• ѕоиск по сайту

¬≈–≈—ј≈¬ Ц ѕ”Ў »Ќ»—“

¬.¬. ¬ересаев. 1920-е гг.
јвтор:
ќльга
ƒобавлено:
2016-11-30 01:07:35
ѕоделитьс€:

Ѕольшинство русской интеллигенции, в первую очередь творческой, восприн€ло ќкт€брьскую революцию 1917 года как трагедию, событие, похоронившее культуру, нравственность и духовные основы русской жизни, поправшее права человека на убеждени€ и свободу. » чем дальше укрепл€лось государство пролетарской диктатуры, тем сильнее росло недоверие к нему. 

ѕроисход€щее в стране острой болью отзывалось в сердцах тех, кого было прин€то считать живой совестью –оссии. ѕоведением узурпировавших власть большевиков были возмущены даже их недавние попутчики, такие, как ћаксим √орький и ¬икентий ¬ересаев. —ловно сговорившись, они тревожным набатом взывали к совести распо€савшейс€ толпы, призыва€ ее прекратить самосуды, грабежи, насилие. 

“олько отдельные оптимисты, генетически привыкшие к страдани€м и гонени€м в силу своей национальной принадлежности, не унывали и позвол€ли себе шутить, как шутил ¬севолод ћейерхольд: Ђѕосмотри, “амарочка, в окошко - не кончилась ли советска€ власть?ї. 

Ќо советска€ власть не кончалась. ќна закрыла оппозиционные газеты, разогнала ”чредительное собрание, стала подвергать арестам ни в чем не повинных людей. ћаразм Ђновой жизниї крепчал, провозглаша€ лозунгом дн€ острую классовую борьбу даже в тихих переулках больших и малых городов. »нтеллигенции надо было как-то жить-выживать, старатьс€ не думать о добре и зле, утешать себ€ мыслью: Ђ–еволюции Ц они все такие!ї. 

Ѕольшевикам же было важно другое: привлечь на свою сторону всех, кого можно - и живых и мертвых. „то касаетс€ живых Ц дл€ них есть и кнут, и пр€ник. ” одних можно подавить волю чекистским застенком, ссылкой на —оловки, кому-то можно предложить пролетарский паек, непыльное кресло в новом аппарате власти, должность Ђкрасного профессораї или Ђпролетарского писател€ї. 

  умершим отношение было несколько иное. »х надо было отсортировать, выбрать тех, кто хоть как-то в свое врем€ сочувствовал революционерам, и канонизировать как предтечей пролетарской революции. ƒл€ этих целей был придуман ленинский план монументальной пропаганды и другие подобные меропри€ти€. ‘игурой номер один в литературном списке был конечно же јлександр —ергеевич ѕушкин.  ак и автор знаменитой фразы Ђѕушкин Ц наше всЄї критик јполлон √ригорьев, большевики понимали значение поэта в Ђпереворотномї времени и Ђреволюционномї пространстве. 

 анонизаци€ ѕушкина как революционера началась практически сразу после прихода к власти большевиков и продолжалась несколько лет, до тех пор, пока провозгласившие себ€ Ђединственными насто€щими представител€ми революционного искусстваї Ћ≈‘овцы не за€вили об отказе от художественных традиций русской классики и не выступили с громогласными призывами: Ђƒолой ѕушкина с корабл€ революции!ї. 

”же первые пролетарские отрывные и настольные календари, с момента их изобретени€ любимые в народе, указывали в соответствующих стать€х-агитках на то, что ѕушкин был революционером и почти что декабристом. 

