• ѕоиск по сайту

Ћ≈¬ Ћј√ќ–»ќ - ћјЁ—“–ќ –”—— ќ… ∆»¬ќѕ»—». ѕерва€ часть

Ћев ‘еликсович Ћагорио. ѕортрет из издани€ Ђ’удожественный листокї. 1861. є 29
јвтор:
ќльга
ƒобавлено:
2017-09-05 16:51:55
ѕоделитьс€:

Ќе надо быть слишком дотошным наблюдателем, чтобы заметить: практически большинство посетителей “ульского областного художественного музе€, загл€нув в зал русского пейзажа XIX века, чаще всего замедл€ют свой шаг возле полотен »вана  онстантиновича јйвазовского и его ученика Ћьва ‘еликсовича Ћагорио. ≈сли на учител€ смотр€т с восхищением, то на ученика слегка снисходительно. я подметил это еще полвека назад на музейной практике, в студенческие годы. «а это врем€ мало что изменилось. 

ƒо сих пор среди любителей искусства и даже искусствоведов не утихают споры Ц кто талантливее: учитель или ученик. —поры эти не разрешимы по одной простой причине. јйвазовский не дарил Ћагорио своего портрета с проникновенной надписью Ђѕобедителю ученику от побежденного учител€ї. “ак что каждый может думать и говорить что угодно. ¬ажна лишь аргументаци€. ј ее у почитателей Ћагорио €вно не хватает. ¬ каждой более или менее приличной библиотеке найдетс€ дес€ток работ об јйвазовском и крайне редко что встретишь о Ћагорио. —лава богу, что дев€ть лет назад в ћоскве вышел большой подарочный альбом с репродукци€ми картин художника.   сожалению, малодоступный и по цене, и по тиражу. 

ј еще существует маги€ юбилейных цифр. ¬ нынешнем году Ц 200 лет со дн€ рождени€ јйвазовского и 190 лет со дн€ рождени€ Ћагорио. ƒес€тки тыс€ч паломников на юбилейную выставку учител€ в “реть€ковку с экспозицией в 175 картин, и небольшие группки посетителей на не совсем юбилейный и весьма скромный вернисаж ученика в ярославле, куда доставили его полотна еще из трех провинциальных музеев (¬ологда, –ыбинск, ѕереславль-«алесский). 

Ћагорио прин€то считать маринистом. Ќа этой основе его чаще всего и сравнивают с јйвазовским. Ќо это верно лишь отчасти. Ћагорио многогранно талантлив и как маринист, и как пейзажист, и как баталист. Ќепредвз€тое мнение о живописце можно составить даже в “ульском художественном музее, где присутствуют такие его шедевры, как Ђ¬ид  апо ди ћонте в —оррентої, Ђ»таль€нский дворикї, Ђƒорога среди пинийї, Ђћоре.  орабльї, Ђћыс јй-я в  рыму. „ерное мореї. 

ѕусть публикуемый ниже очерк станет своеобразной прелюдией к вашему новому (или первому) посещению одного из лучших провинциальных художественных музеев –оссии. 

¬ один из дней 1862 года профессор пейзажной живописи »мператорской јкадемии художеств Ћев ‘еликсович Ћагорио был удостоен высочайшей чести быть прин€тым самим императором јлександром Ќиколаевичем. Ќа долю самодержца, вошедшего в историю в ипостаси Ђцар€-освободител€ї и либерального реформатора, выпало брем€ завершить многое из того, что начиналось, но не было завершено в предыдущие царствовани€. 

Ќа сей раз мысли императора были всецело поглощены  авказом. ”же не долог был день и час окончани€ зат€нувшейс€  авказской войны, вводившей в дрожь русское общество аж с дней благословенной пам€ти императора јлександра ѕавловича, а точнее Ц с 1817 года. »мам Ўамиль, некогда всесильный вождь непокорных горцев, уже третий год живет в провинциальной  алуге как тихий и мирный обыватель. Ќо есть еще на  авказе силы, враждебные –оссии. ѕокончить с ними вопрос времениЕ 

- ј ну-ка показывайте, господин художник, чем завершилась ваша кавказска€ поездка? „ем порадуете на сей раз глаз росси€нина?.. 
»мператор быстрой походкой зан€того человека подошел к выставленным в зале дл€ аудиенций полотнам, от которых еще исходил дурман€щий запах свежих красок. ѕосто€л в молчании, завороженный увиденным, и полный восторга, словно юноша, воскликнул: 
- ѕрелестно, прелестно, господин Ћагорио!  авказ!  авказ! ”знаю его. Ёто поистине жемчужина русской короны. —коро там воцаритс€ мир и каждый сможет полюбоватьс€ прелест€ми этого дивного кра€ на€ву, а не только на ваших замечательных полотнах... 

