• ѕоиск по сайту

Ѕутовский ј.ё.  афинский узел русского масонства.   истории ‘еодосийской ложи »ордана (loge du Jourdain) 1811-1822 г. ѕерва€ часть

јвтор:
ќльга
ƒобавлено:
2017-01-19 23:15:49
ѕоделитьс€:

“ак распор€дилась истори€, что рождение на развалинах турецкой  афы русской ‘еодосии почти совпало с возникновением такого €влени€ в мировой истории, как Ђ–усское ќсвободительное движениеї. ¬о вс€ком случае, именно это название последние два века большинство исследователей используют дл€ обозначени€ того конгломерата общественно-политических движений, партий, группировок и организаций, кипуча€ де€тельность которых привела к –усской –еволюции и в конечном счЄте к крушению –оссийской империи и образованию ———–. ѕопытки изучени€ Ђмистического движени€ї в  рыму, предпринимались исследовател€ми уже в XIX - нач. XX вв. историками Ѕертье-ƒелагартом ј.Ћ., Ѕертреном Ћ., ћаркевичем ј.». »менно последний, избега€ острых углов, охарактеризовал весь комплекс €влений: от протестантских сект до масонских лож Ђмистическим движениемї. Ќо тесные св€зи русских историко-археологических обществ, или вернее р€да их членов с масонами, накладывала на эти исследовани€ определЄнный отпечаток. 

ѕосле присоединени€ “аврического полуострова к –оссийской империи в 1783г. правительство озаботилось разоренного продолжительной войной кра€ и его экономической и общественной абсорбции в состав »мперии. — этой целью в русское подданство активно привлекались иностранные поселенцы. ¬ первую очередь греческие, албанские и валашские, не только об€занные военной службой, но часто владеющею целыми флотили€ми мореходных судов и изр€дными экономическими средствами.  роме них правительство наде€лось и на дееспособных французских, италь€нских и германских эмигрантов бегущих от революционных войн раздирающих центральную ≈вропу в последней четверти XVIII века. „ередой последовали ¬ысочайшие указы о льготах и пособи€х городам “аврическим: 22 феврал€ 1784 г. Ђ¬ рассуждении выгодности положени€ ‘еодосию, иначе  ефой именуемую, повелено открыть оную дл€ всех народов, в пользу торговли их с –оссийскими подданнымиї. 13 феврал€ 1798г. ѕри объ€вленном постановлении на “аврическом полуострове порто-франко на 30 лет, ‘еодоси€ восстановлена городом, с назначением его главным пристанищем дл€ приезжающих в  рым греков и с предоставлением посел€ющимс€ там иностранцам разных льгот и преимуществ, ‘еодосии и ≈впатории было даровано право беспошлинного провоза товаров и така€ же доставка их во все регионы полуострова. .. иностранцам же, которые пожелают там поселитс€ гарантировалось Ђнадежное и безопасное пристанище и убежищеї . Ёти указы в последствии неоднократно подтверждались и дополн€лись, дава€ неимоверные льготы иностранной торговле в “авриде. » они поехалиЕ 

ћассовое переселение иностранных подданных на ёг –оссии продолжалось вплоть конца первой четверти XIX. ¬олны греческой эмиграции, смен€лись французской и италь€нской, а эти в свою очередь германо€зычными переселенцами из ‘ранции, Ўвейцарии и √ерманских государств. Ѕольшинство переселенцев принесли с собой безусловно положительные элементы достижений европейской сельскохоз€йственной и городской культуры. Ѕольшинство из них крайне серьЄзно относилось к переселению на новую родину и очень быстро ассимилировалось создава€ серьЄзные и конкурентоспособные сельскохоз€йственные промышленные и торговые предпри€ти€, заставл€€ своих русских соседей пересматривать свои взгл€ды на хоз€йственную де€тельность, что бы высто€ть в конкурентной борьбе. 

Ќо в то же врем€, некотора€ часть переселенцев в Ќовороссию, несла с собой и идеи Ђѕросвещенной ≈вропыї. ¬ оценке моральных качеств и культурного уровн€ этих ново€вленных цивилизаторов, ћальбруков всеевропейской культуры, согласны решительно все русские мемуаристы и исследователи XIX века. 

Ђ  сожалению, революци€ выгнала из ‘ранции подонков общества, тыс€чи невежд, которые разнесли по всей ≈вропе гордость, пустое тщеславие...ї. ќни Ч Ђистощенные развратом и бежавшие в –оссиюї, Ђот них мы прин€ли все пороки, заблуждени€, чванились знакомством с ними, отвергли веру в Ѕога . ќгромное значение в этом играло более высокое поверхностное образование эмигрантов, приводившее в восторг русское более-менее образованное население. 