Ќа этой почве стали даже по€вл€тьс€ анекдоты о ѕушкине и большевиках, безобидные вроде бы, но с €вным подтекстом.  ак, например, такой. ¬ одной из коммунистических €чеек, а может быть и в рабочем клубе, организовали диспут Ц Ђнашї ли ѕушкин или Ђнетї. ќдни утверждали, что он был двор€нином и помещиком, а, следовательно, угнетал кресть€н и портил дворовых девок. ƒругие с пеной у рта доказывали, что он был революционером, дружил с декабристами, бранил царей и их сатрапов, и, живи он сегодн€, об€зательно совсем пылом примкнул бы к большевикам, стал верной опорой товарищу Ћенину, который, как известно, тоже из двор€н. “ут вдруг встает мужичок, видно, что начитанный, протирает запотевшие очки, и говорит: 
- “оварищи, да о чем мы с вами битый час спорим, о чем дискуссируем Ц революционер ли товарищ ѕушкин или нет. ¬опрос тут €сен как белый день и другого мнени€ быть не может. Ёто же он первым предсказал нашу революцию! 
-  ак так! - зашумели в зале. 
- ƒа очень просто, Ц продолжал Ђначитанныйї, - это же он сто лет назад в одном стихотворении написал: Ђќкт€брь уж наступилЕї ∆дал он нашего ќкт€бр€, товарищи, ждал, и дождалс€Е 

ѕисатель-прозаик и литературовед ¬икентий ¬икентьевич ¬ересаев (—мидович) сочувствовал социал-демократам, в том числе и большевикам, и даже часть своих литературных гонораров за всколыхнувшую –оссию книгу Ђ«аписки врачаї направл€л на революционные цели. Ќо пришел такой ќкт€брь 1917 года, какого писатель не ожидал. ≈сли февральскую революцию он прин€л как должное, то окт€брьский переворот произвел на него, м€гко выража€сь, впечатление не из при€тных. 

¬ т€гостной атмосфере первых мес€цев революции ¬ересаев чувствовал себ€ неуютно, особенно в ћоскве. Ќа рожон он не лез - не позвол€л возраст (перевалило за 50!), а подпевать большевикам в их беззаконии Ц не позвол€ла совесть. » не такой уж был он знаменитый и отча€нный как √орький,  ороленко или »ван Ѕунин, бросившие перчатку в лицо новой власти. 

¬ сент€бр€ 1918 года из голодной ћосквы ¬ересаев вместе с супругой ћарией √ермогеновной уезжает в  рым, в благословенную  иммерию, с надеждой отдохнуть и поправить здоровье. ≈ще в 1915 году они купил дачу в  октебеле, недалеко от дома ћаксимилиана ¬олошина. ¬ересаевы рассчитывал пробыть здесь всего три мес€ца, но прожили три года, до окт€бр€ 1921-го. ¬ернутьс€ в ћоскву помешала начавша€с€ гражданска€ война. » никак не ожидали, какие жизненные испытани€ их ждут. Ђ«а это врем€  рым несколько раз переходил из рук в руки, - писал ¬ересаев в Ђјвтобиографической справкеї, - пришлось пережить много т€желого, шесть раз был ограблен; больной испанкой, с температурою в 40 градусов, полчаса лежал под револьвером пь€ного красноармейца, через два дн€ расстрел€нного; арестовывалс€ белыми; болел цингойї. ¬  рыму ¬ересаев ¬.¬. был членом коллегии феодосийского наробраза, заведовал отделом литературы и искусства. », конечно же, много писал. 

ќсиротевший без „ехова,  рым той поры был довольно наполнен литературной братией. »менно в этот свой приезд ¬ересаев подружилс€ с ћаксимилианом ¬олошиным, которого называл Ђпредставителем озорства, попрани€ всех законов божеских и человеческихї и даже Ђлучшим из живущих ныне поэтовї. ¬округ ¬олошина, оригинального стихотворца, художника и искусствоведа, посто€нно вращалась многолика€ компани€ талантливых молодых людей и экзальтированных поклонниц, местных и приезжих. —ами себ€ они называли Ђобормотамиї, что было недалеко от истины. Ќа даче ¬олошина бывали и многие российские знаменитости. ќбо всем этом можно прочитать в очерке ¬ересаева Ђ октебельї, вошедшем в ЂЋитературные воспоминани€ї, а также в многочисленных книгах и воспоминани€х о ¬олошине и его окружении. 

