• ѕоиск по сайту

ѕј——ј∆»– Ђ‘»Ћќ—ќ‘— ќ√ќ ѕј–ќ’ќƒјї

¬иктор јлександрович –ышков
јвтор:
ќльга
ƒобавлено:
2016-11-30 15:45:22
ѕоделитьс€:

”влекшись на прот€жении р€да лет историей русского драматического театра, € старалс€ приобретать по возможности все так или иначе св€занное со сценой - от научных монографий, мемуаров известных артистов, театральных хроник до репертуарных сборников и театральных афиш. ќдним из приобретений стала пьеса попул€рного в свое врем€ драматурга ¬иктора –ышкова Ђ«мейкаї. Ёто был отдельный оттиск драматического произведени€, возможно €вл€вшийс€ частью какого-то репертуарного сборника, изданного в ѕетербурге незадолго до ѕервой мировой войны. ќтпечатанный на второсортной бумаге, старани€ми автора оттиск был облачен в из€щный зеленовато-синего цвета коленкоровый переплет, на котором золотым тиснением были указаны не только его им€, название произведени€ и год издани€, но и слова Ђќт автораї. ѕоследнее €вно свидетельствовало о подарочном характере моего приобретени€.

«мейка.JPG 
¬.ј. –ышков. 
Ђ«мейкаї. 
ќбложка и автограф. 

“ак оно и оказалось: необычное издание украшал еще и автограф, или, как сейчас прин€то говорить, инсрипт: Ђ≈вдокии Ќиколаевне ¬езломцевой на пам€ть. ¬иктор –ышков. 10 но€бр€ 1912 г.ї.  то така€ ≈.Ќ. ¬езломцева (фамили€ не очень распространенна€, но реально существующа€) и почему издание, подаренное в ѕетербурге, оказалось в “уле, в букинистическом магазине на Ћенинском проспекте, мне установить не удалось. 

«ато судьба драматурга оказалась весьма не заур€дной, заставив перелистать уйму справочников, театральных мемуаров и прочей литературы. ѕозволю рассказать о нем подробнее. ¬иктор јлександрович –ышков - писатель-прозаик и драматург родилс€ 1 €нвар€ 1863 года (по новому стилю) в —лободе ћышанка —тарооскольского уезда  урской губернии в семье помещика средней руки. Ќыне эта территори€ Ѕелгородчины. ѕодробные сведени€ о его отце јлександре Ќиколаевиче –ышкове хран€тс€ где-нибудь в архивной коробке. ќ матери, јнне ѕалладиевне, урожденной Ѕукреевой, известно больше. ѕо рождению она принадлежала к одному из старейших двор€нских родов  урской губернии. ќснователем этого рода был некто Ѕукрей, служивший переводчиком татарского улуса в  рыму. ¬о врем€ одного из набегов на –усь Ѕукрей похитил дочь воеводы.  ак свидетельствует старинное предание, под ее вли€нием он с несколькими приближенными прин€л православие и перешел на службу к московскому государю, попросив дать ему земли на поселение. ћесто дл€ будущего поместь€ выбирали долго и остановились на земл€х, впоследствии ставших частью ўигровского уезда  урской губернии и ћалоархангельского уезда губернии ќрловской. Ќа старых топографических картах этих губерний можно найти несколько Ѕукреевок, все они когда-то принадлежали потомкам Ѕукре€, род которого разросс€, пустил глубокие корни на благодатной почве российского черноземь€. ќтцу јнны ѕалладиевны принадлежала Ѕукреевка, располагавша€с€ близ села —вина€ ƒубрава, переименованного в последствии Ђиз-за неблагозвучи€ї в Ђ—вободную ƒубравуї, название глуповатое, чисто советское. Ќа месте бывшей усадьбы, разрушенной в конце 1930-х годов, сохранились лишь заросший пруд и остатки барского сада. —таринный кирпич пошел на строительство сельской школы и клуба. 

¬иктор јлександрович был женат на —офье ≈вгеньевне, урожденной Ёбергард (1867-1926). ѕлодами их супружества стали три сына ≈вгений, Ћев и ѕалладий, и дочь √алина. 