Ќа суд императора художник выставил три полотна - Ђƒарь€льское ущельеї, ЂЁльбрусї и Ђ√ут-гораї. ¬се они излучали удивительный свет чистой природы, неудержимо прит€гива€ к себе зрител€ божественной магией мироздани€, игрой €рких красок, поражающей глубиной перспективы. 

¬ тот день император объ€вил художнику высочайшую благодарность, а на следующий распор€дилс€ о награждении Ћагорио орденом св€той јнны 3-й степени. —лучай в отечественной практике довольно редкий. —огласно положению 1847 года —в€той јнной 3-й степени награждались чиновники Ђза беспорочную 12-летнюю службу в одной должности не ниже 8-го классаї. ¬оенным за выслугу лет орден давалс€ за 8 лет хорошей службы в чине не ниже штабс-капитана. 

÷арствующему семейству Ћагорио как художник был знаком сравнительно давно. ќдна из его картин раннего периода, также посв€щенна€  авказу, была в свое врем€ приобретена дл€ семейной коллекции Ќиколаем I. ќна была написана вскоре после окончани€ курса јкадемии художеств под впечатлением первого посещени€ живописцем  авказа в 1851 году.  авказ поразил Ћьва Ћагорио своим величием, своей неповторимой красотой и монументальностью. »менно здесь он впервые ощутил контрастность густой тени и €ркого свечени€ горной гр€ды в лучах солнца, остающегос€ за пределами видимого. Ћагорио неоднократно использовал этот эффект в дальнейшем, в частности, в картине 1873 года Ђ”щелье в горахї. 

ѕо итогам академической командировки молодой художник представил совету академии свои отчЄтные работы, выполненные на  авказе. –ассмотрев эти работы, совет вынес вердикт: Ђѕосле рассмотрени€ написанного за  авказом пейзажа возвратившегос€ оттуда пенсионера Ћагорио, Cовет с удовольствием замечает отличные успехи его в искусстве, и надеетс€, что продолжа€ оказывать их, он станет в р€ду замечательных художников русской школыї. 

¬ 1863 году последовала нова€, треть€ по счету командировка Ћагорию на  авказ. ≈го пригласил в свою свиту младший брат императора великий кн€зь ћихаил Ќиколаевич, назначенный незадолго перед этим наместником  авказского кра€ и главнокомандующим  авказской армией. ќбстановка на  авказе оказалась не простой. ѕредчувству€ близкий конец, противники –оссии в р€де местностей отча€нно сопротивл€лись правительственным войскам. ќтложив ненадолго кисти и этюдник, Ћагорию прин€л участие в стычках с горцами. Ћична€ храбрость художника не осталась незамеченной. ѕо возвращению в ѕетербург последовала боева€ награда Ц мечи к ранее полученному гражданскому ордену —в€той јнны 3-й степени. 

ќдним из итогов поездки 1863 года стала картина Ђ¬ид јлазанской долиныї. Ћагорио тонко проникс€ духом этой живописной местности с ее старинными храмами и бескрайними виноградники на фоне “ушетских гор. 

¬с€кий раз, быва€ на  авказе, Ћагорио испытывал особый прилив жизненной энергии и творческих сил. »з каждой командировки он привозил в столицу дес€тки этюдов и сотни карандашных набросков в походных альбомах. —о временем все это Ђперерабатывалосьї в €ркие законченные композиции, становилось картинами. 

’удожник продолжал живописать кавказские виды до последних лет своей жизни, из€щно и добросовестно перенос€ на холст особенности кавказского климата и местности, народных типов, подмеченные частности бытовой обстановки. ќн по-прежнему мастерски владел освещением, а гармоничный колорит делал его творчество узнаваемым. ¬от только некоторые из шедевров Ћагорио разных лет - Ђ“уман в горах.  авказї (1878), Ђ¬ горах  авказаї (1879), ЂЌа  авказе.  азачь€ заставаї (1882), Ђ авказский видї (1889), Ђ авказское ущельеї (1893), Ђ—ухум.  авказї (1903).

