• ѕоиск по сайту

ѕќƒ ѕ—≈¬ƒќЌ»ћќћ ј. “≈–≈ 

ќльга ƒмитриевна ‘орш
јвтор:
ќльга
ƒобавлено:
2017-07-02 21:18:44
ѕоделитьс€:

ћного лет не перестаю любоватьс€ из€ществом книг, изданных в первые революционные годы. –ечь идет конечно же не о советских Ђагиткахї, нередко печатавшихс€ где и как попало, а о произведени€х беллетристических, поэтических, драматургических. √оды были т€желые: гражданска€ война, разруха, голод. “ипографии или закрывались, или испытывали острый дефицит бумаги, картона, красок. » здесь свое слово сказала черно-бела€ гравюра. ƒаже не на очень хорошей бумаге нередко получались шедевры. 

Ќе помню, когда именно € приобрел одну из таких книг Ц Ђсовременный драматический этюдї под названием Ђ—мерть  оперникаї, выпущенную в м€гкой обложке в ћоскве, в издательстве Ђ–еволюционный социализмї в 1919 году. ќформление титульного листа, шмуцтитула, заставок, концовок и обложки книги выполнено было с гравюр на дереве ¬асили€ Ќиколаевича ћасютина (1884-1955), большого мастера станковой и книжной графики.   тому же неплохого писател€, в 1920 году он эмигрировал из советской –оссии и жил в Ѕерлине, одном из ведущих центров европейского книгоиздани€.

ј. “ерек. —мерть  оперника. ’удожник Ќ. ћасютин..jpg 
ј. “ерек. 
—мерть  оперника. 
’удожник Ќ. ћасютин. 

«аинтересовали и само произведение, ради которого мастер гравюры потратил немало сил и художественной фантазии, и автор, €вно скрывший свое им€ под псевдонимом Ђј. “ерекї, и издательство Ђ–еволюционный социализмї. Ќачну с последнего. »здательство это, хот€ и числилось при ÷  партии левых эсеров, к революционному социализму отношение имело малое. ≈го подлинными хоз€евами были де€тели литературы и искусства серебр€ного века - приверженцы особой анти-западнической идеологии. ¬ честь известного стихотворени€ ј.ј. Ѕлока Ђ—кифыї идеологи€ эта получила название Ђскифствої. 

ћильоны - вас. 
Ќас - тьмы, и тьмы, и тьмы. 
ѕопробуйте, сразитесь с нами! 
ƒа, скифы - мы! 
ƒа, азиаты - мы, 
— раскосыми и жадными очами! 

Ёти строки звучали как гимн Ђскифскогої движени€. ≈го участники - јлександр Ѕлок,  узьма ѕетров-¬одкин, ¬алерий Ѕрюсов, —ергей ѕрокофьев, јндрей Ѕелый, Ќиколай  люев, —ергей ≈сенин, Ѕорис ѕастернак, ≈вгений «ам€тин и другие рассматривали Ђскифствої как мессианское антизападное народное движение, ове€нное религиозным пафосом. ƒл€ них Ђскифствої представл€лось некой вершиной русского народничества и предтечей ≈вразийства. ќдним из идеологов Ђскифстваї был известный литературный критик и социолог –.¬. »ванов-–азумник, редактировавший книги издательств Ђ–еволюционный социализмї и Ђ—кифыї. 

ј теперь об авторе драматического этюда (одноактной пьесы), скрывшем свою им€ под псевдонимом ј. “ерек. ”становить его было не сложно. ѕомог, как всегда, словарь псевдонимов ».‘. ћасанова. ќказалось, что ј. “ерек - это к тому времени уже известна€ писательница ќльга ƒмитриевна ‘орш. Ѕыли у нее и другие псевдонимы - ќ. ‘.; ‘. ќ.; Ўах-Ёддин; Ёддин, Ў. 