≈.¬. –ышков.jpg —.≈. –ышкова.jpg 
≈вгений ¬икторович –ышков 
—офь€ ≈вгеньевна –ышкова 

¬ молодые годы ¬иктор –ышков бредил театром и даже выступал на провинциальной сцене. Ёто не могло не вызвать нареканий со стороны благородного семейства. ”колам самолюби€ молодой актер был не чужд, и вскоре открыл в себе другое дарование - литератора. ёноша остепенилс€ и с завидным упорством зан€лс€ трудом более престижным в иерархии двор€нских ценностей, литературным. ≈го первый рассказ Ђ¬оврем€. ƒеревенские картиныї был опубликован в ѕетербурге в 1888 году. ¬ 1896 году в ћоскве –ышков издает свою повесть Ђ¬ паутине («емлевладельческа€ эпопе€)ї, в 1898 году Ц роман Ђќсобый мирї. ƒеревню он знал хорошо и писал о ней достоверно. ¬ годы первой русской революции –ышков публикует свои рассказы ЂЌа каторгеї, Ђѕилаї, Ђћагомет и ћишаї. 

¬ драматургию –ышков вошел пьесой с символическим названием Ђѕерва€ ласточкаї, опубликованной в 1904 году в ѕетербурге, и в зимний сезон 1904-1905 годов поставленной на сцене ћалого театра. Ђѕервой ласточкойї, котора€ должна была принести весну новой жизни в русскую деревню, по замыслу автора, должен был стать некто “ихон ”хватов. (≈го роль в спектакле сыграл будущий корифей ћалого театра ћихаил Ћенин, в то врем€ только начавший свою сценическую карьеру). ѕолучив университетское образование, “ихон ”хватов не стремитс€ к чиновничьему благополучию. ” него более высокие замыслы. ќн возвращаетс€ в родную деревню, живет в доме отца на положении батрака и пытаетс€ перевоспитать местных кресть€н посредством устройства школы и постановки любительских театральных спектаклей. Ќо безволие “ихона и работа в одиночку не принос€т желаемых результатов. ∆изнь юноши трагически обрываетс€ самоубийством. 

» пьесу, и ее сценическое воплощение критика сочла неудачными. ∆урнал Ђ–усска€ мысльї назвал произведение начинающего драматурга Ђистрепанной тетрадкой прописной моралиї. ƒл€ этого имелись весомые основани€. «а театральными стенами закипала революци€. ѕоднимал голову городской пролетариат, его поддержала демократическа€ и даже либеральна€ интеллигенци€. Ѕурлила, готова€ взорватьс€ бунтами, деревн€. ј на сцене юноша-толстовец, стрел€ющий в себ€, а не в тех, кто подавл€л народ! –азве такой сценический герой требовалс€ экзальтированной революцией публике? 

Ќаперекор неудаче –ышков беретс€ за создание новых произведений, начинает активные поиски себ€ в драматургии. ¬ последующие годы пьесы, прежде всего комедийные, посыпались как из рога изобили€. ¬ 1905 году из под его пера вышли ЂЅолотный цветокї и Ђƒень денщика ƒушкинаї. ¬ 1906 году увидели свет и были поставлены Ђ—клепї и Ђ∆еланный и неожиданныйї, в 1907 году Ц ЂЅеспечальныеї (Ђ¬олнаї), в 1908 году Ђ азЄнна€ квартираї, в 1909 году - Ђќбывателиї, в 1912 году Ц Ђћартобр€ 86-го числаї и Ђ«мейкаї, в 1914 году Ц Ђкомедийка в 1-м действииї Ђ„то узнали старушкиїЕ –епертуарность пьес –ышкова, несмотр€ на их видимую социальную приглушенность, росла с каждым театральным сезоном и в столицах и в провинции. Ћегкость жанра была привлекательна, но и подтекст комедий, порой едкий, сатирический, не оставл€л равнодушными посв€щенных. ќсобенно в период постреволюционного безвремень€. 

