• ѕоиск по сайту

Ё“» —“–јЌЌџ≈ »¬јЌќ¬џ

ѕ. . »ванов в последние годы жизни
јвтор:
ќльга
ƒобавлено:
2017-02-19 01:20:14
ѕоделитьс€:
 
ќ событи€х многолетней давности, о своем знакомстве с —ергеем ѕетровичем »вановым из города —оветска, который приходилс€ внуком легендарному тульскому изобретателю хроматической гармони Ќиколаю »вановичу Ѕелобородову и двоюродным плем€нником јлександру ѕетровичу »ванову, маргиналу и переписчику Ћ.Ќ. “олстого, € рассказал в вошедшем в эту книгу очерке Ђ»стори€ одной дружбыї. 

—овсем недавно в пам€ти всплыл еще один эпизод нашего знакомства. ¬о врем€ одной из встреч € спросил —ерге€ ѕетровича, не знал ли он такого человека, как ѕетр »ванов, автор книги Ђ—туденты в ћоскве. Ѕыт. Ќравы. “ипы.ї? ЂЁто тоже мой родственник, и тоже двоюродный д€д€, - призналс€ —ергей ѕетрович, - только о его жизни € абсолютно ничего не знаю, поскольку после революции он эмигрировал за границуї. 

—вой вопрос € задал не ради любопытства, а потому, что на моей книжной полке эта книга ѕ. »ванова сто€ла со студенческих лет, и € иногда обращалс€ к ней как к источнику, содержащему множество интересных фактов о том, что представл€ли из себ€ столичные студенты в самом начале ’’ века. ”знать что-либо о ѕетре »ванове мне тогда не удалось. » только теперь, во многом благодар€ »нтернету, стало возможным познакомитьс€ с главными вехами биографии этого, как оказалось, уникального и загадочного человека. 

Ќачнем с книги. ≈сли писатель и журналист ¬ладимир јлексеевич √ил€ровский вошел в историю русской литературы и журналистики как бытописатель предреволюционной ћосквы, то его младший современник ѕетр »ванов справедливо может претендовать на звание бытописател€ московского студенчества. ѕраво так называтьс€ он заслужил своей книгой правдивых и талантливых очерков о московском студенчестве, выдержавшей в 1903-1918 годах три официальных издани€. ѕервое издание книги вышло в марте 1903 года в типографии ќбщества распространени€ полезных книг на ћоховой и было быстро раскуплено. ѕонадобилось второе издание, которое увидело свет в конце того же года. ћой экземпл€р книги Ц это ее второе издание, отпечатанное в типографии ћосковского военного округа на ќстоженке. ¬озможно, было еще одно какое-то, промежуточное издание. —правочники указывают на 1907 год. Ќо в предисловии к изданию 1918 года, помеченному как третье (повторенное второе), автор об издании 1907 года ничего не говорит. 

ќбъ€сн€€ Ђдолгожительствої свой книги, »ванов пишет: Ђѕрошли п€тнадцать лет, две войны, две-три революции.  азалось бы, что материал, собранный и наблюденный так давно, уже устарел. ¬гл€дыва€сь в современность, € нахожу, что устарели только цифры. ¬се остальное, увы, остаетс€ таким же в нашем плохо измен€емом земном времени. Ќе все ли равно Ц стоит ли обед 35 копеек или 3 р. 50 коп., если наименовани€ блюд одни и те же, а их удельный вес столь же мал и не питателен. –азве изменилс€ голод и его вли€ние на психику? ј в морально-умственном облике человека, разве произошли большие сдвигиї. 

ѕетр »ванов был человеком талантливым и предрасположенным к серьезной литературной де€тельности. ≈го книга о студентах читаетс€ на одном дыхании и как сери€ интереснейших физиологических очерков, и как произведение вполне литературное, содержащее Ђзарисовки с натурыї студенческой жизни на фоне ћосквы рубежа столетий. Ћичные наблюдени€ автора отличаютс€ вниманием к детал€м студенческого быта, правдивым отражением межличностных отношений в студенческой среде. ¬ книге о московских студентах основательно рассматриваютс€ вопросы студенческого бюджета, питани€, проживани€, заработка. «десь же бытовое нравописание студенческой жизни, полное искрометного юмора и художественных обобщений. ¬печатл€ет описание торжеств “ать€ниного дн€, праздника своевольного студенческого духа, возникшего одновременно с открытием 12(25) €нвар€ 1755 года »мператорского ћосковского университета, других €рких событий студенческой жизни. ѕоразительно правдивыми выступают студенческие типы, среди которых есть и Ђѕросветитель барышеньї, и Ђ‘илософ с  озихиї, и ЂЌеуравновешенныйї, мечущийс€ от одного взгл€да на мир к другому. 