ѕочему Ђ“ерекї, а не Ђ¬олгаї, Ђƒонї, Ђƒнепрї или, наконец, ЂЌеваї? ј потому, что местом ее рождение был —еверный  авказ, а точнее дагестанское селение √униб, где за крепостной стеной был расквартирован русский гарнизон. √униб был последним оплотом вожд€ кавказских повстанцев имама Ўамил€. ¬ €рких красках √униб запечатлел знаменитый маринист ». . јйвазовский. ≈сли морские картины он нередко писал по пам€ти, то аул √униб воспроизведен им почти с фотографической точностью. „ерез четыре года после того, как было написано это удивительное полотно, 28 ма€ 1873 года в √унибе родилась русска€ девочка ќл€  омарова, а точнее Ц наполовину русска€: русским был ее отец, а мать, Ќина √ригорьевна Ўадинова, была арм€нкой.   сожалению, мать свою ќльга не помнила. » рассказать нам о ней особо нечего.  огда ќльге было несколько мес€цев она, оставив дочь и малолетних сыновей ѕетра и √ригори€ на попечение н€ни и денщиков, поехала с мужем в ѕетербург по делам. ѕо дороге заразилась холерой и вскоре умерла.

».  . јйвазовский. јул √униб в ƒагестане.1869 г..jpg 
».  . јйвазовский. 
јул √униб в ƒагестане.
1869 г. 

ј вот об отце рассказать можно многое. √енерал-лейтенант ƒмитрий ¬иссарионович  омаров (1831-1881) личность легендарна€, даже по кавказским меркам. ќтменный во€ка, попул€рный в войсках командир. ¬ составе лезгинского отр€да участвовал в операци€х 1857-1858 годов против додийцев, самых суровых и непримиримых врагов –оссии на  авказе. Ѕывал и в других экспедици€х. ѕри штурме аула ÷иберо был т€жело ранен. «а отличие в делах произведен в подполковники, что обеспечило ему дальнейший карьерный рост. ¬ 1861 году участвовал в военных действи€х јргунского отр€да, в 1862 году был произведен в полковники, а через 2 года назначен командиром 78-го пехотного Ќавагинского полка. ¬ 1869 году он начальник —реднего ƒагестана. ¬скоре произведЄн в генерал-майоры. ¬ 1876 году назначен командующим 19-й пехотной дивизией, а с началом русско-турецкой войны 1877-1878 годов - командующим  авказской гренадЄрской дивизией. ¬ сражении под «ивином был т€жело ранен.   зиме 1877 года вернулс€ в строй и был назначен начальником  обулетского отр€да. 18 €нвар€ 1878 года руководил боем при ÷ихидзире. «а боевые отличи€ и личную храбрость произведен в генерал-лейтенанты и награждЄнный орденами —в. јнны 1-й степени и —в. ¬ладимира 2-й степени. 

Ѕурна€ военна€ жизнь генерала  омарова позвол€ла ему лишь изредка видетьс€ с осиротевшими детьми. Ѕудущую писательницу и ее братьев воспитывала бонна ј.ѕ. јлмазова, происходивша€ из служилого двор€нства ћосковской губернии. „еловеком она была не из при€тных. ѕедагогического дара была лишена начисто. ѕочти насильно заставл€ла ќльгу заниматьс€ рукодельем, в то врем€ как девочку т€нуло на природу в озорную мальчишескую компанию. 

Ќезадолго до своей безвременной кончины, словно предчувству€ ее, генерал женилс€ на јлмазовой. Ќаде€лс€ - в случае чего мачеха не бросит его детей на произвол судьбы. ќднако мачеха посчитала генеральских детей обузой и пристроила кого куда Ц мальчиков (будущих героев ѕервой мировой войны) в кадетские корпуса, а ќльгу в Ќиколаевский —иротский женский институт в ћоскве. Ѕольше о них и не вспоминала. ¬ своей литературной автобиографии ќльга ‘орш €рко описала атмосферу учебного заведени€ дл€ двор€нских сирот, рассказала о юношеских увлечени€х рисованием и литературой, о тайном чтении воспитанницами ¬ольтера, –абле и Ђбезнравственныхї французских романистов XIX века, о душевном одиночестве, которое вынудило ее писать романтические письма не какому-то конкретному лицу, а  авказу! √орную страну она почитала как Ђединственно близкого человекаї. ѕо более позднему признанию ќльги ƒмитриевны именно здесь в ней бессознательно была заложена основа, из которой должен был вырасти писатель: одержимость красотой природы и глубокий протест против пошлости и зла жизни. 