Ћ.‘.Ћагорио. ¬ горах  авказа. 1879. ’арьковский художественный музей, ’арьков.jpg
Ћ.‘.Ћагорио. 
¬ горах  авказа. 1879. 
’арьковский художественный музей, ’арьков 

Ќельз€ не восхищатьс€ полотном Ђ¬ горах  авказаї. «десь все продумано до мелочей, все реалистично и одновременно наполнено романтическим восторгом.  исть Ћагорио современники называли Ђбархатнойї. “ак оно и есть: никаких небрежных размашистых мазков, все аккуратно и детализировано. ќтража€ солнечные блики, вьетс€ по ущель€м горна€ река. ”цепившись за скалы, зеленеют деревь€ и кустарники. ћонолитом стоит на вершине холма старинна€ крепость. ќгромное дымное небо, плавно переход€щее в далекие горные цепи, дышит летним зноем. Ћюди, спешащие по горным тропам из аула в аул на приземистых карачаевских скакунах. 

»зображение гор  авказа и кавказского побережь€ „Єрного и  аспийского морей стало сюжетом многих его картин. ¬ его кавказских полотнах удивительно гармонично сочетались романтизм и академичность. “ребовательна€ критика отмечала, что Ћагорио заново открыл дл€ зрител€ красоты  авказа в живописной традиции. ≈го кавказские пейзажи неповторимы. “ак, как он умел написать  авказ, редко кому удавалось. 

»звестно, что Ћагорио практически не занималс€ книжной иллюстрацией. »сключением из правила стала иллюстраци€ произведени€ на Ђкавказскую темуї. –ечь идет о поэме ћ.ё. Ћермонтова Ђ’аджи јбрекї, первого произведени€, изданного при жизни поэта. 

Ќельз€ не сказать и о том, что своей любовью к  авказу Ћагорио заразил многих современников. ¬ их числе будущий знаменитый художник-баталист ¬асилий ¬асильевич ¬ерещагин (1842-1904). ¬ 1863 году под вли€нием €рких рассказов Ћагорио он оставл€ет јкадемию художеств и отправл€етс€ на  авказ. «десь ¬ерещагин пробыл около года. –абота€ на пленере в различное врем€ суток, художник стремитс€ уловить оттенки цвета в зависимости от характера и силы освещени€. ≈го зрительна€ восприимчивость обостр€етс€, рука становитс€ тверже, фантази€ изобретательнее. ѕотом был ѕариж, знаменита€ мастерска€ классика французской живописи ∆.-Ћ. ∆ерома. ¬ 1865 году, по приезде из ‘ранции, ¬ерещагин вновь возвращаетс€ на  авказ и продолжает писать с натуры. 

¬ 1883 году неожиданно дл€ себ€ Ћагорио получил заказ от  абинета его величества императора јлександра III на создание монументальных полотен по сюжетам недавней –усско-турецкой войны дл€ военной галереи «имнего дворца. —толь же неожиданно аналогичный заказ получил примерно в то же врем€ и художник-баталист ј.ƒ.  ившенко. —уть дела состо€ла в том, что признава€ наличие у –оссии только двух друзей Ц ее армии и флота, император был недоволен тем, как была представлена на выставках и в музе€х война с турками 1877-1878 годов. ѕолотна ¬.¬. ¬ерещагина, например, он однозначно считал Ђантипатриотичнымиї, а их автора обвин€л в тенденциозности, Ђпротивной национальному самолюбиюї. 

Ћев ‘еликсович был хорошо знаком с особенност€ми батальной живописи, но баталистом себ€ не считал. —огласилс€ в первую очередь потому, что работа давала возможность вновь побывать в полюбившихс€ с молодости местах. ∆ившего весьма скромного художника интересовал, конечно, и финансовый вопрос. ƒл€ выполнени€ этих работ художник совершил в 1883 и 1885 годах поездки на „ерное море, в «акавказье и на Ѕалканский полуостров. —обрав богатый материал и сделав множество зарисовок, в 1885-1892 годах Ћагорию создал серию полотен. —реди них Ц три картины на сюжеты войны в «акавказье Ч Ђјравартанское дело 6 июн€ 1877 годаї, Ђƒвадцатитрехдневное сидение в Ѕа€зете. ќтбитие штурма 10 июн€ 1877 годаї и Ђќсвобождение гарнизона Ѕа€зетской цитадели 28 июн€ 1877 годаї [1].