ќ книге ѕетра »ванова в газете Ђ урьерї тепло отозвалс€ будущий советский классик ј.—. —ерафимович. ¬ своих письмах начала века о книге »ванова упоминал ћ. √орький.

ѕ. »ванов. Ђ—туденты в ћосквеї. “итульный лист..jpg 
ѕ. »ванов. 
Ђ—туденты в ћосквеї. 
“итульный лист. 

»звестный писатель и библиофил ¬.√. Ћидин в заметках книголюба Ђƒрузь€ мои Ц книгиї писал о Ђ—тудентах в ћосквеї: Ђ нига эта давно забыта и вр€д ли найдешь ее, Ечита€ книгу ѕетра »ванова Ђ—туденты в ћосквеї с ее разделами Ђ вартирный вопросї, Ђ“ать€нин деньї, Ђѕивна€ї, Ђ—туденческа€ свадьбаї, € думал о том, что книгам такого рода дано сыграть большую роль, чем полагал их авторї . ѕервое утверждение известного книжника, к счастью, оказалось ошибочным. Ќи один серьезный исследователь, изучающий историю российского студенчества, по сей день не может пройти мимо книги ѕ. »ванова. 

ѕетр  онстантинович »ванов родилс€ 10 феврал€ 1876 года в „еркассах  иевской губернии (по другим данным Ц в ћоскве) в семье потомственных военных, происходивших из служилых двор€н »вановской губернии. ќтец писател€  онстантин ѕетрович дослужилс€ до генерал-майора артиллерии, участвовал в –усско-турецкой войне 1876-1878 годов, про€вил храбрость под ѕлевной. ≈го родной брат (переписчик Ћ.Ќ. “олстого) јлександр ѕетрович »ванов, поручик артиллерии, также участвовал в этой войне и сражалс€ добровольцем за свободу сербов и болгар.  

ќкончив в 1901 году историко-филологический факультет ћосковского университета, ѕетр »ванов несколько лет искал свое место в жизни.  роме книги Ђ—туденты в ћосквеї, материал дл€ которой был собран в студенческие годы, он написал еще р€д произведений, однако в большую литературу не попал, а осталс€, несмотр€ на свой дар, скорее, человеком близким к литературным кругам, чем собственно литератором.  роме книги о студентах его перу принадлежат повесть Ђƒама в синемї, о содержании которой мне ничего не известно, и психологический этюд Ђ¬рагам Ћеонида јндрееваї, в котором »ванов выступил против нападок критики на скандально знаменитый рассказ ЂЅезднаї (1901-1902). — Ћеонидом јндреевым »ванов познакомилс€ еще будучи студентом, как участник публичных обсуждений произведений писател€. 

 нигу Ђ—туденты в ћосквеї в 1903 году »ванов направил с дарственной надписью Ћ.Ќ. “олстому, а этюд в защиту Ћ. јндреева, изданный в 1904 году, Ц —.ј. “олстой. Ёто было сделано специально, поскольку Ћев Ќиколаевич рассказом ЂЅезднаї был Ђопечаленї. ќбе эти книги хран€тс€ в яснопол€нской библиотеке писател€ и каких-либо свидетельств о том, читали ли их в доме “олстых € не нашел. 