Ёпатажный ¬олошин Ц грузный мужчина с крупной головой, покрытой буйной растительностью, котора€ поддерживались ремешком или венком из полыни, с курчавой бородой, ходил в длинной рубахе, напоминавшей древнегреческий хитон, с голыми икрами и сандали€ми на босу ногу. ¬скоре в подобную одежду был вынужден облачитьс€ и далеко не эпатажный и всегда серьезный ¬ересаев.  ак вспоминает »ль€ Ёренбург, тоже оказавшийс€ в  рыму, московска€ одежда писател€ быстро сносилась уже в первые мес€цы вынужденного затворничества, и он подарил автору Ђ«аписок врачаї ночную рубашку доктора  озинцева, привезенную им из  иева. ¬ этом Ђстранном предметеї ¬ересаев объезжал на велосипеде соседние деревни, где как врач оказывал помощь тифозным больным. «а врачебную помощь крымчане платили ему €йцами или салом. “ем семь€ москвичей и жила. 

ќсенью 1921 года наконец-то выпала возможность вернутьс€ в ћоскву. «десь ¬ересаеву предложили должность в литературной подсекции √осударственного ученого совета Ќаркомпроса. ѕараллельно писателю удалось пристроитьс€ редактором художественного отдела журнала Ђ расна€ новьї и членом редколлегии альманаха ЂЌаши дниї. ¬ но€бре 1925 года ¬ересаева избрали председателем ¬сероссийского союза писателей, который вскоре был закрыт.

¬ 1924 году ¬ересаеву удалось напечатать роман Ђ¬ тупикеї, повествующий о судьбе интеллигенции в революционное лихолетье. –аботу над ним писатель начал под вли€нием событий в  рыму, свидетелем которых он был. »стори€ публикации этого произведени€, одного из первых романов о революции и гражданской войне, необычна. ќна стала возможной лишь благодар€ представившемус€ случаю лично познакомить с наиболее острыми эпизодами романа высшее партийно-советское руководство. ѕроизошло это в 1922 году на вечеринке в кремлевской квартире Ћ.Ѕ.  аменева (в то врем€ председател€ ћоссовета и заместител€ председател€ —овнаркома и —овета труда и обороны), живописно описанной ¬ересаевым в Ђ¬оспоминани€хї. 

”частники вечеринки отнеслись к ¬ересаеву и его произведению снисходительно. ќднако, несмотр€ на это, желавшие быть еще более твердокаменными большевиками, чем руководители страны, литературные критики оценили роман Ђ¬ тупикеї негативно, констатировав при этом: Ђиде€ми большевизма ¬ересаев в полной мере так и не проникс€ї. ¬ адрес писател€ сыпались обвинени€ в том, что роман не содержит больших художественных обобщений, что он архаичен и не выходит за жанровые рамки литературы рубежа столетий. ¬ эмиграции, как сообщал ¬ересаеву летом 1925 года в письме из —орренто √орький, Ђэту книгу хвалили за ее Ђконтрреволюционностьї. ¬ыража€ личное отношение к книге и ее автору, √орький писал: ЂЕмне она дорога ее внутренней правдой, большим вопросом, который ¬ы поставили перед людьми так задушевно и так мужественно. ’ороший ¬ы человек, ¬икентий ¬икентьевич, уж разрешите мне сказать это. » когда люди ¬ашего типа вымрут в –оссии, а они ведь должны вымереть и скоро уже, - лишитс€ –усь значительной части духовной красоты, силы и оригинальности своей. Ћишитс€. » не скоро наживет подобныхї. 

