• ѕоиск по сайту

Ѕорис »ванович  овзан

јвтор:
Makeeva
ƒобавлено:
2014-07-22 13:18:29
ѕоделитьс€:

Ѕорис »ванович  овзан (1922 Ц 1985), √ерой —оветского —оюза



ќдноглазый ас


¬ тульском небе начинал победную серию таранных ударов по самолетам врага √ерой —оветского —оюза Ѕорис  овзан Ц единственный в мире летчик, совершивший четыре тарана и оставшийс€ в живых.

 
¬ окт€бре 1941-го в ¬олово перелетел 42-й истребительный авиаполк, ранее работавший по противнику из ≈льца. "ќт зат€жных осенних дождей дороги раскисли и стали непроходимыми, Ц вспоминал заместитель командира полка, будущий маршал авиации √ерой —оветского —оюза √еоргий «имин. Ц јэродром находилс€ в стороне от немногих магистралей с твердым покрытием, и потому добратьс€ до него было нелегко. √де-то застр€ли тылы". Ѕоеприпасы и горючее еще имелись, а вот с продовольствием было хуже Ц на складе осталс€ только сыр. Ќа завтрак, ужин, обед Ц во всех видах только сырЕ ”же на третий день он никому не лез в горло, в столовой летчики ворчали и чертыхались. "я и через много лет после войны не мог переносить сырного духа", Ц признавалс€ √еоргий ¬асильевич. ѕришлось выменивать продукты у окрестных кресть€н на керосин, цистерну которого полк возил с собой Ц так и кормились до подхода тылов.


Ѕорис застал лишь краешек злополучной "сырной диеты", но даже если бы угодил на самое начало ее, слова против не сказал бы: в полку он оказалс€ на птичьих правах. ѕосле боев в районе √омел€  овзана в первые недели войны вместе с другими "безлошадными" летчиками отправили переучиватьс€ на "€ки", после чего дали назначение в другой авиаполк. “уда он не добралс€, прибившись к 42-му истребительному. ¬ те дни обстановка под ћосквой складывалась така€, что каждый пилот был востребован, тем более с боевым опытом: враг захватил ќрел и рвалс€ к “уле. ј Ѕорис уже имел на счету сбитый самолет. ѕравда, на "мигах", которые состо€ли на вооружении в полку, раньше не летал.


«имин приказал полковому инженеру организовать с  овзаном изучение "ћиг-3". Ёта машина, задуманна€ как высотный перехватчик, на высоте 5 тыс€ч метров развивала скорость до 630 километров в час, что намного превышало возможности любого другого истребител€, и обладала хорошей маневренностью, но ей не хватало пушечного вооружени€: на "мигах" сто€ли пулеметы Ц слабоватое оружие против вражеских бомбардировщиков.  роме того, чем ближе к земле, тем больше самолет тер€л свои качества, тогда как большинство воздушных боев происходило на высотах до трех тыс€ч метров.


„ерез несколько дней «имину доложили, что летчик готов к самосто€тельному полету.  омандир проверил его знание инструкции по технике пилотировани€ и был удовлетворен ответами Ѕориса. ѕолеты по кругу и пилотаж в зоне показали, что  овзан достаточно подготовлен, требовалось отработать лишь некоторые элементы при выполнении фигур высшего пилотажа и особенно посадки. ќднако заниматьс€ этим времени не было. ¬раг нажимал, и с очередной группой истребителей новичок ушел в полет на боевое задание. ѕоследующие взлеты и посадки получались у него заметно лучше.


29 окт€бр€ после ночного дожд€ аэродром оп€ть развезло, и хот€ небо про€снилось, команда на взлет прозвучала только после обеда, когда земл€ немного просохла. Ѕорис как был в своих унтах с калошами, за которые его величали "человеком в футл€ре", так и забралс€ в кабину. “ройке "мигов" предсто€ла штурмовка противника в районе ѕлавска. Ќа гр€зной проселочной дороге заметили конный обоз, двигавшийс€ в сторону ћосквы. ќбстрел€ли повозки из пулеметов, заметили взрывы Ц значит, боеприпасы везли. ƒостойных целей больше не попалось, повернули домой.