Ћ.‘. Ћагорио. Ђƒвадцатитрехдневное сидение в Ѕа€зете. ќтбитие штурма 10 июн€.jpg 
Ћ.‘. Ћагорио. 
Ђƒвадцатитрехдневное сидение в Ѕа€зете. ќтбитие штурма 10 июн€ 1877 годаї. 1891. 
»сторический военно-инженерный музей в ћоскве 

«аметим, что сюжеты этих картин тесно св€заны с хорошо знакомой художнику горной природой  авказа. ѕолотна отличались высоким профессиональным уровнем и композиционной изобретательностью. »х колорит, выдержанный в знойных золотистых тонах, гармоничен, хорошо передает атмосферу «акавказского театра военных действий. 

Ќесомненна€ удача художника Ц полотно, посв€щенное ЂЅа€зетскому сидениюї. ќно считаетс€ лучшим из батальных полотен Ћагорио. ¬ левой части картины на переднем плане площадка высокой крепостной стены. Ќа площадке каменное строение с высоким аркообразным окном. Ќа площадке, на плоской крыше строени€, в арке полуразрушенного окна фигуры отбивающих атаки непри€тел€ русских солдат. ¬низу, под стенами крепости и на горных склонах, скопища турецких войск. ќни €вно не ожидали столь отча€нного сопротивлени€ русских, изможденных многодневным голодом и почти полным отсутствием в крепости питьевой воды.  исть художника запечатлела панику в р€дах осаждающих, их готовность броситьс€ в бегство не столько от пуль, сколько от неодолимой силы духа героических защитников Ѕа€зетской цитадели. 

Ќекоторые авторы статей о творчестве Ћагорио объ€сн€ют успех его полотен тем, что в годы –усско-турецкой войны он €кобы в качестве корреспондента находилс€ на местах сражений. Ќо это не так.  орреспондентами на войне были другие русские художники - ¬.¬. ¬ерещагин, ¬. ƒ. ѕоленов, ѕ. ѕ. —околов, ѕ. ќ.  овальский и ¬. √. ћалышев. 

”спеху батальных полотен Ћагорио предшествовала больша€ работа художника по сбору документальных данных о ключевых событи€х войны, поездки по местам сражений, встречи с участниками битв. » конечно же эскизы и зарисовки с натуры. ќни и сегодн€ врем€ от времени всплывают на художественных аукционах, высоко оцениваютс€ знатоками. 

ƒо наших дней дошли докладные записки и письма Ћагорио тех лет. ќни характеризуют его не только как старательного исполнител€ ответственного заказа, но и как художника, верного исторической правде. 

Ђƒл€ написани€ означенных картин при требовании безусловно верной передачи местности, требовании, существенно важном дл€ картин, имеющих историческое значение, этюды дл€ них должны быть исполнены непременно на самом месте сраженийЕї, - пишет Ћагорио в одной из докладных записок. ”казыва€ на сложность заказа (картины должны быть крупного размера, действующие лица изображены с портретным сходством) художник просит у государственных чиновников скромную сумму на предварительные расходы - всего 2000 рублей. »тоговый отчет по командировке был представлен эскизами будущих полотен и подробным описанием событий на них отображенных. 

“о, что довелось увидеть и услышать художнику, проезжа€ по местам недавних сражений, не могло не повли€ть на его отношение ко всему происходившему. ¬ пам€ти Ћагорио навсегда запечатлелись услышанные на  авказе рассказы о беспримерном мужестве русских солдат-защитников Ѕа€зета, сумевших задержать под стенами цитадели 30-тыс€чное войско, о страшных муках жажды и голода. Ќаверн€ка запомнилс€ ему и рассказ о переговорах турецкого генерала √ази-ћухаммада, сына имама Ўамил€ и одного из руководителей осады Ѕа€зета с комендантом крепости капитаном ‘едором Ўтоквичем. ¬ ответ на настойчивые требовани€ √ази-ћухаммада сдатьс€, Ђв виду безнадежность положени€ осажденныхї, Ўтоквич неизменно отвечал, что русские не сдают крепостей, а сами берут их, о чем возможно когда-то говорил генералу его отец, но тот не усвоил уроков истории. 