ј еще, как и многие ее сверстницы, ќльга  омарова увлеклась в институте восточными религи€ми, теософией и оккультизмом. ЂЌасто€щим открытием были книги на французском €зыке про »ндию, с проповедью Ѕудды, и все сведени€ о браманизме. ћы стремились достать книги об йогах и сговаривались уходить вместе в нирвану от зла и страданий жизниї, - вспоминала писательница. 

≈ще в институтские годы про€вилс€ у ќльги  омаровой социальный темперамент. ¬ небольшом кружке подруг по всем источникам, которые можно было только достать, изучалась ¬елика€ французска€ революци€. ”родливое воспитание и затворническа€ жизнь —иротского института рождали мечты о подвиге, служении народному благу. ¬озможность про€вить себ€ на этом поприще вскоре представилась. Ќачало 1890 годов выдалось неурожайным. ÷елый р€д губерний ÷ентральной –оссии охватил голод.  азалось бы, какое дело юной сироте-двор€нке до голодающих кресть€н. ≈й и самой жилось не сладко. јн нет.  ак только услышала от подруги, что в “ульской губернии создаютс€ Ђтолстовские столовыеї дл€ голодающих, немедл€ отправилась в дорогу. ÷елых полгода своей юношей жизни посв€тила миссионерству, проработав кресть€нской Ђкормилицейї в тульской деревне  озловка. ¬печатлени€ той поры ќльга ‘орш отразила в рассказе Ђ лимов кулакї. 

¬ 1891 году ќльга ƒмитриевна получила звание Ђпервоначальной учительницы с правом обучать порученных детейЕ наукам, €зыкам и искусствамї. ѕовзрослевша€ и окрепша€ духом, почувствовала неудержимое влечение к живописи. –одилась мечта о карьере профессионального художника. ќна училась в рисовальных школах  иева и ќдессы, а выйд€ в 1895 году замуж и переехав в ѕетербург, начала брать уроки рисовани€ у ѕавла ѕетровича „ист€кова, крупного мастера исторической, жанровой и портретной живописи и видного педагога. „еловек этот обладал, по свидетельству нашей героини, редким даром Ц Ђзаражать своим высоким умением видеть вещи, событи€, весь мир - глубоко, изнутриї. 

ћуж ќльги ƒмитриевны Ѕорис Ёдуардович ‘орш (1863-1920), поручик саперного батальона, был сыном известного русского геодезиста, картографа, астронома и изобретател€, генерала от инфантерии Ё. ». ‘орша. »х предки были выходцами из ‘ранции, носившими фамилию де ‘орш. Ѕорис ‘орш окончил филологическую гимназию и военное »нженерное училище. ¬ последние годы жизни был одним из организаторов военно-инженерной службы в  расной јрмии. “иха€ семейна€ жизнь не устраивала обоих супругов: она занималась живописью, он про€вил себ€ как талантливый переводчик немецких поэтов: √Єте, ¬ерхарна, –удольфа Ѕаумбаха, ¬ильгельма Ѕуша. 

”влеченность живописью своеобразно сказалась на литературной биографии ќльги ‘орш. «ан€ти€ изобразительным искусством стали дл€ нее стимулом дл€ опытов в области из€щной словесности. Ёстетические мерки писательницы, прилагаемые к литературе, созрели, по собственному ее признанию, Ђна почве изучени€ живописиї. ј началось все в годы учебы в сиротском институте. Ђќчень рано по€вилась у мен€ неудержима€ потребность изливать свои чувства в форме дневника, Ц писала ќльга ƒмитриевна в Ђƒн€х моей жизниї. - Ќо это был не обычный писаный дневник, а рисованный и зашифрованный. Ћюдей, одной мне известных, замен€ли рисунки - медведь, лиса, змеи, крокодил, чтобы никто не мог догадатьс€, что именно и про кого у мен€ рассказаної. Ётот прием (правда без рисунков) впоследствии писательница использовала при создании романа Ђ—умасшедший корабльї, опубликованного в 1930 году. ¬ нем €рко и подробно изображена утопи€ серебр€ного века: что произошло бы со страной, если бы ею руководили творцы искусства. ƒействующие лица романа Ц литературно-художественна€ элита столицы, выведенна€ под вымышленными именами. ¬рем€ действи€ Ц постреволюционное. ћесто действи€ Ц ѕетроградский дом искусств (сокращенно ƒ»— ), бывший купеческий особн€к, превращенный новой власть в большую коммуналку Ц общежитие дл€ творческих работников северной столицы. 