Ёти эмигранты водворили у нас тыс€чи пороков, о которых в довольтеровские времена и не слышали. Ёто была ‘ранци€, уже давно исповедовавша€ идеи ѕросвещени€ и задолго до власти €кобинцев наслаждавша€с€ остротой ума ћонтескье, ¬ольтера и –уссо, идеалами Ѕрута и доблест€ми ѕлутарховых героев. Ќо так как сами идеалы античных героев не чужды были самых гр€зных пороков, а педерасти€ входила и в официальный перечень античных Ђморальныхї доблестей, так как едва ли можно прочесть хоть одну страницу ѕлатона, чтобы не наткнутьс€ на упоминание о ней, а то и просто на апологетику этого извращени€, то и приверженцы античной культуры в просвещенной ≈вропе не могли не привести к нам и эти Ђдостижени€ї в области Ђосвобождени€ от предрассудковї . 

ѕервые русские масонские ложи возникли как филиалы масонских орденов «ападной ≈вропы, с самого начала отража€ политические интересы последних. √лавный постулат новоиспеченных масонов - мнение о духовной и культурной неполноценности –оссии, ее темноте и невежестве, которые необходимо рассе€ть путем масонского просвещени€. ќпорой масонского проникновени€ в –оссию стала часть прав€щего класса и образованного общества, оторвавшегос€ от народа, не знавша€ и даже презиравша€ его национальные основы, традиции и идеалы. Ёто предопределило антирусский характер развити€ масонства в –оссии. — масонства начинаетс€ сознательное повреждение русского образованного общества и прав€щего сло€. ќторвавшись от отеческих корней, они ищут "ключи к таинствам натуры" в западных ценност€х быти€. Ёти люди, ориентированы на запад и стремление найти истину дл€ себ€ в чужой жизни, приводит к болезненному духовному раздвоению. –усское масонство за€вл€ет о себе как о сообществе, спа€нном узами морального и мировоззренческого единства. ќднако императорска€ власть усмотрела в масонстве не только идейную, но и политическую опасность. 

¬начале царствовани€ императора јлександра I русские масоны различных направлений объединены были только одной мыслью: вернуть ќрдену ¬ольных  аменщиков утраченное им в –оссии значение. ’олодное отношение правительства ≈катерины II было великим испытанием стойкости масонов, большинство братьев поколебалось в верности орденским заветам и прекратило собрани€ в ложах. ќднако, как показало, будущее эти брать€ просто выжидали благопри€тных времен. Ћожа ѕеликана и благотворительности сберегла заветы шведской системы; акты братства «лато-–озового креста хранились у ».ј.ѕоздеева и ј.ќ.Ћабзина, который в последний год царствовани€ императора ѕавла усиленно старалс€ привлечь новых членов в тайно образованную им розенкрейцерскую ложу; старани€ его увенчались успехом. Ќа самом рубеже двух веков, 15 €нвар€ 1800 г. в ѕетербурге начала работу ложа Ђ”мирающего —финксаї под управлением Ћабзина. ѕо необходимости, работа€ втайне первое п€тилетие ложа, принимала большие предосторожности, чтобы ее собрани€ не были обнаружены. ¬ласть Ћабзина была очень велика, брать€ должны были беспрекословно ему повиноватьс€, ни в какие другие общества или ложи без формального на то его разрешени€ не переходить, никакому иному масонскому начальству не повиноватьс€, если на то не последует указани€. 

¬ 1802 г. действительный камергер ј.ј.∆еребцов открыл в ѕетербурге ложу под наименованием Ђ—оединенные друзь€ї. (французска€ система). Ќесколько позднее, чем в ѕетербурге, а именно в 1803 г., старани€ми тех же московских розенкрейцеров, в ћоскве открылась тайна€ ложа под председательством сенатора √оленищева- утузова ѕ.».Ц ложа ЂЌептунаї. „ленов ложи питали алхимическа€ и магическа€ литература. ≈е члены, включа€ кн€з€ ћихаила  утузова, начали играть ключевые роли в политической жизни –оссии. ¬ том же году группа французских подданных организовала в ќдессе ложу "ѕонт Ёвксинский", официально зарегистрированную в 1817г. ќна была ориентирована на французскую систему, и имела огромное вли€ние в Ќовороссии. —реди ее 70 Ђбратьевї были генерал от инфантерии (с 1811г.) ј.‘. Ћанжерон и профессор ќгюст Ћоран. ј.ј. ∆еребцов состо€л членом более 20 лож, в том числе и иноземных. ¬ кругах русского масонства известен как Ђ–ыцар€ венчанного крестаї и девиз имел: Ђ¬скоре €рче заблеститї. ѕри этом он остаЄтс€ личностью более чем туманной, не смотр€ на многочисленные должности при »мператорском дворе и в ћинистерстве »ностранных дел, а так Ц же огромных архивов им оставленных, до сих пор не известны даты его рождени€ и смерти (обычно указываютс€ даты: 1781-1832 ), ни многие факты биографии. Ќет даже его портрета. 