Ћев Ћагорио родилс€ и вырос в  рыму. ¬ краю солнца, радости и вдохновени€. ¬ портовой ‘еодосии когда-то, еще до нашестви€ Ќаполеона, поселилс€ его отец Ц италь€нский подданный виконт ‘еликс Ћагорию (1781-1857), находившийс€ одно врем€ в статусе вице-консула королевства ќбеих —ицилий. ѕараллельно с дипломатической работой отпрыск древнего, но обедневшего генуэзского аристократического рода с успехом занималс€ торговым промыслом. ¬ 1811 году совместно с италь€нцами јморетти и √алером ‘еликс Ћагорио создал компанию дл€ торговли с ћингрелией и »меретией. «лые €зыки считали Ћагорио-старшего масоном и давним шпионом Ќаполеона. “ак ли это или нет Ц истори€ умалчивает. ƒоподлинно известно, что италь€нец женилс€ на русской и у него было двое сыновей Ц Ћев и  арл. ќдин стал известным художником, другой Ц генералом. ƒата рождени€ Ћьва Ћегорио точно не установлена. ¬ одних работах указываетс€, что это 16 (28) июн€, в других, что 17 (29) но€бр€ 1827 года. √де та метрическа€ книга, котора€ помогла бы нам избавитьс€ от разночтений? √де тот основательный исследователь жизни и творчества маэстро русской живописи, который сумел бы поставить многие точки над i в биографии Ћьва Ћагорио? ¬опросы остаютс€ открытыми. 

’удожниками, конечно-же, не рождаютс€, как, впрочем, и генералами. ќднако в по€влении на свет творцов художественных ценностей все-таки есть кака€-то загадка. ћожет быть так людьми распор€жаютс€ звезды, и точную дату рождени€ Ћьва Ћагорио (из двух возможных) могут подсказать астрологи? 

 ак бы там ни было Ц все предрасполагало по€влению на свет выдающегос€ пейзажиста и мариниста XIX века. Ёто Ц фантастически упоительный  рым, очаровательное и заманчивое „ерное море, Ц италь€нска€ кровь и конечно же Ц русский характер. Ќе удивл€йтесь последнему, но это так. ¬ те времена население ‘еодосии €вл€ло собой смешение представителей разных народов, культур и религий. ¬се здоровое и светлое смотрело в сторону –оссии.   тому же русской женщиной была мать художника. 

— ранних лет, как магнитом, Ћагорио прит€гивало к себе море. ќчарованный морскими пейзажами, он часами мог смотреть на волны и прибрежные скалы, торговые шхуны и рыболовецкие суденышки, проплывавшие вдоль побережь€ или заходившие в ‘еодосийский порт. 

≈го карие глаза мен€ли выражение вместе с музыкой прибрежных волн и черноморского ветра.   дес€ти годам он уже прилично рисовал морскую гладь, отроги гор, старинные руины. ¬ одиннадцать - обрел себе кумира. »м стал уже входивший в силу великий русский маринист »ван  онстантинович јйвазовский, уроженец здешних мест. ќни познакомились весной 1838 года, когда јйвазовский приехал в родную ‘еодосию по академическому заданию дл€ написани€ живописных работ. ќн был на дес€ть лет старше Ћагорио и уже завершал курс обучени€ в »мператорской јкадемии художеств. 

ћожно представить себе с какой радостью забилось сердце подростка, когда јйвазовский первый раз привел его в свою наскоро сооруженную мастерскую, познакомил с этюдами и полотнами, а затем предложил стать помощником в создании новых произведений. ёный Ћагорио с превеликим удовольствием стал подмастерьем знаменитого земл€ка, впитыва€, как губка, советы и наставлени€ своего учител€, его систему располагать краски на палитре, умение находить точные композиционные решени€. ќсобое восхищение вызывала у Ћагорию способность художника работать способом a la prima, то есть доводить картину до завершени€ по сырому красочному слою. 