ќсновной темой творчества ¬ересаева-прозаика на прот€жении многих лет были духовные искани€ русской демократической интеллигенции: вечно метавшейс€, во всем сомневавшейс€, жаждущей света, но слабохарактерной и в массе своей нерешительной. Ќо и вопросы литературоведени€, философского осмыслени€ художественного слова и светлых начал жизни не были дл€ него чужими. Ќе случайно, что одним из самых дорогих произведений в своем творчестве писатель считал критико-философскую работу Ђ∆ива€ жизньї. ќна состо€ла из двух частей. ¬ первой, вышедшей в 1910 году, ¬ересаев глубоко погрузилс€ в размышлени€ о ƒостоевском (Ђ„еловек прокл€тї) и Ћьве “олстом (Ђƒа здравствует весь мир!ї). ¬о второй, Ђјполлон и ƒионисї, котора€ увидела свет в 1914 году, углубилс€ в философские раздумь€ над сочинени€ми ‘ридриха Ќицше. ¬ этом сочинении, написанном в чаду реакции, ¬ересаев бросил решительный вызов пессимизму, в который впало русское образованное общество в результате поражени€ революции 1905 года, повальному увлечению декадентством, мистикой и особенно ницшеанством с его пропагандой звериного инстинкта в человеке.  нига подводила читател€ к мысли о том, что жизнь и счастье на земле - не ложь и не обманчивый призрак, а объективна€ реальность. 

  пушкиноведению, по его собственному признанию, ¬ересаев обратилс€ случайно. »нтересу€сь ѕушкиным как живым человеком, Ђво всех подробност€х и мелочах его живых про€вленийї, писатель в течение р€да лет делал выписки из первоисточников, касавшихс€ поэта, его настроений, привычек, наружности и прочего. » вот однажды, просматрива€ накопившийс€ материал, ¬ересаев неожиданно увидел, что перед ним Ц Ђоригинальнейша€ и увлекательнейша€ книга, Ев которой ѕушкин встает совершенно как живойї. 

¬.¬. ¬ересаев. Ђѕушкин в жизниї. ‘ронтиспис подарочного издани€ 1936 г..jpg 
¬.¬. ¬ересаев. 
Ђѕушкин в жизниї. 
‘ронтиспис подарочного издани€ 
1936 г. 

¬ такую Ђслучайностьї веритс€ с трудом: у нее есть сво€ Ђнеслучайностьї, особа€ причинно-следственна€ св€зь. ѕисатель наверн€ка чувствовал, что критика и цензура не дадут ему развернутьс€, в полной мере реализовать литературные планы: писать без нав€занного врань€, без ложного пафоса и пролетарского задора, писать о том, о чем считает нужным он, а не о том, что нужно власти. “ак оно на деле и получилось: роман ¬ересаева Ђ¬ тупикеї и роман Ђ—естрыї, написанный в конце 1920-х годов, в начале 1930-х были изъ€ты с полок библиотек и читальных залов и заперты в Ђ—пецхранї. ¬ таком случае можно утверждать, что ¬ересаев Ђпришел к ѕушкинуї, уход€ от действительности. 

ѕодтверждением этого служит и разговор ¬ересаева с ћ.ј. Ѕулгаковым, переданный в √ѕ” осведомителем в €нваре 1927 года: Ђѕо полученным данным, драматург Ѕулгаков на дн€х рассказывал известному писателю —мидовичу, что его вызывали в ќ√ѕ” на Ћуб€нку иЕ спросили, почему он не пишет о рабочихЕ ѕередава€ этот разговор, писатель —мидович за€вил: Ђћен€ часто спрашивают, что € пишу. я отвечаю: ничего, так как сейчас вообще писать ничего нельз€, иначе придетс€ прогул€тьс€ за темой на Ћуб€нкуї. 

Ќе исключаю и то, что ¬ересаев обратилс€ к ѕушкину на волне возросшего в народе интереса к жизни и творчеству поэта в результате не только и не сколько его большевистской канонизации, сколько развернувшейс€ в стране культурной революции, просветл€ющее значение которой неоспоримо. 