ѕараллельно с работой над драматическими произведени€ми –ышков пишет прозу. ¬от содержание сборника рассказов, вышедшего в 1909 году: Ђѕрос€щему у теб€ Ц дайї, Ђѕри исключительных обсто€тельствахї, Ђ√орька€ дол€ї, Ђќ чем они ахали и охалиї, Ђƒозналс€ї, Ђ¬ыдумки деда ѕотапаї, Ђ¬торой по несчастью человекї, Ђ¬еселенька€ истори€ї, Ђ¬ св€тую ночьї, Ђѕаучекї. ѕестрота повествований Ц пестрота жизни, отражение ее контрастности. 

≈го часто ругали и редко хвалили критики. ѕо мнению Ђумеренныхї, произведени€ –ышкова не выдел€лись из многочисленного потока материалов дл€ Ђлегкого чтени€ї, наполн€вших журналы ЂЌиваї и Ђ–одинаї, в которых он посто€нно сотрудничал.  ритики Ђпосуровееї ввели в оборот уничижительное Ђрышковщинаї. ≈го осуждали за мелодраматичность, за то, что вопросы общественно-политической жизни –оссии он ставил Ђвесьма неглубокої, что герои его ходульны и отвлеченны, что отрицательные персонажи живее и €рче положительных.  ак показывают архивные разыскани€ Ќ.ј. ѕрозоровой, не очень-то любила –ышкова и царска€ цензура . Ќо каждому, как говоритс€, свое, и вс€кому мил не будешь! 

¬ статье, посв€щенной театру јлександра Ѕлока, Ќиколай √умилев писал: Ђ“еатр Ѕлока охватывает дес€ть лет сумеречно-рассветных от малой революции до ¬еликой ¬ойны. Ёто тот новый репертуар, который вопреки важным директорам театров, поклонникам –ышкова и “рахтенберга, шел пр€мо из сердца русского общества к сердцу каждого отдельного его представител€. » победы, и поражень€ у поэта и его аудитории одни и те же. —ила Ѕлока в его чувствованьи ритма, двигающего массамиї. 

 онечно, по сравнению с Ѕлоком –ышков был менее даровит и в чем-то старомоден. Ќо сказать, что он не чувствовал Ђритма, двигающего массамиї, нельз€. ќн чувствовал этот ритм по-своему. ≈го художественное мышление было многообразно. ≈му были близки идеалы т.н. Ђсреднего классаї, той прослойки русского общества, котора€ видела будущность страны не к кровавой революции, а в мирном эволюционном развитии, в прогрессе через демократию, просвещение, культуру, честное частное предпринимательство, эмансипацию женщин. 

 ак писатель и драматург –ышков не был посредственностью. ѕризнать это значило бы обвинить театральные труппы и их режиссеров в безвкусии, а театральную публику в сотворении ложного кумира. ѕьесы ставились на сценах лучших столичных и провинциальных театров: московского ћалого, петербургского јлександринского, театра  орша, театра Ћитературно-художественного общества, театра Ђ ривое зеркалої (—ѕб), петербургского —овременного театра, Ќового русского театра драмы и комедии. ≈го пьесами нередко открывали театральные сезоны. ¬ спектакл€х по произведени€м драматурга были зан€тые талантливые актеры Ц ћ.‘. Ћенин, Ќ. ћ. –адин, ј.ј. яблочкина, ћ.ћ.  лимов, Ћ.ƒ. –ындинаЕ ¬сего этого не было бы, не обладай драматург художественной индивидуальностью. 

–азвива€ любимую деревенскую тему и шага€ за ее пределы, –ышков рассматривал широкий круг вопросов окружавшей его жизни. ќн высмеивал старое барство, чиновничье слабоумие, кулацкое хищничество и прочие пороки современного ему общества, защищал права женщин, сочувствовал революционной молодежи. » не так уж слаб и ходулен был его положительный герой Ц сторонник прогресса, честного предпринимательства, мечтающий подчас о счастье целого мира. 

Ќесмотр€ на большую зан€тость литературной де€тельностью,  –ышков не чуждалс€ общественной работы как член —овета »мператорского –усского театрального общества и правлени€ —оюза драматических и музыкальных писателей. 