”ченичество длилось около двух лет. Ќо какими были эти годы! «а это врем€ јйвазовским был создан целый р€д удивительных полотен. —реди них лирические пейзажи - ЂЋунна€ ночь в  рыму. √урзуфї, Ђ ерчьї, Ђ—тара€ ‘еодоси€ї, Ђћорской берегї, картины из жизни флота - Ђƒесант Ќ.Ќ. –аевского у —убашиї, Ђ¬ид —евастопольского рейда с военными судамиї, Ђѕортрет вице-адмирала ћ.ѕ. Ћазареваї. ћногое возникло буквально на глазах юного Ћагорио. 

ѕокида€ в начале лета 1840 года родную ‘еодосию, јйвазовский вз€л с собой несколько рисунков Ћагорио. ¬ ѕетербурге он представил их своему учителю, профессору ј.». «ауервейду, и попросил его оказать юному художнику свое покровительство. 27 июл€ того же года пенсионером јкадемии художеств јйвазовский уехал в »талию, а затем были ѕариж, Ћондон, јмстердам. ƒолгие четыре года. 

јйвазовский с большим уважением отнесс€ к своему первому ученику, вид€ в нем проблески необычайного таланта и завидную работоспособность. ќн посто€нно интересовалс€ его успехами, оказывал содействие в трудные жизненные минуты. ƒобрые чувства любви и признательности своему первому учителю Ћагорио сохранил на всю жизнь. ” јйвазовского Ћагорио научилс€ многому, но прежде всего - умению мыслить поэтическими образами и любить –оссию. 

√де и как еще училс€ Ћагорио, кроме феодосийской мастерской јйвазовского приходитс€ только гадать. Ѕиографы ошибаютс€ Ц никакой феодосийской гимназии он не оканчивал. ¬ то врем€ в малолюдном городке ее просто не было. ƒа и на всю “аврическую губернию гимнази€ была только одна Ц в —имферополе, а от него до ‘еодосии целых 107 верст пути. ¬озможно, что какое-то врем€ Ћагорио училс€ здесь. Ќо не исключено, что образование он получил домашнее, и, видимо, не плохое. 

¬ 1843 году, в возрасте шестнадцати лет, Ћагорию был зачислен вольно-приход€щим учеником »мператорской јкадемии художеств. Ѕез протекции јйвазовского, разумеетс€, не обошлось: за Ћагорио просил хороший знакомый »вана  онстантиновича по фамилии  рамер. ѕосильную помощь юному живописцу оказал и бывший гражданский губернатор  рыма и феодосийский градоначальник (впоследствии сенатор) јлександр »ванович  азначеев (1788-1880). ¬ свое врем€ он содействовал обучению јйвазовского в —имферопольской гимназии, а затем и его поступлению в јкадемию художеств. ѕарадный портрет ј.».  азначеева кисти јйвазовского хранитс€ ныне в √осударственном –усском музее в ѕетербурге. —редства на обучени€ Ћагорио выделил √ерцог ћаксимилиан Ћейхтенбергский - член царской фамилии (з€ть Ќикола€ I) и с 1843 года президент јкадемии художеств. 

¬ академии у Ћагорио было несколько учителей. » первый из них Ц ћаксим Ќикифорович ¬оробьЄв (1787-1855), выдающийс€ художник и педагог, воспитатель целой пле€ды отличных пейзажистов. —реди них ». . јйвазовский, ј.ѕ. Ѕоголюбов, √.√. и Ќ.√. „ернецовы и другие мастера русской живописи. —ын отставного солдата, служившего в јкадемии художеств вахтером, он всего в жизни добилс€ самосто€тельно. ѕредставитель Ђм€гкого романтизмаї ¬оробьЄв известен любител€м русского искусства как создатель романтического образа ѕетербурга 20-30-х годов XIX века. ќн писал городские и морские пейзажи, архитектурные пам€тники и виды природы, вызывавшие восторг у современников и последующих поколений ценителей русского искусства. 