 ак у кого, а у мен€ почему-то уже одно название романа невольно заставл€ет вспомнить »еронима Ѕосха и его знаменитое полотно Ђ орабль дураковї. —корее всего это издержки ассоциативного мышлени€. Ќичего личного, как прин€то говорить. 

ѕубликоватьс€ ќльга ‘орш стала сравнительно поздно. ¬ 1907 в Ђ иевском вестникеї была напечатана ее новелла Ђ„ерешн€ї, затем последовали другие небольшие произведени€, печатавшиес€ под псевдонимом ј. “ерек. ќднако первой своей удавшейс€ работой ќльга ƒмитриевна считала рассказ ЂЅыл генералї. ¬ редакции Ђ–усской мыслиї он попал в руки ёли€ »саевича јйхенвальда, крупного литературного критика и интереснейшего человека. –ассказ начинающего автора ему пришелс€ по душе. јйхенвальд пригласил ќльгу ‘орш к посто€нному сотрудничеству в журнале. 

«а Ђ√енераломї последовали Ђћедведь ѕанфамилї, Ђ«а жар-птицейї, Ђ«астрельщикї. ¬ том же году увидела свет повесть Ђ–ыцарь из Ќюрнбергаї. » пошло-поехало. ќльга ƒмитриевна словно родилась заново, словно у нее за спиной выросли крыль€. ≈е работоспособность представл€етс€ мне поразительной. Ќе вполне здоровый муж, дети, требующие посто€нного внимани€, преподавательска€ работа. » практически никакой прислуги, никаких кухарок: жили ‘орши небогато. 

¬ начале 1910-х годов определ€етс€ творческое лицо ќльги ‘орш. ќсвободившись от теософского флера, свойственного некоторым ранним ее произведени€м, в том числе повести Ђ–ыцарь из Ќюрнбергаї, она за€вл€ет о себе, как о прозаике философского склада. √ерои ее произведений, сыпавшихс€ как из рога изобили€, это пытливые искатели, люди, не удовлетворенные окружающей действительностью, стрем€щиес€ к духовному пробуждению себ€ и окружающих. 

¬ канун ѕервой мировой войны 1914-1918 годов ќльга ƒмитриевна становитс€ полноправным членом столичного литературного сообщества. ¬ ѕетербурге у нее устанавливаютс€ дружеские св€зи с такими властител€ми дум, как ј.ћ. –емизов, –.¬. »ванов-–азумник, ‘. . —ологуб. ≈е примечают ј. Ѕелый и ј.ј. Ѕлок. Ќа фоне столичного бомонда ќльга ‘орш выгл€дела простушкой. ∆есткий режим сиротского института выработал у нее особое отношение к одежде. ќна всегда одевалась очень скромно. Ќеизменно носила длиннополую темную юбку и скромные кофточки об€зательно с белым воротничком. »зысканна€ столична€ богема, одета€ по последней парижской моде, всегда пристально разгл€дывала эту смуглолицую, рано начавшую седеть и полнеть женщину, полага€, что в компанию известных писателей, поэтов, мыслителей (щеголей по определению и по пон€ти€м) затесалась сама —офь€  овалевска€, или, хуже того, кака€-то эссеровска€ террористка из компании сбежавшего от возмезди€ ≈вно јзефа. 