 овзан должен был садитьс€ третьим, но когда два других "мига" уже были на земле, заметил вверху вражеский самолет и рванул ввысь, за ним. «ав€залась воздушна€ карусель, каждый пыталс€ зайти в хвост другому. ќбмен€вшись несколькими очеред€ми, Ѕорис удачно вышел дл€ атаки, ноЕ пулеметы молчали: вышел боезапас. ѕохоже, у противника возникла та же проблема Ц он начал маневрировать, выход€ из бо€.  овзан т€нулс€ за ним, выжидал удобного момента, чтобы ударить винтом по стабилизатору вражеского самолета. ƒалеко внизу виднелась земл€ Ц суд€ по ориентирам, они двигались в направлении «арайска. Ќа возвращение горючего уже не хватит. Ќо думать об этом некогда, противник "подставилс€" Ц надо бить!


Ц ¬ этот миг кажетс€, будто кусок льда проглотил Ц холодеет внутри, Ц рассказывал  овзан годы спуст€. Ц Ёто, конечно, тот самый страх, который свойствен всему живому. Hо мы же люди, мы перебарываем его в себе! ћне пришлось пройти через этот "холод" четырежды. » что интересно: потом, на земле, € обычно мог вспомнить почти весь бой по пор€дку, словно разум фотографировал каждый мигЕ


ѕосле удара вражеска€ машина пошла вниз, беспор€дочно кувырка€сь, а "миг" все-таки сохранил управл€емость. Ѕорису удалось посадить его в поле у какой-то деревушки. "“итово", Ц сориентировалс€ по карте.   его самолету уже бежали людиЕ


Ќа следующий день  овзан вернулс€ в полк, вспоминал «имин: "¬ернулс€ не пешком, не на подводе и не на попутной машине, как это бывало со многими летчиками, которым приходилось прыгать с парашютом из гор€щих и поврежденных машин. Ќет, Ѕорис прилетел на своем "миге"Е ѕри таране  овзан повредил винт и совершил вынужденную посадку в поле. ¬инт ему удалось отремонтировать в колхозной кузнице".
«а сбитый самолет летчик был награжден орденом  расного «намени.


¬торой таран Ѕорис »ванович совершил зимой 1942-го в районе “оржка, третий Ц в июле над Ќовгородчиной, четвертый Ц в августе того же 1942-го у —тарой –уссы. “ут ему не повезло: осколком стекла от разбившегос€ фонар€ кабины повредило глаз. ¬се же он успел раскрыть парашют и приземлилс€ в болоте. ѕришел в себ€ в госпитале. √лаз спасти не удалось, но  овзан добилс€-таки разрешени€ врачей и продолжал воевать.   дню ѕобеды на счету √еро€ —оветского —оюза было 360 боевых вылетов, 127 воздушных боев и 28 сбитых самолетов противника.


«а ¬еликую ќтечественную войну советские летчики таранили врага более 600 раз, причем 34 из них Ц дважды, при этом многие погибли.  овзан, сумевший уцелеть при четырех таранах, €вл€л собой образец исключительной удачливости.


ќн прослужил в авиации до конца 1950-х годов, окончил академию, вышел в запас полковником. ќднако и тогда с небом не рассталс€ Ц работал начальником аэроклуба в –€зани, потом переехал в ћинск. ¬ Ѕелоруссии, где впервые сбил самолет врага, его и похоронили в 1985-м году. ѕеред гробом несли награды непревзойденного аса Ц два ордена Ћенина, ордена  расного «намени, ќтечественной войны I степени,  расной «везды и медали.


»менем Ѕориса  овзана названа улица в Ѕобруйске, где он вырос и училс€ в аэроклубе.



¬алерий –”ƒ≈Ќ ќ

ƒополнительна€ информаци€

  данному проекту пользователи не добавл€ли еще информации.

 омментарии

Ќа карте


ћы в соцсет€х ¬контакте facebook ќдноклассники
сетевое издание "“ульские бренды", учредитель ќќќ "“ульские новости", главный редактор ¬острикова ќ.√., ©2017
300026, г. “ула, 300041, г. “ула, пр. Ћенина, д. 57, оф. 301
+7 (4872) 710-803
mazov@newstula.ru
16 +
—оздание сайтов реклама в “уле
Ќаверх