“ак или иначе литературоведение, пушкинистика особенно, Ц зан€тие увлекательное и далекое от большой политики. Ќе только дл€ узких специалистов, но и дл€ представителей широкого литературного цеха. ѕо тропинке, проложенной Ќ.¬. √оголем, который еще при жизни ѕушкина начал философское осмысление его жизни и творчества, пошли многие литераторы. —реди них ¬.‘. ќдоевский, ‘.ћ. ƒостоевский, ƒ.—. ћережковский, ¬.я. Ѕрюсов, ¬.‘ ’одасевич, ј.ј. јхматоваЕ 

–азложив свои выписки свидетельств жизни ѕушкина хронологически и по темам, снабдив основной текст предисловием и некоторыми комментари€ми, в 1926 году ¬ересаев начинает публиковать своего Ђѕушкина в жизниї отдельными выпусками в московском издательстве ЂЌедраї. ∆анр книги позднее определилс€ как Ђбиографический монтажї. —егодн€ его можно назвать новаторским не только в пушкинистике, но и в литературоведении в целом. 

—удьба вересаевского Ђѕушкина в жизниї оказалась нелегкой. „итающа€ публика восприн€ла Ђѕушкина в жизниї с интересом и даже с некоторым восторгом. ¬ересаев приблизил ѕушкина к читателю, очеловечил образ гени€ русской литературы. ƒостаточно сказать, что за короткое врем€ вышло 7 изданий довольно объемистой книги, причем немалыми тиражами. ѕрит€гательность этой работы состо€ла в том, что она смогла донести до читател€ многокрасочный, €ркий и противоречивый облик великого поэта, со всеми его человеческими слабост€ми, пороками, недостатками, но и достоинствами. 

∆анр биографического монтажа обрел благодар€ ¬ересаеву право на существование. 

¬ 1929 году, всего лишь через три года после выхода первых двух (из четырех) выпусков книги Ђѕушкин в жизниї, в »здательстве писателей в Ћенинграде тиражом 4000 экз. вышла книга-хроника ј. ќстровского Ђћолодой “олстой в запис€х современниковї (титульный редактор и автор вступительной статьи Ѕ.ћ. Ёйхенбаум). ¬ этой книге собраны воспоминани€ людей, так или иначе соприкасавшихс€ с великим писателем в его молодые годы. —реди них современники Ћ.Ќ. “олстого и исследователи его творчества - Ќ. «агоскин, Ќ. √усев, –. Ћевенфельд, Ќ. —тахович, Ћ. √ольденвейзер, Ѕ. ћодзалевский и другие, родные и близкие писател€. «десь много записей самого “олстого - отрывки из его дневников, художественных сочинений, писем. 

ѕозволим себе процитировать отрывок из вступительной статьи известного толстоведа Ѕ.ћ. Ёйхенбаума: ЂЁта книга не биографи€, не литературный портрет. Ёто Ч голос эпохи о “олстом. ѕоказани€ современников, при всей их субъективности, создают образ не совсем обычного, на фоне традиционных биографий, “олстого. Ќо этот неканонический “олстой, освобожденный от моралистических истолкований более поздних периодов, живет своей, окрашенной в цвет и запах эпохи, жизнью. 

ј. ќстровский. Ђћолодой “олстой в записках современниковї..jpg 
ј. ќстровский. 
Ђћолодой “олстой в записках современниковї. 
“итульный лист. 

“олстой оставил нам драгоценное наследие дневников, писем и автобиографий. ќн сам был первым из своих мемуаристов, воскреша€ свое прошлое в разговорах с окружающими. —емейные рассказы, отзывы и характеристики литературных друзей, воспоминани€ соратников о светских и военных похождени€х, записи случайных знакомых, наконец, официальные документы, Ч в этой книге представлен весь широкий круг свидетельств о жизни писател€, что позвол€ет лучше пон€ть не только смысл его произведений, но и эпоху, к которой принадлежал “олстойї. 

Ќо вернемс€ к ¬ересаеву и его книге Ђѕушкин в жизниї. Ћитературоведы прин€ли его работы в штыки. Ќа писател€ обрушилс€ шквал критики, а он лишь хотел сделать поэта пон€тнее и дл€ специалистов, и дл€ читателей. ≈го обвин€ли во всех смертных грехах - в умалении личности ѕушкина, а главное - в стремлении отделить его биографию от творчества. 