Ќо это ќльгу ƒмитриевну не волновало. ќна грезила литературой, стремлением писать так, чтобы ее книги были доступные и полезны простому читателю. ¬.‘. ’одасевич в очерке Ђƒ»— ї назвал ќльгу ‘орш Ђстрастной гурманкой по части всевозможных идей, которые в ней непрестанно кипели, бурлили и пузырились, как пшенна€ каша, которую варить она была мастерицаї. Ђ»деи занимали в ее жизни то место, -продолжал ’одасевич, - которое у других женщин порой занимают сплетни: нашептавшись Ђо последнемї с »вановым-–азумником, бежала она делитьс€ философскими новост€ми к Ёрбергу, от Ёрберга - к јндрею Ѕелому, от јндре€ Ѕелого ко мне - и все это совершенно без устали. “о ссорила, то мирила она теософов с православными, православных с сектантами, сектантов друг с другом. ¬ особенности любила вс€кую религиозную экзотику. — упоением рассказывала об одном св€щеннике, впоследствии примкнувшем к так называемой Ђживой церквиї: 
- Ќет, вы подумайте, батька-то наш какое коленце выкинул! ќтпел панихиду по Ѕлоке, а потом вышел на амвон да как грохнет: 
я послал тебе черную розу в бокале 
«олотого, как небо, аи! 
- Ёто с амвона-то! ¬ы подумайте! ’а-ха-ха! Ќу и прелесть!

ƒраматический этюд Ђ—мерть  оперникаї, с которого мы начали свое повествование, стал первым драматургическим произведением ќльги ‘орш, за которым последовал целый р€д других. ќн по€вилс€ на свет далеко не случайно, а в русле новой российской действительности, с которой писательница не могла не считатьс€. ¬ соответствии с ленинским планом монументальной пропаганды с пьедесталов российских столиц и провинциальных городов были сброшены многочисленные пам€тники цар€м и императорам, а на их место стали водружать слепленные на скорую руку пам€тники жертвам царского режима и церковного мракобеси€. Ёта кампани€ коснулось и драматургии от которой требовалось отразить в пьесах образы великих людей прошлого, в частности Ц мучеников науки, точнее - веры в науку. 

“радици€ говорить о них сохран€лась вплоть до 60-х годов ’’ века. ѕомню жившую в “уле по соседству с домом моих родителей пожилую интеллигентную супружескую пару, котора€ с компактным самодельным полотн€ным экраном на дерев€нных рейках, аккуратно свернутым в рулон, и забытым ныне прибором пор названием фильмоскоп ходила по школам от общества Ђ«наниеї с лекци€ми об ученых Ц жертвах инквизиции. 

“ак вот.  оперник тоже был жертвой инквизиции и одной из самых известных в истории. ≈го кандидатуру ќльге ƒмитриевне, по всей веро€тности, подсказал ј.ј. Ѕлок. Ётапы развити€ культуры он измер€л такими событи€ми, как открытие огн€, јмерики, научные подвиги √алиле€, Ќьютона и т.д. «аказ же на пьесу шел от театрального отдела Ќаркомпроса об отражении в пьесах образов великих людей и €влений мировой истории. 

јлександр јлександрович Ѕлок был и первым критиком первого драматургического произведени€ ќльги ‘орш. 23 марта 1919 года он написал небольшую рецензию по этому поводу, которую позволим себе воспроизвести полностью, во-первых, потому, что это Ѕлок! ¬о-вторых, потому в ней точно и тонко оценены роль и место ќльги ‘орш в литературном процессе, а также отмечены недостатки некоторых ее ранних произведений, которые были с благодарностью признаны и впоследствии устранены. 

Ђј. “ерек Ц автор очень замечательных произведений, которые € назвал бы материалами дл€ познани€ современной усложненной души и материалами дл€ той эпопеи, котора€ сложитс€ о нашем великом времени в будущем. 

≈сли в деле искусства уместны вообще оправдани€, то можно сказать, что автор принадлежит к тем немногим писател€м, у которых действительное многообразие и недюжинность замыслов мешают технике, затрудн€ют самое построение отдельных произведений.   этому можно прибавить еще, что автор обладает своеобразной дл€ нашего времени начитанностью. 