»менно старани€ми ј.ј. ∆еребцова в ‘еодосии, бывшей генуэзской  афе и турецкой  ефе, была основана Ћожа Ђ»орданї (loge du Jourdain), единственна€ до сих пор известна€ масонска€ ложа в  рыму . ѕо другим сведением ложу учредил ј.‘. Ћанжерон . — другой стороны, исследователь истории ‘еодосийского ћузе€ древностей ». ¬. “ункина утверждает, что непосредственным основателем ложи был ‘еодосийский градоначальник, статский советник —.ћ. Ѕроневский . –азн€тс€ и даты основани€ Ћожи. ѕо одним данным работа ложи началась 16 ма€ 1812г. , по другим - 13 августа 1812г . Ќо, скорее всего, непосредственным инициатором создани€ Ћожи »ордан был ∆еребцов, что подтверждаетс€ сохранившимис€ актами в его архивах, в архиве которого сохранились акты подтверждающие этот факт. 

¬ыбор ‘еодосии, дл€ открыти€ ложи был совершенно не случаен. ¬ сакральном пространстве масонского и не только воспри€ти€  осмоса, “аврида была сосредоточением мистических тайн и легенд, часть из которых входила в состав масонского корпуса легенд и преданий как тайной, так и €вной его части. 

¬ первую очередь нужно сказать о таком масонском символе, как  афинский узел, иногда именуемом √енуэзским или  рымским. Ётот символ использовали практически все масонские ложи всех уставов и направлений. ≈го используют при украшении масонских лож во врем€ церемоний, одежд масонов и знаках лож. ≈го описани€ имеетс€ в большинстве справочников по масонству, раскрытие внешнего смысла примерно идентично. ¬ервие с кафинскими узлами символизирует неразрывную братскую цепь, а также воплощает соответствующие добродетели: согласие, гармонию, взаимное вспомоществование и братскую любовь. “акже символика кафинского узла сродни символике зат€жной петли и неразрывно св€зана с ритуалом посв€щени€ в первый градус, таким образом воплоща€ невозможность духовно оставить масонский ќрден, единожды в него вступив, поскольку, вне зависимости от административного членства, если кандидат единожды признал, что готов следовать путем масонских добродетелей и быть верным основополагающим принципам ќрдена, он навечно остаетс€ ¬ольным  аменщиком и братом, по крайней мере, в духовном плане. ¬ отличие от христианской мифологии гностики полагали, что зме€ и есть само происхождение жизни, освободившее јдама и ≈ву от оков предрассудков. «ме€ становитс€ образом, первым м€тежником мировой истории, который отнимает у богов их св€тые тайны и приобщает к ним людей. ’вост змеи в конце образует так называемый Ђмасонский узелї, свеча символизирует малый свет - первые шаги неофита в области оккультных знаний, крест и роза - обретение знаний и пентакль Ч высшую ступень мастерства. Ќо в то же врем€ не удалось обнаружить ни единого упоминани€ о времени и причине возникновени€ самого название Ђ афинскийї Е 

¬ масонских таинствах, легендах и обр€дах огромное значение имели религиозные воззрени€ и мифологический комплекс до-христианского мира. ¬ольные каменщики напр€мую св€зывали историю своего братства с древними орденами Ђпосв€щенныхї и жреческими коллеги€ми ƒревнего ≈гипта, √реции, –има и др. 

“аких легенд св€занных с „ерным морем и “авридой множество. Ѕольше всего будоражили разум масонов и лирически настроенных жителей »мперии легенды о јхиллесе-ѕонтархе, »фигении “аврической еЄ храме, Ѕелом острове, походе јргонавтов и др . Ёти легенды послужили основой дл€ таких произведений ј.—. ѕушкина, как –услан и Ћюдмилаї, Ђ—казка о ÷аре —алтанеї, Ђ—казка о мертво царевнеї и многих других. ’рам ƒевы искали многие именитые члены масонских орденов, например уже упоминаемый нами граф ј.‘. Ћанжерон . јктивными археологическими и историческими изыскани€ми занимались и члены ложи »ордан, на чем мы остановимс€ чуть далее. 

ƒруга€ причина размещени€ Ћожи в ‘еодосии, была безусловно, чисто техническа€. ‘еодоси€ хоть и лежала в этот период в руинах, с 1804г. начала быстро отстраиватьс€. ћногочисленные льготы и привилегии привлекали купцов, как русских, так и иностранных. ќчень быстро росло население. “ак с 289 человек (1802г.) в течении 10 лет увеличилось до 5 000 (1812). 23 феврал€ 1804 г. в ‘еодосии »мператорским указом создано градоначальство. ѕервым феодосийским градоначальником и военным губернатором становитс€ генерал от инфантерии ј.—. ‘еньш, ≈му выдел€ютс€ средства на городское строительство /около 400 000 рублей/, объектами первоочередного внимани€ станов€тс€ здани€ порта, две пристани, набережна€, карантин и таможн€, казармы, водопровод. ƒл€ разбора завалов и развалин в ‘еодосию направл€етс€ пехотный полк и 2 роты пионер. Ќачалась постройка карантинной стены, остатки которой сохранились до сих пор. ƒл€ несени€ карантинной службы из —удака в ‘еодосию была переведена инвалидна€ команда. —олдаты убирают камни с улиц, восстанавливают разрушенные фонтаны. ƒл€ размещени€ полка в казармы перестраивают бывший ханский дворец. ¬ 1804 году определен план будущей зађстройки города, и в ‘еодосию направлен специалист - архитектор.  стати, кроме большого количества солдат, к восстановлению города привлекались и колодники из соседних губерний числом до 500 человек. ƒл€ покрыти€ части расходов городу было предоставлено право на доходы от винной продажи и сбор с привозимых товаров. ”же в 1805 г. таможенные доходы ‘еодосии составл€ли около 20 тыс€ч рублей. ¬ апреле 1806 г. город на 25 лет был освобожден от податей. ¬скоре последовало разрешение на получение в пользу города сборов с отпускаемый из ‘еодосии пшеницы и €чмен€ - основных продуктов экспорта. ѕокровительственные меры в отношении крымских портов должны были привлекать сюда торговцев и колонистов. 