—очиненна€ в 1912 году Ђ«мейкаї вошла в репертуар многих театров, любительских театральных обществ. ¬ ћалом театре ее поставил ≈.ј. Ћепковский, впоследствии народный артист –—‘—–. ¬ номере 32 журнала Ђ“еатр и искусствої за 1913 год € натолкнулс€ на любопытную корреспонденцию из “улы: Ђ¬ театре общественного собрани€, за несколько часов до представлени€, распор€жением местной администрации была сн€та с репертуара пьеса Ћ. јндреева Ђјнфисаї, котора€ была объ€влена в бенефис г-жи  олосовой. ѕришлось запрещенную пьесу заменить экспромтом Ђ«мейкойї –ышковаї. 

ѕримечательно, что Ђ«мейкуї, попул€рную на драматической сцене, пробовали ставить и как музыкальный спектакль, причем без каких-либо изменений текста. ћузыку писали неплохие композиторы, такие, например, как опереточный дирижер ¬.ќ. Ўпачек, много лет дирижировавший оркестром в ѕалас-театре и Ћетнем Ѕуффе. ќценива€ музыкальную постановку комедии, осуществленную Ќ.Ќ. ≈вреиновым, историк оперетты ћ.ќ. янковский писал, что музыкальное начало при этом €вл€лось лишь дополнительным аксессуаром. ЂЁто была комеди€ с пением. ’ор за сценой, изображающий помещичью дворню и поход€ распевающий псевдонародные мелодии, должен замен€ть собою опереточную массу.  уплеты и дуэты, содержание которых не движет сюжет и к тому же заранее предопределено прозаическим диалогом, должны представл€ть собой подобие большой музыкальной формы. ѕублика и критика прекрасно чувствовали случайность, неорганичность и несамосто€тельность музыки, использующей и мещанский романс, и эстрадно-куплетную форму, и подобие народной темы, но прощали дефекты Ђ«мейкиї потому, что действие происходило в русском чиновничьем доме, в русской дачной местности и что персонажи носили русские фамилииї. 

Ёти строки были написаны тогда, когда все досоветское, как правило, осуждалось, высмеивалось. Ќо не в этом суть. –оссийска€ оперетта в те годы только зарождалась, ее режиссура стремилась отойти от заграничных штампов. 

ƒарственна€ надпись на моем экземпл€ре Ђ«мейкиї - не единственный сохранившийс€ инскрипт ¬.ј. –ышкова. ¬ фонде сектора редких книг –оссийской государственной библиотеки по искусству, основу которой заложили в 1921 году пожертвовани€ актеров и режиссеров ћалого театра, а также ќбщества русских драматических писателей, хран€тс€ 4 книги с автографами писател€. “ри из них адресованы великой драматической актрисе јлександре јлександровне яблочкиной, и одна - јлександре  онстантиновне янушевой, актрисе, выступавшей в то врем€ в ’арькове. ќбе они были исполнительницами роли Ћидии ¬ал€евой в комедии Ђ азенна€ квартираї, яблочкина к тому же сыграла ќльгу —ветланову в комедии –ышкова Ђѕрохожиеї. ќсобенно трогательно обращение к яблочкиной на титуле первого тома Ђ—обрани€ драматических произведенийї: ЂЕѕодружили нас ЂЋиди€ї и Ђ—ветлановаї, Ч и теперь уже никто не раздружит. ќчень люб€щий ¬ас автор. 1913ї. Ёто и подарок, это и признание, и напоминание о рол€х, сыгранных яблочкиной в пьесах –ышкова. 

—пектакли по пьесам –ышкова имели своего зрител€ и в первые годы советской власти, до по€влени€ новой революционной драматургии, советских агиткоммедий и “–јћов. ¬ частности, в репертуаре јлександринского театра тех лет числилась его пьеса Ђќбывателиї. ¬от интересное свидетельство эпохи - сообщение журнала ЂЅ»–ё„ ѕетроградских государственных театровї о том, что в середине июн€ 1919 года Ђ Егруппа артистов √осударственной драмы, во главе с Ќ.ѕ. Ўаповаленко и ».¬. Ћерским, уезжала в “ихвин, где дала два спектакл€ (Ђ—вадьба  речинскогої и Ђ«мейкаї). јртистам вознаграждение было продуктами: на человека 10 ф. муки, 10 ф. хлеба, 5 ф. масла, 5 ф. сахара и 5 ф. варень€ї. 