ќдним из непримиримых критиков книги ¬ересаева выступил талантливый русский поэт ¬.‘. ’одасевич, живший с июн€ 1922 года в эмиграции, но продолжавший активно заниматьс€ литературным творчеством и пушкиноведением. ¬ полемику с ¬ересаевым он вступил еще задолго до выхода в свет Ђѕушкина в жизниї. Ќо именно эта публикаци€ вызвала его обостренную реакцию. ’одасевич утверждал, что ѕушкин встает со страниц книги вовсе не Ђсовершенно как живойї, а, напротив, - Ђсовершенно как мертвыйї. ѕушкин без творчества - живой труп. Ќикакие Ђнастроени€ї и Ђпривычкиї, так же как Ђодеждаї, не возмест€т отсутствие того, что было в нем главное и чем только он, в сущности, любопытен Ц его творческой личности. 

 ритически отнеслись к книге Ђѕушкин в жизниї такие известные ученые, как Ќ. ѕиксанов, ƒ. ўеголев, √. ¬инокур.   общему хору голосов пушкинистов подключилс€ и ћ. ÷€вловский, по свидетельству ¬ересаева, помогавший ему в подготовке книги. ќн обращал внимание на то, что писатель в своих стать€х и книге Ђѕушкин в жизниї упорно развивал мысль Ђо полной разобщенности ѕушкина-человека и ѕушкина-поэтаї. Ёти мысли ¬. ¬ересаева ÷€вловский счел Ђсовершенно неприемлемымиї.  

—оздавалось такое впечатление, что ¬ересаев пришел со своим уставом в чужой монастырь. ќднако писатель убежденно отстаивал свою точку, отвечал своим критикам порой дружелюбно, порой саркастически. ≈го главный упрек пушкинистам состо€л в бесплодии их многолетних усилий по созданию полноценной научной биографии поэта, на основе которой можно было бы создать общедоступную книгу о жизни и творчестве ѕушкина. 

«аметив, что Ђѕушкин в жизниї не может заменить насто€щей биографии поэта, ¬ересаев выражал надежду, что, по крайней мере, она сократит поток многочисленных писаний, которые принимаютс€ за биографические статьи о ѕушкине: ЂЕЌадергает человек интересных цитат из Ћипранди, ѕущина,  ерн, јнненкова, Ѕартенева, разведет их водой собственного пустослови€ - и биографическа€ стать€ готоваї. ¬ другом месте ¬ересаев пишет: Ђ»деалом биографа делаетс€ ѕлутарх; печь великих людей становитс€ легче, чем калачи или булкиї. 

ћысль ¬ересаева о Ђдвух планахї пушкинской личности, подвергша€с€ осуждению критиков, не была оригинальной. Ёта мысль уже прозвучала, например, из уст »в. —. јксакова в 1880 году в речи на открытии пам€тника ѕушкину в ћоскве. Ђѕушкин, - говорил јксаков, - представл€ет в себе удивительное, феноменальное и глубоко трагическое сочетание двух самых противоположных типов, как человека и как художника: знойный африканский темперамент и чисто русское здравомыслие, поражающее в самых молодых его произведени€х и потом все более и более развивавшеес€; страстность природы и воздержность колорита в поэзии, самообладание мастера, неизменно строгое соблюдение художественной меры; легкомыслие, ветреность, кипение крови, необузданна€ чувственность в жизни - и в то же врем€ серьезность и важность св€щеннодействующего жреца, способность возноситьс€ духом до высот целомудренного искусстваї. 

Ќо воскрешенна€ ¬ересаевым мысль о двух планах личности ѕушкина оказалась весьма живучей, стала широко эксплуатироватьс€ по случаю и без случа€, особенно в канун подготовки к 100-летию со дн€ гибели поэта. ¬ересаеву пришлось защищать ѕушкина и его окружение от искаженных представлений некоторых авторов, печатавших о поэте различные несуразицы и гнусности, которых не позвол€ли себе Ђдаже при жизни ѕушкина никакие Ѕулгариныї. 