¬се эти достоинства и недостатки отразились и в небольшой пьесе Ђ—мерть  оперникаї; недостатки Ц на этот раз больше, чем достоинства. Ќе име€ драматургического опыта, автор захотел вместить в небольшой драматический этюд не только последние часы жизни  оперника, который умирает под угрозами монаха и благословени€ми учеников и народа, при зареве пылающей типографии, где горит труд его жизни, Ц но и судьбу  оперника в веках. 

≈сли Ђперва€ї половина, Ђреалистическа€ї, поддаетс€ изображению на сцене, несмотр€ на отсутствие насто€щего драматического движени€ и диалога, то Ђвтора€ї, Ђфантастическа€ї, мне представл€етс€ невыполнимой на сцене и едва намеченной. ¬ речах черта, как и в некоторых других, сказываетс€ то, что автор женщина: грубость несколько утрирована. «аключение пьесы Ц хор пь€ных студентов, поющий Ђ оперник целый век трудилс€, чтоб доказать земли вращеньеЕї и смен€ющийс€ печальной арфой, звучащей во тьме, прекрасна€ лирика, но не драма. “ем не менее все произведение отмечено таким благородством, что € не вижу преп€тствий дл€ постановки его на сцене, если какой-нибудь театр возьметс€ такую постановку осуществить. 

23 марта, 1919ї. 

—овременники запомнили ќльгу ƒмитриевну влюбленной в жизнь, не унывавшей при любом жизненном раскладе. √ибель родных и близких на военных фронтах, неожиданна€ смерть мужа. ¬се это она переносила стоически. ќльга ‘орш вошла в отечественную литературу как большой мастер исторического романа. ≈е перу принадлежат такие произведени€ как Ђќдеты камнемї (1924-25), Ђ√ор€чий цехї (1926), Ђ—овременникиї (1926), трилоги€ Ђ–адищевї (Ђякобинский заквасї, 1932; Ђ азанска€ помещицаї, 1936; Ђѕагубна€ книгаї, 1935), Ђћихайловский замокї (1945), Ђѕервенцы свободыї (1950-53). ¬ поле зрени€ писательницы Ч истори€ –оссии XVIIIЧXIX веков. ¬ центре ее внимани€ две проблемы: русское национально-освободительное движение и судьба художника в обществе. 

¬ наши дни им€ ќльги ƒмитриевны ‘орш можно считать полузабытым. »ли даже забытым, что касаетс€ широкого читател€.  ому охота искать сегодн€ чистые имена истинных талантов в ворохе сталинских орденоносцев и лауреатов, лизоблюдов и доносителей. “о ли дело замученные режимом узники √”Ћага. ¬от они Ц истинные творцы литературной истории страны. 

“ак рассуждают поверхностно знакомые с историей страны и ее культурой люди. Ќа примере творческой биографии ќльги ‘орш можно сказать, что и по ту, и по другую сторону колючей проволоки сталинских лагерей были творцы и были бездари. ќльга ƒмитриевна избежала участи быть репрессированной. —талинские репрессии были дл€ нее сердечной болью за друзей по литературному цеху, за родную плем€нницу, талантливую поэтессу Ќину  омарову-’абиас, дочь брата ѕетра, геройски погибшего в ¬осточной ѕруссии в первые дни империалистической войны. 

ћного интересного могут рассказать книги забытых писателей. ћногое напомнить. ј дл€ кого-то стать насто€щим открытием. ¬озьмите в библиотеке, не поленитесь, один из томов сочинений ќльги ƒмитриевны ‘орш. » ваша рука вскоре пот€нетс€ к другим ее книгам.

ƒополнительна€ информаци€

  данному проекту пользователи не добавл€ли еще информации.

 омментарии

Ќа карте


ћы в соцсет€х ¬контакте facebook ќдноклассники
сетевое издание "“ульские бренды", учредитель ќќќ "“ульские новости", главный редактор ¬острикова ќ.√., ©2017
300026, г. “ула, 300041, г. “ула, пр. Ћенина, д. 57, оф. 301
+7 (4872) 710-803
mazov@newstula.ru
16 +
—оздание сайтов реклама в “уле
Ќаверх