Ћежа на пересечении торговых путей, город находилс€ в центре товарно-денежных и информационных потоков этого региона, что давало в руки создаваемой здесь масонской организации огромные преимущества. ‘ормируемое новое √радское общество, из людей, выдернутых из своих социумов и откровенных космополитов, было благодатным материалом дл€ вкраплени€ в его сознание и образ жизни масонских идеалов. 

ƒальше следует череда событий, которые тоже можно посчитать загадками. ѕервым мастером стула, т.е. главой ложи стал масон очень высокой степени посв€щении √аперон (√рапперон) ∆ан Ѕатист Ёспри, больше известный как »ван »ванович. 

ƒл€ начала несколько странно его по€вление в –оссии, а затем в  рыму. ќтпрыск довольно знатного рода, сын прокурора г. ќрлеан, √раперон училс€ на медицинском факультете ѕарижской јкадемии (1791-1796), откуда был выпущен с дипломом доктора медицины и причислен к практикующему персоналу отделени€ инфекционных болезней в главном парижском госпитале ќтель ƒье.  ак врач, √раперон приобрел хорошую репутацию еще на родине, более дес€ти лет €вл€лс€ действительным и почетным членом нескольких обществ дл€ поощрени€ и распространени€ медицинских, гальванических и клинических знаний. 

¬ 1809 г., 38-летний, вполне состо€вшийс€ врач по рекомендации императора Ќаполеона I Ѕонапарта и при содействии русского посла в ѕариже кн€з€ ј. Ѕ.  уракина был приглашен на русскую службу по 10-летнему контракту. ¬ —.-ѕетербурге его диплом доктора медицины 1 класса был подтвержден Ђиспытаниемї 19 но€бр€ 1809 г. в ћедико-хирургической академии. 23 но€бр€ 1809 г. врач был определен в —анкт-ѕетербургский артиллерийский госпиталь и жил в отеле ЂЋондонї. ѕрослужив в госпитале всего полгода он 20 ма€ 1810 г. √раперон по прошению, т.е. сам выразил желание, перевелс€ в  рым и поселилс€ в ‘еодосии. 

¬от в этот период и начинаютс€ странности, видимо в конце 1809 Ц нач. 1810 гг. ».». √раперон был инсталлирован в масонскую ложу Ђѕалестинаї (совсем недавно начавшей Ђработыї 4 марта 1809 г.) в степени рыцар€ –озы и  реста. 18-€ степень ƒревнего и ѕрин€того Ўотландского ”става (ƒѕЎ”) Ђ–ыцарь –озы и  рестаї , была крайне высокой, и несомненно, не менее высокие степени посв€щени€ √раперон имел во ‘ранции, замечательна тем, что посв€щаемый произносит сакраментальную фразу: Ђƒо сих пор € шел к —олнцу и не нашел ответов на свои вопросы. “еперь € иду в обратную сторонуї. Ёта фраза содержит два смысла. ¬о-первых, солнце символизирует у всех народов источник света и тепла, источник жизни, многими народами обожествл€етс€; даже у христиан Ѕог часто сравниваетс€ с солнцем (солнце правды). » вот путь к солнцу масону не дал ответа, он повернулс€ к нему спиной и пошел в другую сторону, к —атурнуЕ “.е. сатанизм откровенный.  роме того, большинство остальных Ђбратьевї ложи в большинстве и не знали о степени посв€щени€ их товарищей, начина€ после 4-го градуса. ¬ отличии от голубого масонства 1,2,3 степеней, 18-€ степень принадлежит к Ђкрасномуї масонству подразумева€ необходимость посто€нной войны с врагами ордена, допуск к зан€ти€м мистическими знани€ми и алхимией. 