«ащища€ ѕушкина, ¬ересаев оказалс€ строг даже в отношении со своим близким другом ћихаилом Ѕулгаковым, в соавторстве с которым они задумали пьесу Ђјлександр ѕушкинї (Ђѕоследние дниї). Ќа ¬ересаеве лежала задача подготовки исходного материала, на Ѕулгакове Ц его драматическа€ переработка. Ќо совместной работы не вышло, поскольку каждый из соавторов настаивал на своем: ¬ересаев видел пьесу сугубо исторической, требовал точного соблюдени€ дат, фактов и событий, Ѕулгаков с этим соглашалс€, но считал, что дл€ художественного произведени€ этого мало. ¬ конечном итоге ¬ересаев отказалс€ от соавторства в пользу Ѕулгакова, по-дружески и по-отечески за€вив: Ђя все больше убеждаюсь, что в художественном произведении не может быть двух полновластных хоз€ев... я считаю ¬ашу пьесу произведением замечательным, и ¬ы должны про€витьс€ в ней целиком, Ч именно ¬ы, как Ѕулгаков, без вс€ких самоограниченийЕї. ѕьеса была поставлена только в 1943 году, уже после смерти Ѕулгакова и за два года до ухода из жизни ¬ересаева. —воевременной постановке пьесы помешала разгромна€ стать€ в газете Ђѕравдаї от 9 марта 1936 года, посв€щенна€ постановке во ћ’ј“е пьесы Ѕулгакова Ђ абала св€тошї (Ђћольерї). 

¬след за книгой Ђѕушкин в жизниї ¬ересаев готовит и выпускает книгу Ђ—путники ѕушкинаї. ¬ ней на историческом фоне писатель дает литературные портреты людей, в окружении которых жил и творил ѕушкин. ѕривод€тс€ не известные широкому читателю сведени€ о ближайших родственниках поэта, лицейских преподавател€х и друзь€х, о современниках: писател€х, артистах, художниках - и об их отношении к ѕушкину. Ѕиографи€ ѕушкина, истори€ его времени, быт и нравы эпохи - все это становитс€ €снее, €рче и пон€тнее после ознакомлени€ с жизнью его современников. —уммиру€ массу живых черточек эпохи, ¬ересаев рисует людей такими, какими они подчас €вл€лись глазам ѕушкина, книга помогает читателю представить себе воздух, которым дышал ѕушкин в обществе, ему современном. 
¬ересаев.jpg
¬.¬. ¬ересаев. 
Ђ—путники ѕушкинаї. 
ќбложка и футл€р подарочного издани€ 1937 года.

ќднако так думали не все. ¬ конце 1930-х годов советска€ цензура наложила запрет на вересаевские книги о ѕушкине на основании Ђнекритического подхода автора к отбору исторического материалаї. Ђ«аговор молчани€ї длилс€ почти полвека. ≈го нарушило в 1984 году издательство Ђћосковский рабочийї, выпустившее однотомное издание Ђѕушкина в жизниї тиражом 125 тыс. экземпл€ров. 

ѕоследние прижизненные издани€ книг ¬ересаева Ђѕушкин в жизниї, выпущенное в канун столети€ со дн€ гибели поэта, и Ђ—путники ѕушкинаї (1837) сегодн€ считаютс€ издани€ми коллекционными. »х место в библиотечных и музейных витринах. ѕоэтому мое отношение к ним особенно бережное, впрочем, как и ко всем прижизненным издани€м писателей, поэтов, ученых. 