1922 год обернулс€ драматургу маленькой радостью и большой печалью. –адостным событием стала публикаци€ ¬ологодским отделением государственного издательства его новой комедии в 4-х действи€х ЂЅылоеї (Ђ√убернаторї). —обытием печальным и драматическим была высылка –ышкова (вместе с семьей) из –оссии как элемента, враждебного советской власти. ¬ составе большой группы философов, ученых, писателей он был выдворен из страны на печально знаменитом Ђфилософском пароходеї. ¬ соседних каютах теснилс€ весь цвет русского образованного общества: Ќ.ј. Ѕерд€ев, —.ј. Ѕулгаков, Ќ.ќ. Ћосский, Ћ.ѕ.  арсавин, ».ј. »льин, социолог с мировым именем ѕ.ј. —орокин, группа математиков во главе с деканом физико-математического факультета ћосковского университета, видным астрофизиком ¬.¬. —тратоновым, известный психолог академик ».». Ћапшин, крупный театровед и режиссЄр Ќ.Ќ. ≈вреинов, писатель ћ.ј. ќсоргин и другие, Ђопасныеї дл€ нового режима элементы. 

¬прочем, высылка из –оссии не была дл€ супругов –ышковых большой неожиданностью. Ќесколько лет они находились в ожидании чего-то трагического. ¬ атмосфере нараставшего красного террора они вр€д ли могли рассчитывать на снисхождение, ведь их старший сын ≈вгений оказалс€ в стане активных противников новой власти. ¬ справочных издани€х (эмигрантских и российских) он представлен как военно-общественный де€тель, журналист и писатель, публиковавший свои произведени€ под псевдонимом ≈вгений “арусский. ƒо окт€брьской революции служил в чине подпоручика по јдмиралтейству. –еволюцию не прин€л. ¬ начале гражданской войны стал активным участником белого движени€.  ак р€довой-доброволец 2-го ќфицерского стрелкового генерала ƒроздовскаго полка участвовал в бо€х с  расной јрмией. — 1920 года во флоте, эвакуировалс€ из  рыма на миноносце, команда которого, в конце концов, обосновалась на французской ферме под ћарселем. 

¬ середине 1920-х годов ≈вгений ¬икторович редактировал эмигрантскую газету издател€ ¬.¬. ќрехова Ђ√аллиполиецї. ¬ 1928 году в ѕариже в издательстве Ћ. Ѕерезн€ка он издает свой первый роман ЂЁкипаж "ќдиссеи"ї, носивший автобиографический характер. ¬ романе в юмористических тонах описывалась эпопе€ эвакуации белой армии из  рыма на миноносце. ѕервый роман –ышкова-“арусского сразу же принес ему большую известность в русской эмиграции, особенно среди военных. ѕосле этого его литературна€ и журналистска€ де€тельность развивалась, как говоритс€, по нарастающей. 

¬ 1929 году в ѕариже вместе с ¬.¬. ќреховым и —. . “ерещенко ≈вгений ¬икторович налаживает издание журнала Ђ„асовойї. ¬ 1931 году редакци€ журнала осуществила выпуск уникального дл€ эмиграции военного справочника Ђјрми€ и флотї. »здание содержало ценнейший материал русских военных дел за рубежом и напоминало ежегодные выпуски Ђѕам€тных книжекї, издававшихс€ военным ведомством императорской –оссии. 