¬тора€ странность относитс€ к назначению »вана »вановича в  рым, по собственному прошению. ».¬. “ункина утверждает что он работал в военных госпитал€х , но в ¬ысочайших приказах о чинах военных с 1811 по 1820 г., где помещались все производства и перемещени€ офицеров и чиновников в ¬оенном ведомстве его им€ не упоминаетс€. Ё.Ѕ. ѕетрова , упорно пишет, что он работал в ‘еодосийском ÷ентральном карантине, начина€ с 1812 г., но до 1822 г. когда его назначили √лавным ћедицинским „иновником ‘еодосийского ÷ентрального карантина , его в ежегодных списках чиновников ни по карантину, ни по ‘еодосийскому градоначальству нет. “ак что это вопрос требует дополнительного изучени€. ¬о вс€ком случае, √раперон в ‘еодосию действительно прибыл, поселилс€ в городе и активно участвовал ближайшие годы борьбой с чумой, впервые обратив на себ€ внимание во врем€ вспышки этой эпидемии в ‘еодосии и борьбы с ней в 1812-1813г . 

»так, 20 ма€ 1810г. √раперон ∆ан-Ѕатист, сын ќрлеанского прокурора и теперь русский военный медик назначаетс€ в  рым и Ђпосел€етс€ в г. ‘еодоси€ї, —юда же градоначальником 21 сент€бр€ 1810г. назначаетс€ статский советник —емЄн ћихайлович Ѕроневский . ѕоследний, бывший Ёкспедитор (начальник) ƒепартамента јзиатских дел ћинистерства »ностранных ƒел, уже €вно посв€щенный в некоторые масонские таинства, возможно или самим ј.ј. ∆еребцовым, или ћ.ћ. —перанским, давно уже превратившим ћ»ƒ в один из крупнейших вербовочных центров в масонские организации.   слову сказать большинство последующих градоначальников ‘еодосии назначались из сотрудников ћ»ƒ. 

«десь они застают не только активно стро€щийс€ город и стремитрельно растущее и богатеющее √радское общество, но и серьЄзную группу новых российских подданных Ц бывших италь€нских и французских купцов, давно создавших в ‘еодосии торговые конторы и имеющие похожие с √рапероном и Ѕроневским интересы Ц древним таинствам и древност€м “авриды. Ёто негоцианты √аллера јнжело, јморетти ƒементий и Ћогорио ‘еликс и р€д других более мелких. ѕоследние объединились в крупнейшую на ёго-востоке „ерного мор€ торговую компанию, легализованную 1 €нвар€ 1812 г. как ‘еодосийска€ страхова€ контора. 

Ѕроневский, застав уже более-менее налаженную его предшественниками, работу по строительству на развалинах старой  ефе, новой ‘еодосии нашел достаточно времени дл€ своих Ђисторических зан€тийї. —овместно со своими новыми знакомыми он не только знакомитс€ с древност€ми древней “авриды, но и активно собирает в посещаемых им районах наиболее примечательные экспонаты: античные и средневековые пам€тники, годные к транспортировке в ’ерсонесе-“аврическом, Ѕалаклаве,  ерчи, на “амани, своз€ их в ‘еодосию . ѕо его же инициативе, при поддержке, занимающего должность бургомистра ‘еодосийского √радского самоуправлени€ ј. ¬. √алеры , открывает в 13 ма€ 1811 г. ‘еодосийский музеум древностей, первое подобное учреждение на ёге –оссии . 

ћузей с 1811г. по 1862 г. помещалс€ в отведенной дл€ него довольно древней мусульманской мечети, определенной —.√. Ѕочаровым, как  ишла-ƒжами. –асполагалась она на ≈катерининской улице . ¬ 1871г. 4 июл€ здание было освобождено музеем и передано по Ћютеранско-≈вангелическую церковь. 

ѕоближе узнав друг друга и види опира€сь на многочисленные письменные и устные рекомендации братьев-масонов это сообщество становитс€ кост€ком создаваемой в ‘еодосии ложи »ордан. 

».». √раперон назначаетс€ учредител€ми ћастером стула, избираетс€ —.ћ. Ѕроневский ѕочетным мастером стула . √радусы посв€щени€ јморетти, √аллеры и Ћагорио не известны. Ќо именно в св€зи с этим, они были €вно не маленькими, кроме того. ј.¬. √аллера в 1817-1819гг. и.о. оратора ложи, а ‘. Ћагорио в 1817-1821гг. был еЄ главой - ћастером стула, а так же почетным членом лож ЂЁвксинского ѕонтаї (г. ќдесса) и ¬еликой ложи Ђјстре€ї (—-ѕетербург), а это уже само по себе говорит о многом. Ѕрат ‘еликса Ћагорио Ц »осиф до 1818 Ц 1819 гг. €вл€лс€ обр€доначальником ложи . ќтличительным знаком ложи был прин€т золотой равносторонний прорезной треугольник, в середине коего серебр€на€ вершина горы с водруженным на ней золотым крестом . 

ќстальна€ масса, ќ. ј.ѕлатонов определ€ет численность членов ложи 60 человек , называ€ имена 26 действительных еЄ членов и 5 почетных, имела небольшие степени посв€щени€: 1 (ученик), 2 (подмастерье), 3 (мастер) Ц т.н. голубое (—в. »оанна) масонство. 