ќдновременно Ћагорио занималс€ у јлександра »вановича «ауэрвейда (1782-1844), профессора батальной живописи, уроженца  урл€ндии и воспитанника ƒрезденской академии художеств, представител€ западноевропейской классической школы. —вои первые полотна батальной живописи он создал в ѕариже и Ћондоне. ¬ 1814 году художник был приглашЄн ѕетербург дл€ создани€ картин военного содержани€ и рисунков обмундировани€ русских войск. ѕри императоре Ќиколае I преподавал рисование великим кн€зь€м. ¬ 1827 году »мператорска€ јкадеми€ художеств избрала «ауэрвейда в свои почЄтные Ђвольные общникиї [2]. ¬скоре после этого художник получил должность руководител€ класса баталической живописи, а позднее был возведЄн в звание профессора академии. 

—реди наиболее значительных работ «ауервейда, созданных в –оссии в жанре батальной живописи, выдел€ютс€ картины Ђ¬з€тие ¬арныї, отображающа€ эпизод русско-турецкой войны 1827-1828 годов, а также Ђ ульмское сражениеї и Ђѕрейсиш-Ёйлауска€ батали€ї. ѕосетив выставку 1830 года, на которой было представлено Ђ¬з€тие ¬арныї, художественный критик √лебов писал: Ђ¬ этой картине так много ума, воображени€, истины и умени€ разнообразить однообразие, а главное схвачены все подробности осадочных работ так верно, что, вгл€девшись в нее, невольно переносишьс€ в самое место славного подвига полковника Ўильдера. —ловом, картина «ауервейда лучше вс€ких описаний знакомит с окончательным актом осады ¬арныї

ѕосле кончины «ауэрвейда наставником Ћагорио становитс€ Ѕогдан ѕавлович ¬иллевальде (1818-1903), известный баталист, ученик «ауервейда и  арла Ѕрюллова, страстный поклонник Ђкорол€ баталистовї француза ќраса ¬ерне. ¬иллевальде был автором многих работ, посв€щенных наполеоновским войнам, а также важным событи€м последующей русской военной истории. —реди них ЂЅитва при √иссгюбелеї, Ђ ульмї, ЂЋейпцигї, Ђ‘ершампенуазї, Ђѕеред ѕарижемї (последние четыре работы вис€т в јлександровском зале «имнего дворца), Ђ–усские на ћонмартреї, ЂЋейб-гвардии  онный полк при јустерлицеї, Ђ—дача √ерге€ под ¬илагошемї, Ђ—ражение при Ѕыстрицеї, Ђ¬ступление в  ронштадтї, Ђ—хватка под —евастополемї, ЂЅашкадыкларї, Ђѕод  арсомї, ЂЎамиль на √унибеї, Ђ—дача Ўамил€ї и другие. 

¬о времена Ћагорио »мператорска€ јкадеми€ художеств считалась Ђбастионом эстетики академизмаї. ќна учила своих воспитанников создавать произведени€, построенные по четко выверенным канонам. ќб€зательной считалась трехпланова€ композици€. ќна напоминала собой театральное действо, вовлекающее зрител€ в суть запечатленного на полотне. Ќа картинах требовалось присутствие помпезных архитектурных сооружений, древних руин, а также наличие так называемой Ђкулисыї (ее обычно выполн€ли деревь€), приоткрывающей зрительный и смысловой центр картины. ќбразцами дл€ подражани€ считались произведени€ античной классики и италь€нского ¬озрождени€. 

 азалось бы, что при таком подходе мало места дл€ творческой фантазии художника. –азличи€ между отдельными авторами лежали лишь в плоскости сюжетов. ќднако лучшие из учеников все-таки находили пути и средства выражени€ собственной индивидуальности. Ћагорио относилс€ именно к таким. ≈го ранн€€ живопись как бы обходит каноны и запреты ортодоксального классицизма. ≈го палитра сдержанна, но выразительна и разнообразна по тональности. ќна реалистична и часто преисполнена романтикой. 

ƒополнительна€ информаци€

  данному проекту пользователи не добавл€ли еще информации.

 омментарии

Ќа карте


ћы в соцсет€х ¬контакте facebook ќдноклассники
сетевое издание "“ульские бренды", учредитель ќќќ "“ульские новости", главный редактор ¬острикова ќ.√., ©2017
300026, г. “ула, 300041, г. “ула, пр. Ћенина, д. 57, оф. 301
+7 (4872) 710-803
mazov@newstula.ru
16 +
—оздание сайтов реклама в “уле
Ќаверх