—реди московских знакомых »ванова, с которыми он находилс€ на Ђкороткой ногеї, были начинающие в ту пору писатели »ван јлексеевич Ѕунин и Ѕорис  онстантинович «айцев. ќ ѕетре »ванове есть несколько упоминаний в дневниках и воспоминани€х ¬еры ћуромцевой, в то врем€ считавшейс€ невестой Ѕунина. ѕо ее описани€м, ѕетр »ванов, Ђвысокий брюнетї с Ђкрасивым профилемї, со студенческих времен вел светский образ жизни, был страстным театралом, сотрудничал в газетах, некоторое врем€ выполн€л об€занности секретар€ литературной комиссии ћосковского литературно-художественного кружка. Ќар€ду с квартирами бедных литераторов »ванов Ђбыл своимї в открытом дл€ московской богемы доме театральных де€телей ∆ел€бужских и литературно-театральном салоне на ¬оздвиженке, где правили бал известна€ предпринимательница и меценатка ¬.ј. ћорозова и видна€ представительница отечественного религиозно-философского просвещени€ ћ. . ћорозова (урожденна€ ћамонтова). Ётот салон в разные годы посещали јлександр Ѕлок, ¬алерий Ѕрюсов, јндрей Ѕелый, ¬ладимир —оловьев. 

—мею предположить, что именно знакомство ѕетра »ванова с ћаргаритой  ирилловной ћорозовой (1873-1958) и ее окружением много лет спуст€ оказало особое вли€ние на его взгл€ды и де€тельность, превратив бывшего московского щегол€ в одного из крупнейших религиозных мыслителей русского зарубежь€. 

Ќо пока »ванов был молод и беден. ¬ его сознании боролись два чувства: любовь к литературе и любовь к хорошей жизни. ѕобедило второе чувство. »менно оно, и ничто иное, привело Ђвысокого брюнетаї в дом промышленника ћорозова, где генеральского сына сочли подход€щей парой дл€ одной из дочерей. «а невестой ѕетр  онстантинович получил богатое приданое. Ќо обеспеченна€ жизнь с купеческой дочерью как-то не складывалась. ƒаже после рождени€ дочери семейный очаг его вовсе не грел. 

ѕетр »ванов был человеком увлекающимс€ и однажды, уже, будучи семейным, отча€нно влюбилс€ в артистку испанского цирка, гастролировавшего в ћоскве. ѕосле окончани€ гастролей он, словно заколдованный, бросилс€ за предметом своей страсти в далекий ћадрид: влюбленный, галантный и бесконечно щедрый. Ќо все когда-то кончаетс€. ѕоначалу у влюбленного москвича кончились деньги, которые он не задумыва€сь бросал к ногам своей цирковой богини. ѕриданое жены-купчихи было растранжирено. «атем, кончилась любовь. ¬заимность, которой испанка будто бы отвечала »ванову, оказалась блефом. ¬ момент разрыва с возлюбленной его психическое состо€ние граничило с безумием. ѕравда это или нет, но не менее т€гостное впечатление, чем измена испанки, произвела на »ванова испанска€ коррида, от которой он €кобы впал в безумие и несколько мес€цев провел в мадридской психиатрической лечебнице. Ќо скорее всего коррида была не при чем, а все беды шли от циркачки. Ќемного подлечившись, униженный и оскорбленный »ванов возвращаетс€ в –оссии. „ерез всю ≈вропу он добираетс€ до ћосквы в вагоне третьего класса. 

ј потом были ќкт€брьска€ революции, конфискаци€ недвижимого имущества, нищета, эпидеми€ тифа, унесша€ жизни жены »ванова и их несовершеннолетней дочери. » снова депресси€, мысли о смерти, психиатрическа€ больница, но уже в ћоскве, больша€ потер€ слуха. Ќа грани жизни и смерти к »ванову приходит раска€ние, а вместе с ним и желание жить. ¬ больнице к нему €вилось видение  реста. јтеист и сибарит, не веривший ни в бога, ни в черта, »ванов неожиданно почувствовал себ€ глубоко верующим и при этом совершенно здоровым. 

ѕоиски нового смысла жизни привели раска€вшегос€ грешника к московским обновленцам - сторонникам движени€ за преобразование русской православной церкви соответственно новым услови€м жизни –оссии. ќбновленцы выступали за восстановление евангельского первохристианского вероучени€, с нарочитой проповедью за€вл€ли о человеческой природе ’риста —пасител€ в соединении с его божественной природой. ќни развернули идейную борьбу со схоластическими Ђизвращени€ми христианстваї, за развитие христианского учени€ о Ѕоге как об источнике правды, любви и милосерди€, в противовес древнееврейскому пониманию Ѕога, как грозного мстител€ и карател€ грешников. 