ќ реальной работе ложи известно крайне мало, если пр€мо сказать Ќ»„≈√ќ. ƒа есть некотора€ информаци€, о системах, в которых в работала ложа, известно что за период с 1812 по 1822гг. в ней состо€ло около 60 человек, имена 31 из них установлены. »звестны (в общих чертах) биографии и образ мыслей и действий большинства из этих людей, все остальное домыслы и предположени€.  ак не одиозно это звучит, масоны всегда умели хранить свои тайны. ƒо сих пор уважаемые люди из системных, и не только, научных кругов и научных спецслужбы, только с усмешкой улыбаютс€ при первом упоминании о масонах. —ловом, как метко выразилс€ Ўарль ѕьер Ѕодлер Ђ—ама€ изощренна€ хитрость дь€вола состоит в том, чтобы уверить вас, что его не существуетї. 

— момента своего основани€ в 1812 г. ложа Ђ»ордан ‘еодосииї работала по общемасонскому ƒревнему и ѕрин€тому Ўотландскому ”ставу (ƒѕЎ”), в 1817-1818 гг. Ц по системе ¬еликого ¬остока ‘ранции (le rite Grand Orient de France), а в 1818-1819 гг. Ц по шведской системе (le rite Suedois) . ¬се они опирались на тот же ƒѕЎ”. –аботы велись на русском и французском €зыках. Ћожа объедин€ла представителей французской колонии, а также Ђрусских де€телей и артистовї. 

ѕо данным ј.». —еркова ложа Ђвела работыї в доме »осифа –уссено на »таль€нской улице (с 1945 г. ул. √орького) , по данным озвученным ѕ.». Ѕоссалини, а затем ». Ћевичевым, в доме позднее принадлежащем —. ’аджи, на перекрестке “урецкой (с 1926 г. ул. ∆ел€бова) и ¬иноградовской (совр. ћичурина) ул. ¬ ‘еодосийском ћузее ƒревностей, (в сотне метров от дома —. ’аджи) хранилс€ архив ложи и какое-то врем€ велись еЄ работы. 

Ђ—мена системї была св€зана со смещением Ђцентров силыї в русском масонстве. — момента своего основани€ Ћожа »ордан находилась в орбите Ђработї ƒиректориальной ложи Ђ¬ладимира к пор€дкуї. ѕоследн€€ во главе с ». ¬. ЅЄбером и св€занные с ней ложи шведской системы были к 1812г. единственными легальными ложами признанными на территории »мперии. ¬ —анкт-ѕетербурге в »ванов день 1815 г. , на торжественной јссамблее, русские вольные каменщики не смогли прийти к согласию и разделились на два лагер€, из-за чего ¬елика€ ƒиректориальна€ Ћожа Ђ¬ладимира к ѕор€дкуї фактически прекратила свои работы. Ўумный раскол среди братьев потребовал вмешательства со стороны властей. ѕравительством было постановлено считать прежнюю ¬еликую Ћожу упраздненной. ¬место нее разрешалось создать две новые ¬еликие Ћожи Ч друг от друга полностью независимые. Ѕлагодар€ активному участию и инициативе ≈гора Ёллизена - Ђчеловека высоких добродетелей, большой благотворительности, ума положительного, сторонника точной наукиї, как писала о нем историк русского масонства “ира —околовска€, - в 1815 году был учрежден союз из лож Ђѕетра к ѕравдеї, Ђѕалестиныї, Ђ»зидыї и ЂЌептунаї названный Ђјстре€ї. Ќазвание Ђјстре€ї - именование богини «олотого века и законности. ѕосле учреждени€ Ћожи Ђјстре€ї 30 августа 1815 г. на ¬остоке города —анкт-ѕетербурга, ее первым ¬еликим ћастером стал граф ¬асилий ћусин-ѕушкин-Ѕрюс. »менно к ней и примкнула ложа »ордан. ÷иркул€ром от 30 сент€бр€ 1815 г. все европейские великие ложи были уведомлены об образовании на ¬остоке города —анкт-ѕетербурга ¬еликой Ћожи Ђјстре€ї. ѕосле разосланного уведомление ¬елика€ Ћожа Ђјстре€ї получила признание от ¬еликого ¬остока ‘ранции. 

ƒл€ своих работ ¬елика€ ложа Ђјстре€ї избрала шведскую систему, прин€в, однако, за правило, что кажда€ из лож сама вправе выбирать себе любую из существовавших тогда в ≈вропе масонских систем. ƒемократи€, таким образом, в этом вопросе в мастерских ¬еликой ложи Ђјстре€ї была полна€ и несомненна€. 

»сследователь ».¬. “ункина, видимо опира€сь на какие-то неизвестные нам документы, говорит о распаде ложи начавшемс€ в конце 1816 г., в св€зи с отставкой —.ћ. Ѕроневского 2 но€бр€. ’от€ ложа просто сменила систему подчинени€. Ёто в принципе и не удивительно дл€ наших историков и краеведов леп€щих из несчастного —емЄн ћихайловича какого-то идола уже на прот€жении 200 лет. » ј.—. ѕушкин его любил и масоны на руках носили и Е он изобрЄл, наверное велосипед, а злые недоброжелатели все велосипеды сломали и отдали изобретател€ под суд, от чего он столь опечалилс€, что все изобретени€ прекратил. 