√отов€ этот очерк, € перелистал всю литературу о ¬ересаеве в моей библиотеке, и к великой радости на одной из книг (ј.‘. —иленко Ђ¬.¬. ¬ересаев.  ритико-биографический очерк. “ульское книжное издательство, 1956) обнаружил собственную (владельческую) юношескую надпись: ЂЁто перва€ книга, купленна€ мною самосто€тельно.  нижный базар, “ула. 1957 г.ї. Ќе помню, что именно мен€ подвигло к этому приобретению (позднее € стал собирать ЂЅиблиотеку приключенийї), скорее всего то, что уже в четвертом классе € знал о писателе ¬ересаеве, что он родилс€ не только в одном со мной городе, но и на одной со мной улице, всего в каких-нибудь двух кварталах, в очень похожем на мой, доме с мемориальной доской. ¬о времена детства ¬ересаева наша улица называлась ¬ерхне-ƒвор€нской, в годы моего детства - √оголевской. «нал € и о том, что нашу улицу он описал в своих ЂЌевыдуманных рассказах о прошломї, которые любила читать и перечитывать мо€ бабушка ќльга »вановна, в девичестве —азонова, дочь мастерового »мператорского “ульского оружейного завода. 

—егодн€ приобрести Ђѕушкина в жизниї и Ђ—путников ѕушкинаї легко и не очень накладно. »здатели хорошо рекламируют книги ¬ересаева и даже внос€т определенные инновации, к числу которых можно отнести, например, книгу Ђ—путницы ѕушкинаї (ѕрофиздат, 1999). ¬ книге представлены исключительно литературные портреты женщин, с которыми судьба так или иначе св€зала великого русского поэта. 

ѕереиздаетс€ и книга ¬ересаева Ђ√оголь в жизниї, впервые увидевша€ свет в 1933 году и также сто€ща€ на моей книжной полке. Ќаш авторитетный современник известный литературовед »горь «олотусский пишет о ней так: Ђ нигу ¬. ¬ересаева Ђ√оголь в жизниї открывает фотографический портрет √огол€. ќн отличаетс€ от известных изображений писател€ тем, что в нем нет вымысла, нет игры фантазии, как это бывает на портретах, писанных живописцами. ѕеред нами тот √оголь, каким он был в жизни и каким уловила его чувствительна€ пластина дагерротипа. 
“аков он и в книге ¬. ¬ересаева.  нига эта носит подзаголовок: Ђ—истематический свод подлинных свидетельств современниковї. ¬ ней нет ни одного слова от автора. јвтору принадлежат только предисловие, сноски к страницам, комментарии. ¬. ¬ересаев лишь монтирует показани€ истории, составл€ет их в сюжет, в фабулу, котора€ читаетс€ как фабула романа. 
ћногие романы о √оголе, созданные после книги ¬. ¬ересаева, уже канули в вечность, а его Ђсводї осталс€, пережил не одну эпоху и сегодн€ €вл€етс€ в свет в новом издании. ѕолвека назад им зачитывались любители литературы - думаю, будут зачитыватьс€ и сейчасї. 

Ёто ли не жирна€ точка в споре о жанре биографического монтажа?

ƒополнительна€ информаци€

  данному проекту пользователи не добавл€ли еще информации.

 омментарии

Ќа карте


ћы в соцсет€х ¬контакте facebook ќдноклассники
”чредитель: ќќќ Ђ“ульские новостиї, √лавный редактор ¬острикова ќ.√. 2018 © btula.RU | Ђ“ульские Ѕрендыї
Ёлектронна€ почта редакции: info@sports71.ru
“елефон редакции: 8 (4872) 710-803
јдрес редакции: г. “ула, пр-т Ћенина, д. 57, оф. 310
—видетельство о регистрации —ћ» ЁЋ є ‘— 77 - 72275 от 24.01.2018г. ¬ыдано ‘едеральной службой по надзору в сфере св€зи, информационных технологий и массовых коммуникаций
адрес редакции 300026, г. “ула, 300041, г. “ула, пр. Ћенина, д. 57, оф. 301
телефон редакции +7 (4872) 710-803
mazov@newstula.ru
16 +
—оздание сайтов реклама в “уле
Ќаверх