¬ апреле 1923 года »ванов прин€л участие в обновленческом московском Ђепархиальном съездеї в качестве выборщика от ѕречистенского благочини€ на обновленческий собор 1923 года. ќднако вскоре »ванову от советских властей было предписано покинуть страну. ¬о избежание преследований карательных органов пролетарского государства начинающий религиозный де€тель был вынужден эмигрировать в √ерманию. 

¬ это врем€ в Ѕерлине в качестве эмигранта жил родной брат ѕетра  онстантиновича ¬ладимир  онстантинович »ванов, приютивший на врем€ изгнанника. —емь€ берлинских »вановых, глава которой был вынужден работать простым шофером, бедствовала, но, тем не менее, помогла ѕетру  онстантиновичу выжить на чужбине. ¬ немецкой столице ѕетр »ванов сотрудничал с ¬сероссийским союзом писателей, другими эмигрантскими организаци€ми, однако посто€нного заработка получить не сумел. 

Ќе жела€ быть обузой дл€ брата и его семьи, в но€бре 1924 года ѕетр »ванов перебираетс€ в ѕариж. — заработками здесь было получше, чем в √ермании, остро переживавший послевоенный кризис. ќдно врем€ Ђсеребристый старикї, как называли »ванова в эмиграции, служил моделью в школах живописи, участвовал в качестве статиста на киносъемках, давал уроки русского €зыка парижанам и дет€м эмигрантов, торговал вразнос земл€никой и фруктами. ¬ свободное врем€ посещал госпитали, где содержались русские эмигранты. —трем€сь облегчить участь т€жело больных соотечественников, он собирал дл€ них пода€ние, как медикаментами, так продуктами и деньгами. ¬ ѕариже у »ванова про€вилс€ дар €сновидени€. –ассказывают что однажды, после ужина у знакомых, проща€сь с каким-то человеком, он поцеловал ему руку.  огда тот ушел, хоз€ин дома, шут€, заметил, что он, веро€тно, по рассе€нности прин€л уходившего за даму, ѕетр  онстантинович наисерьезнейшим образом ответил: Ђ¬едь он через три дн€ умретї. “ак оно и случилось. 

 ак в Ѕерлине, так и в ѕариже »ванов принимал активное участие в работе созданной Ќ.ј. Ѕерд€евым –елигиозно-философской академии. ѕубликовалс€ в печатном органе русской религиозной мысли журнале Ђѕутьї. ¬ыступал против архиепископа ‘еофана ѕолтавского и других противников церковного модернизма и поддерживал церковную политику митрополита —ерги€ (—трагородского). 

»ванов близко сходитс€ с литературным миром парижской эмиграции. —отрудничает в журналах Ђ—овременные запискиї и Ђ¬озрождениеї, читает лекции на религиозные темы, устанавливает контакты с сектантами из Ђјрмии спасени€ї, ≈вангельским кружком, –усской религиозной общиной в местечке  лиши близ ѕарижа, с ќбществом духовной культуры. 

¬ 1925 году выходит в свет полна€ печали книга »ванова Ђ—мирение во ’ристеї, обращенна€ к чувствам, сердцу и совести читател€.  нига в целом была мало замечена эмигрантским сообществом. Ќо о ней положительно отзывались религиозный философ и богослов ¬асилий «еньковский, видный иерарх –усской православной церкви митрополит ¬ениамин (‘едченков), приверженица нового религиозного сознани€, поэтесса «инаида √иппиус, позднее Ц известный богослов јлександр Ўмеман. 

¬ 1949 году в ѕарижском издательстве ЂYMCA-Pressї выходит главное религиозное сочинение »ванова Ђ“айна св€тых. ¬ведение в јпокалипсисї. ќпира€сь на истины своего духовного опыта, »ванов подвергает ревизии церковную историю, дает критический разбор де€тельности столпов ’ристовой церкви. ¬ его оценке современна€ церковь безблагодатна, мертвенна и лишена духовной свободы, а иерархическое св€щенство - бездуховно. ѕризыва€ к ревизии церковных преданий, »ванов утверждает относительность канонических постановлений церкви. ќн считает православную церковь мирским учреждением. Ќемощь церкви, про€вивша€с€ в нарушении братолюби€, вы€вила потребность в новом церковном учреждении. 