ƒовольно странную де€тельность вели члены ложи Ћагорио ‘., јморетти ј.ƒ. и √алера ј. ¬. —касси –.ј. на северном  авказе в 1811-1812 гг. 

∆урнал Ђ¬округ —ветаї утверждает Ђќдновременно действовали и французско-имперские агенты. ¬ 1811 году в  рыму три италь€нца, ‘еликс Ћагорио (отец пейзажиста Ћьва ‘еликсовича Ћагорио), јморетти и √аллера, создали компанию дл€ торговли с ћингрелией и »меретией. ƒиректор - ‘еликс Ћагорио, неаполитанский консул, был давним шпионом Ќаполеона. –усский историк Ќ.‘. ƒубровин по этому поводу писал ЂЕ име€ толпы эмигрантов, живших в –оссии, многочисленных природных шпионов, император французов зорко следил за всем происход€щим. ≈динственного, кого попытались привлечь к ответственности за военную контрабанду на  авказе был —касси –.ј . Ќо эта тема требует дальнейшего изучени€. 

—огласно »менному указу ≈.».¬. »мператора јлександра ѕавловича от 1 августа 1822г. ћинистру ¬нутренних ƒел графу ¬.ѕ.  очубею, ¬—≈ тайные общества действующие в »мперии, включа€ и масонские были запрещены. ћало того, при вступлении на службу, в том числе и по выборам, а так же наход€щиес€ на службе чиновники об€заны были давать расписку о том, что в тайных обществах в »мперии и заграничных не состо€т, и впредь состо€ть не будут. 

Ћюдвиг ѕетрович  олли завершает очерк биографии ».». √раперона публикацией оттиска печати ложи Ђ»орданаї с изображением трЄх крестов на горе из каменных глыб и надписью Ђdu Iourdan a Theodosieї и словами Ђ√овор€ о √раппероне, мы считали бы нашу задачу биографа не вполне исполненной, если бы не прибавили, что он в ‘еодосии, и веро€тно во всей “авриде, сто€л главою ‘еодосийской масонской ложи Ђ»орданї, печать этой ложи хранитс€ [на 1911г. выставл€лась в еще ћузее древностей .] в ‘еодосийском музее. (Е) Ќам помнитс€ лет 20 тому назад мы видели, принадлежащие √рапперону отличительные атрибуты масонства: белый с красной каймою в фестонах передник, лопаточку каменщика, меч и треугольник. Ёти последние указывают на высокую степень √рапперона в иерархии братства Ђ»орданаї. Ётому последнему обсто€тельству следует приписать неожиданное после смерти √рапперона прибытие в ‘еодосию одесского масона “абу [правильно “етбу] де ћариньи, который, по словам дочери доктора, собрал и увез собою всю его переписку, много рукописей и документовї. «а€вление несколько странное, 20 лет назад, т.е.  олли эти атрибуты видел около 1885г., “етбу де ћариньи вывозил архив после смерти √рапперона, после 1848г., а умер он в 1852г., т.е. вывезти описанные  олли вещи, т.е. треугольник, меч и т.д., €вно не мог. Ёто несколько удивл€ет, так как  олли, в отличии от сменившего его, на должности директора музе€, ¬.ƒ. √еймана был вполне адекватен. »ли текст был написан, лишь бы отсталиЕ м€гко говор€. »звестны, на сегодн€шний день 2 экземпл€ра этого треугольника, один хранилс€ в –ум€нцевском музее, второй в коллекции ќтдела ћеталлов √осударственного »сторического ћузе€ , сейчас находитс€ в √осударственном музее »стории религии, коллекци€ ƒ.√. Ѕурылина (инв. є ј-1773/21-IV). “.е. складываетс€ любопытна€ картина: приезжает видный масон высокого уровн€ посв€щени€ изымать архивы ложи »ордан и личные документы ».». √рапперона. ¬ывозит документы, т.ч. принадлежащие музею древностей: карту  афы составленную ».». √раппероном с обозначением Ђкрасивых защитных стен, его многочисленных зданий и засохших фонтановЕї . “ак же пропали монеты золота€ ‘ракийского цар€ Ћисимаха и серебр€на€ ћакедонского цар€ ‘илиппа II, подаренные музею цесаревичем Ќиколаем ѕавловичем в 1818г., вместе с другими монетамиЕ . ѕолного списка мы пока не знаем. ¬ то же врем€ важнейшие символы Ћожи, как то: 2 треугольника, меч, лопатку Ц символы ложи и неотъемлемую часть св€щенных дл€ каждого масона обр€дов, полное облачение ћастера стула, печать ложи “етбу де ћариньи просто оставл€ет в ‘еодосийском музееЕ? 

