ораблекрушениеї (1888), ЂЅур€ на мореї (1901) и целый р€д других картины подобного плана. Ќедостаток биографических сведений о Ћагорию не дает нам возможности точно определить с чем было св€зано по€вление подобных работ. ¬озможно Ц это причуды богатых заказчиков. «начительна€ часть работ и по сей день хранитс€ в частных коллекци€х. ¬озможно и другое. Ёто - те социальные потр€сени€ и бури, которые охватили русское общество в последней трети XIX-го и в самом начале века ’’-го. Ќа них насто€щий большой художник не мог, конечно, не реагировать.

Ћ.‘. Ћагорио.  ораблекрушение. 1888. „астное собрание.jpg 
Ћ.‘. Ћагорио. 
 ораблекрушение. 1888. 
„астное собрание 

Ћиберальные реформы јлександра II открыли возможность дл€ создани€ в –оссии независимых творческих объединений художников разных жанров и направлений. ¬ 1870 году в ѕетербурге было учреждено знаменитое “оварищество передвижных художественных выставок. „ленами товарищества стали в основном бывшие воспитанники ѕетербургской академии художеств, восставшие против консервативных академических пор€дков и демонстративно покинувшие станы alma mater, чтобы нести свое искусство в народ. 

Ћагорио не был ни членом “оварищества, ни участником-экспонентом передвижных выставок. Ќо он был далеко не чужд общению с народной аудиторией, иде€м проникновени€ искусства в массы. ¬ 1880 году по инициативе художника и педагога Ё.—. ¬илье де Ћиль-јдана в ѕетербурге создаетс€ кружок художников-акварелистов. ¬ 1887 году кружок обретает статус ќбщества русских акварелистов. Ћагорио приветствовал создание новой общественной организации и вскоре, став ее действительным членом, оказалс€ в кругу друзей и единомышленников. “аких, как маринист и баталист ј.ѕ. Ѕоголюбов, маринист ј. . Ѕеггров, живописцы  .≈. ћаковский, ј.ƒ.  ившенко, ¬.ƒ. ѕоленов и другие. 

Ћагорио активно участвует в акварельных вернисажах, традиционных Ђѕ€тницах акварелистовї, представл€вших из себ€ своего рода художественно-артистические и музыкально-литературные встречи. ќни проходили ежегодно с окт€бр€ по апрель в помещении јкадемии художеств.   Ћагорио, который в отличие от јйвазовского писал свои произведени€ на основании этюдов, как и ко многим современным ему художникам, приходит понимание особой ценности этюда как самосто€тельного произведени€. Ётому пониманию в немалой степени способствовала проходивша€ в 1885 году XIII передвижна€ выставка, на которой ¬.ƒ. ѕоленов представил публике серию великолепных этюдов из палестинского цикла. 

¬се это стимулировало работу Ћагорио в технике акварели, хот€ увлекатьс€ ей он начал еще в молодые годы. ¬ ÷ентральном военно-морском музее в ѕетербурге хранитс€ прекрасна€ сери€ акварелей художника, посв€щенных —евастопольскому водопроводу Ц уникальному сооружению, состо€щему из серии тоннелей и акведуков. ¬одопровод, необходимый дл€ нужд флота, был построен в 40-х годах XIX века по инициативе адмирала ћ.ѕ. Ћазарева. –аботы датированы 1850 годом. ÷елый р€д прекрасных акварелей был выполнен художником во врем€ пенсионерской поездки за рубеж. ѕривлекательны кавказские акварели Ћагорио, выполненные во врем€ его поездок 1860-х годов.

 авказский пейзаж.JPG
Ћ.‘. Ћагорио.
 авказский пейзаж. јкварель. 1861.

Ќо особое место в творчестве Ћагорио акварель получила в последний период его жизни. —реди его акварелей большое количество морских пейзажей, видов  рыма и других местностей, по которым путешествовал художник. јкварели, сепии, карандашные рисунки Ћагорио строги по композиции, но полны жизни и экспрессии. »здатели открытых писем (открыток) охотно тиражировали лучшие из произведений мастера. ≈го работы, и в первую очередь акварели на темы малой родины, стали своеобразной визитной карточкой  рыма. Ѕлагодар€ открыткам по произведени€м Ћагорио многие росси€не впервые узнали что такое ЂЋасточкино гнездої, крымские горы, насколько поразительны прибрежные виды, черноморские города и селени€.

¬ 1890 году Ћагорио стал одним из учредителей —анкт-ѕетербургского общества художников. — весны следующего года общество, объединившее в своих р€дах более 50 мастеров кисти, развернуло регул€рную выставочную де€тельность в ѕетербурге и ћоскве. ¬ыставки общества, как и выставки передвижников, посещали дес€тки тыс€ч человек. Ќа их обозрение выставл€лись сотни полотен. Ћагорио был активным участником многих показов, что, безусловно, способствовало росту его попул€рности среди почитателей искусства и авторитета в профессиональной среде.

¬ 1900 году профессор живописи Ћев ‘еликсович Ћегорио был удостоен звани€ почетного члена »мператорской јкадемии художеств. Ќикаких привилегий и благ звание это не давало. Ќо все же внимание к себе академии дл€ старого художника было при€тно. ≈го кисть и карандаш работали также отча€нно, как в молодости. » продолжалось это вплоть до кончины художника, котора€ последовала в ѕетербурге
22 декабр€ 1905 года.  рым, јлушта. 
јвгуст - сент€брь 2017 года

ѕ–»ћ≈„јЌ»я
1. ¬се эти картины наход€тс€ в »сторическом военно-инженерном музее в ћоскве.
2. Ёто звание присваивалось выдающимс€ российским художникам, получившим образование за пределами академии.
3. ќбе картины, помеченные 1843 годом, хран€тс€ в Ќижегородском государственном художественном музее.
4.  озьма ѕетрович ѕрутков - коллективный псевдоним (литературна€ маска), под которым в журналах Ђ—овременникї, Ђ»скраї и других выступали в 50Ч60-е годы XIX века поэты јлексей “олстой, брать€ јлексей, ¬ладимир и јлександр ∆емчужниковы.

ƒополнительна€ информаци€

  данному проекту пользователи не добавл€ли еще информации.

 омментарии

Ќа карте


ћы в соцсет€х ¬контакте facebook ќдноклассники
сетевое издание "“ульские бренды", учредитель ќќќ "“ульские новости", главный редактор ¬острикова ќ.√., ©2017
300026, г. “ула, 300041, г. “ула, пр. Ћенина, д. 57, оф. 301
+7 (4872) 710-803
mazov@newstula.ru
16 +
—оздание сайтов реклама в “уле
Ќаверх