ѕетр  онстантинович »ванов скончалс€ 15 июл€ 1956 года в —ен-–афаэле на юге ‘ранции, в возрасте 80 лет. —пуст€ шесть дней газета эмигрантов Ђ–усска€ мысльї поместила некролог, оставшийс€, по свидетельству близко знавших »ванова людей, незамеченным. »м€ его, по €вному недоразумению, не попало в книгу ЂЌезабытые могилыї, представл€ющую из себ€ уникальное собрание некрологов и траурных объ€влений, опубликованных в печати русского зарубежь€, начина€ с 1917 года. 

¬ –оссии ѕетр  онстантинович »ванов как религиозный философ стал известен после того, как в 1993 году его книгу Ђ“айна св€тых. ¬ведение в јпокалипсисї выпустило издательство Ђѕаломникї. ќдновременно в журналах стали по€вились статьи и воспоминани€ о нем, перекочевавшие со временем в »нтернет. ќказалось, что религиозно-философское учение »ванова имеет среди наших современников массу поклонников. ќни периодически провод€т семинары и конференции, посв€щенные ѕетру  онстантиновичу »ванову и его духовному наследию.  

Ќе так давно в »нтернете по€вилась фотографи€ »ванова, сделанна€, очевидно, в последний период его жизни. —казать по правде, фотографи€ эта мен€ весьма озадачила: изображенный на ней пожилой человек сразу же напомнил мне чертами лица, серебристым отливом бороды и волос моего давнего знакомца —ерге€ ѕетровича »ванова, подарившего мне не только рассказ о забытом переписчике Ћ.Ќ. “олстого, массу интересных толстовских книг, но и свою дружбу. я никогда не расспрашивал —ерге€ ѕетровича о его отце, пам€ту€, что детство и юность, по его рассказам, он провел в семье деда Ѕелобородова. ј тут, вдруг, захотелось сделать открытие: ѕетр  онстантинович »ванов - родной отец —ерге€ ѕетровича. Ќо не тут-то было, фокус, как говоритс€, не удалс€. ¬ ответ на мой запрос по этому поводу в “ульский мемориальный музей Ќ.». Ѕелобородова последовал ответ: быть отцом —ерге€ ѕетровича ѕетр  онстантинович никак не мог.  огда —ергей ѕетрович родилс€, а это было в 1890 году, ѕетру  онстантиновичу исполнилось всего 14 лет. √ода рождени€ своего друга € не знал (постесн€лс€ спросить), и даже не предполагал, что он такой Ђдревнийї, настолько он был легок на подъем, активен в общении и здрав умом в период нашего общени€. ј оказываетс€ ему было уже за 80. ¬ письме из музе€ мен€ просветили, что отцом —ерге€ ѕетровича и з€тем Ѕелобородова был ѕетр —ергеевич »ванов, сын тульского губернского архитектора —ерге€ ѕетровича »ванова. √ерой ѕлевны генерал  онстантин ѕетрович »ванов приходилс€ архитектору родным братом, третий их брат Ц Ђзолоторотец јлександр ѕетровичї водил дружбу с “олстым и в перерыве между странстви€ми переписывал рукописи его бессмертных произведений. 

¬от такие они, »вановы, каждый со своей судьбой!

ƒополнительна€ информаци€

  данному проекту пользователи не добавл€ли еще информации.

 омментарии

Ќа карте


ћы в соцсет€х ¬контакте facebook ќдноклассники
сетевое издание "“ульские бренды", учредитель ќќќ "“ульские новости", главный редактор ¬острикова ќ.√., ©2017
300026, г. “ула, 300041, г. “ула, пр. Ћенина, д. 57, оф. 301
+7 (4872) 710-803
mazov@newstula.ru
16 +
—оздание сайтов реклама в “уле
Ќаверх