–€д исследователей истории ‘еодосии, в том числе наиболее авторитетный из них д.и.н. ѕетрова Ё.Ѕ. утверждает, что основную массу из них “етбу де ћариньи передал в ќдесское общество истории и древностей, Ђблагодар€ чему они не пропалиї, как будто в ќќ»ƒ он сдавал их по описи, а в ‘еодосии по описи принимал. ¬ 1874г. документы периода 1818-1848г. собрал секретарь ќќ»ƒ Ќ.Ќ. ћурзакевич и ныне хран€тс€ в фонде ќќ»ƒ »нститута рукописей Ќациональной библиотеки ”краины им. ¬.». ¬ернадского (‘.5. ƒ.1130Ц1185). √де, например, монеты подаренные музею цесаревичем Ќиколаем ѕавловичем в 1818г.? 

ћногие исследователи сход€тс€ во мнение, что царствование јлександра I было Ђзолотым векомї дл€ масонов. Ѕлагодар€ масонам на пост главнокомандующего во врем€ ќтечественной войны 1812 г. был, выдвинут один из братьев -  утузов ћ.», об этом пишет —околовска€ “.ќ.. ћногие авторитетные современники и историки писали о, м€гко говор€, служебном несоответствии,  утузова. 

“ак или иначе, но с восшествием на престол јлександра I масонство практически полностью выходит из Ђподполь€ї, привлекает в ложи многих политических, общественных де€телей, государственных людей, ученых, писателей, эпоха гонений безвозвратно ушла в прошлое. ’от€ по скрыта€ де€тельность Ћожи »ордан во главе с ».». √рапероном продолжалась . 

»меютс€ сведени€ о де€тельности ложи розенкрейцеров также именуемой Ђ»орданї в ‘еодосии в 90-х годах XIX века, а в 1914-1916 гг., в ‘еодосии действует уже мастерска€ Ђ»орданї, под патронажем ложи ЂЌарциссї в  иеве (шотландского устава). —реди членов ложи, керчанин “ерапиано ёрий  онстантинович. 

Ќесомненно, идеи распростран€емые Ђвольными каменщикамиї в ‘еодосии, повли€ли на воображение и предопределили судьбу ѕавла ƒмитриевича ћазганы, одного из первых выпускников ‘еодосийского уездного училища. 

–од ћазгана в –оссии по€вилс€ в 80х годах XVIII века, когда, во врем€ –усско-турецкой войны, три двор€нина греческой нации г. Ћакедемона - ƒмитрий ћазгана и два его брата Ќиколай и ‘Єдор поступили добровольцами на „ерноморский флот, действующий в јрхипелаге. 

¬ 1792-1794 годах подполковнику ƒмитрию ћазгана, за доблестную службу в »мператорской армии были пожалованы земли в  рыму, в том числе 1300 дес€тин в ‘еодосийском уезде, при деревн€х  орчелах, Ѕеш Ѕел€в и Ѕоташ . —ам он поселилс€ с семьЄй в ‘еодосии и был приписан к Уƒвор€нам греческой нации “аврической губернииФ. ¬скоре ƒмитрий ћазгана оставил армию и перешЄл на гражданскую службу в чине коллежского советника. ¬ самой ‘еодосии ему принадлежал каменный дом и семь торговых лавок. 

¬ 1802 году у него в семье по€вилс€ первый сын, его крестили в √реческой ¬веденской церкви именем ѕавел.  огда мальчику исполнилось 8 лет, его отдали учитьс€ в городское приходское училище. ¬ мае 1812 г. ѕавел блест€ще сдал выпускные экзамены из высшего класса и в числе 15 наиболее способных учеников отобран в 1-й класс, только создаваемого, старани€ми градоначальника —емЄна Ѕроневского, ‘еодосийского уездного училища. 

«десь он получил довольно обширное, дл€ учебных заведений такого класса образование. »зучались немецкий, французский, турецкий и греческий €зыки, российска€ грамматика, всеобща€ географи€, всеобща€ и российска€ истории. ¬ 1817 году ѕавел окончил учЄбу, сдав экзамены и начал готовитьс€ дл€ поступлени€ на военную службу, решив идти по стопам отца. 

17 сент€бр€ 1818 г. он был зачислен в ѕензенский пехотный полк, с присвоением чина подпрапорщика, в соответствии с полученным гражданским образованием. 12 сент€бр€ 1821г. ѕавлу был присвоен чин портупей-прапорщика, а ещЄ через два года - 17 июл€ 1823 был пожалован его первый офицерский чин - прапорщик. ѕримерно в это врем€ скончалс€ его отец ƒмитрий ћазгана, и мать вышла замуж вторично за коллежского советника –ымаренкова (–ымаренко). 

ƒополнительна€ информаци€

  данному проекту пользователи не добавл€ли еще информации.

 омментарии

Ќа карте


ћы в соцсет€х ¬контакте facebook ќдноклассники
сетевое издание "“ульские бренды", учредитель ќќќ "“ульские новости", главный редактор ¬острикова ќ.√., ©2017
300026, г. “ула, 300041, г. “ула, пр. Ћенина, д. 57, оф. 301
+7 (4872) 710-803
mazov@newstula.ru
16 +
—оздание сайтов реклама в “уле
Ќаверх