≈вгений ¬икторович автор двух небольших сборников рассказов, выпущенных русскими эмигрантскими издательствами в  итае в 1920-1930-е годы. ¬ книгу Ђ≈го ¬еличество случай: рассказы о неведомомї (“€ньцзинь: Ђ¬ит€зьї, 1927) вошли такие произведени€ как ЂЌа страже ночного ѕарижа: записки русского стражникаї, Ђ∆Єлтый чемоданї, Ђ≈го ¬еличество случайї, Ђ–ыжа€ї, Ђ—таромодна€ каретаї. —одержание книги Ђ—еребр€ные туфелькиї (“€ньцзинь: ЂЌаше «наниеї, [б.г.]) составили рассказы Ђ—виданиеї, ¬ысота 912ї, Ђ“оварищ  истеневаї, Ђƒача на озереї, Ђѕремьерї, Ђ¬ чужих домахї. ¬ периодических издани€х русской эмиграции периодически публиковались стихотворные сочинени€ ≈.¬. –ышкова-“арусского. 

¬о врем€ ¬торой мировой войны ≈.¬. –ышков-“арусский-–ышков был приглашен генералом ѕ.Ќ.  расновым в Ђ азачий —танї дл€ литературной и пропагандистской работы. ¬месте с чинами и командованием Ђ азачьего —танаї он попал в плен к англичанам под Ћинцем, содержалс€ в лагере и должен был быть передан советским власт€м. ≈вгений “арусский разделил судьбу многих казаков и их семей. ¬ день выдачи в руки Ќ ¬ƒ 29 ма€ 1945 года он покончил с собой в лагере военнопленных в јвстрии. 

Ќо вернемс€ к отцу ≈вгени€ ¬икторовича, который всегда был далек от политики. ¬месте с женой и дочерью –ышков оказалс€ сначала в √ермании, а затем во ‘ранции. ќни поселились в местечке ћасси недалеко от французской столицы. Ѕыва€ в ѕариже, ¬иктор јлександрович посещал клуб —оюза русских писателей и журналистов, ќбщество русских студентов дл€ изучени€ и упрочени€ слав€нской культуры, где выступал на литературно-музыкальных вечерах с чтением своих произведений, участвовал в постановке спектаклей любительскими коллективами. ѕри активном участии јлександра »вановича  уприна в 1923 году в ѕариже был организован творческий вечер, посв€щенный 35-летию литературной де€тельности ¬.ј. –ышкова. ¬ 1924 году в –усском драматическом театре режиссером ѕ.√. —пицыным была поставлена комеди€ –ышкова ЂЌачало карьерыї, написанна€ в 1914 году. 

¬ конце июл€ 1924 года ¬иктор јлександрович ушел из жизни и был похоронен на кладбище ƒимарес. —казались переживани€ и мытарства последних лет. ¬ апреле 1925 года русска€ община ѕарижа почтила пам€ть –ышкова постановкой Ђ«мейкиї. »звестны и другие постановки произведений драматурга. ¬ 1930 году в »нтимном театре ƒины  ировой в ѕариже, например, шла его пьеса Ђѕрохожиеї. 

 ое-что Ђиз –ышковаї по€вл€етс€ и в наши дни. ≈го комеди€ Ђ лЄн, барон и јгафонї в 2014 году вошла в аудиокнигу (юмористическую хрестоматию) Ђ¬еселые страницыї. 

¬от с такой не простой Ц извилистой Ц судьбой мне удалось познакомитьс€, вз€в в руки небольшую книжку под названием Ђ«мейкаї.

ƒополнительна€ информаци€

  данному проекту пользователи не добавл€ли еще информации.

 омментарии

Ќа карте


ћы в соцсет€х ¬контакте facebook ќдноклассники
”чредитель: ќќќ Ђ“ульские новостиї, √лавный редактор ¬острикова ќ.√. 2018 © btula.RU | Ђ“ульские Ѕрендыї
Ёлектронна€ почта редакции: info@sports71.ru
“елефон редакции: 8 (4872) 710-803
јдрес редакции: г. “ула, пр-т Ћенина, д. 57, оф. 310
—видетельство о регистрации —ћ» ЁЋ є ‘— 77 - 72275 от 24.01.2018г. ¬ыдано ‘едеральной службой по надзору в сфере св€зи, информационных технологий и массовых коммуникаций
адрес редакции 300026, г. “ула, 300041, г. “ула, пр. Ћенина, д. 57, оф. 301
телефон редакции +7 (4872) 710-803
mazov@newstula.ru
16 +
—оздание сайтов реклама в “уле
Ќаверх