• Поиск по сайту

Это интересно!

Георгий Владимирович Чернопятов

Автор:
Makeeva
Добавлено:
2014-01-09 16:44:01
Поделиться:

Георгий Владимирович Чернопятов (1911, Тула - 9 мая 1945, Москва), бывший беспризорник, летчик, Герой Советского Союза (1946)



Свежие генералы к столу



«Если бы мне, простому штурману, в субботу 21 июня 1941 года кто-нибудь сказал, что завтра начнется война и… меня назначат начальником штаба авиационного полка, которым командует Герой Советского Союза Валентина Степановна Гризодубова, я принял бы это за шутку. Но все это произошло», – признавался ветеран 101-го бомбардировочного полка авиации дальнего действия Александр Верхозин. В этом полку большую часть Великой Отечественной провоевал наш земляк Георгий Чернопятов. Звание Героя Советского Союза было посмертно присвоено ему за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом геройство и мужество. За годы войны Георгий Владимирович совершил 293 боевых вылета на бомбардировку противника, десятки полетов к партизанам с посадками в глубоком тылу врага…


Валентину Гризодубову в Туле знали еще по довоенным временам: тогда она, инструктор местного аэроклуба, дала путевку в небо многим нашим землякам. По аэроклубу был знаком с ней и Чернопятов. Еще работая слесарем на оружейном заводе, он мечтал летать. После первичной летной подготовки, полученной в Туле, окончил Тамбовскую авиашколу и трудился в Алма-Ате, Харькове, Одессе. Перед войной Георгий Валентинович возглавил Восточно-Сибирское управление ГВФ, но штурвала не оставлял и летного опыта не утратил.


Об этом хорошо знала Гризодубова. Поэтому, когда полку поручили доставку боеприпасов и продовольствия в осажденный Ленинград, проложить воздушную трассу к городу она решила сама, а вторым пилотом взяла Чернопятова. В воздух поднялись днем. «Внизу простирались воды Ладожского озера. В воздухе кружились десятки фашистских истребителей. Встреча даже с одним из них не предвещала ничего хорошего, – вспоминал Верхозин. – Валентина Степановна снизилась до самой воды – лопасти винтов едва не задевали верхушки волн. Я на всякий случай расстегнул кобуру пистолета. Гризодубова, заметив это, спросила: «Зачем?» – «Тонуть не хочу, – ответил я. – В детстве пробовал, уж очень длинная процедура». Валентина Степановна передала управление Жоре Чернопятову. Я спросил ее, не слишком ли она рискует. Она ответила: «Не бойся, начальник штаба, я тоже не хочу тонуть». Доставив продовольствие героическим ленинградцам, мы благополучно вернулись на свою базу».


Летом 1942-го полк в полном составе бомбил фашистские войска южнее Курска. Бывшие гражданские летчики научились на своих Ли-2 отлично бить по врагу. В ночных вылетах экипаж Чернопятова, как наиболее опытный, не только «развешивал» осветительные бомбы, но и наносил завершающий удар, заходя на цель последним и окончательно «зачищая» ее.


Вылеты на бомбометание сочетались с полетами к партизанам. Однако доставка грузов и людей на парашютах не обеспечивала их запросов, нужны были полеты с посадками в тылу врага. Первым в такой рейс отправился к партизанам Дмитрия Емлютина у деревни Салтановка-Борки в брянских лесах Чернопятов, но сесть не смог: костры были разложены неправильно – так, что пилоту не удалось определить место приземления самолета. Пришлось радировать Емлютину о необходимости привлечь к «подсветке» посадочной «полосы» пилотов наших сбитых самолетов, которым повезло оказаться у партизан. Вскоре командир отряда передал, что все готово.


Встал вопрос, кому поручить вторичную попытку посадки, рассказывал Верхозин: «Мы начали перебирать летчиков, у кого высокая техника пилотирования сочетается с храбростью, а храбрость с рассудительностью и мгновенной находчивостью. Этими качествами обладали многие, но особо выделялся заместитель командира 2-й эскадрильи Чернопятов. Друзья звали его просто Жора или цыганенок. Жора – бывший беспризорник времен гражданской войны. Все любили его за пытливый ум, широкий кругозор и проницательность. Он был молчалив, но остер на язык, попадать на который побаивались и товарищи, и его начальники…


И вот в ночь на 11 августа Георгий посадил самолет на площадку Салтановка-Борки. «Ура» летчикам партизаны не кричали: у них была очень тяжелая обстановка. В самолет погрузили 26 раненых. Чернопятов отлично взлетел и благополучно возвратился на свой аэродром». Днем, когда летный состав отдохнул, на конференция по обмену опытом Георгий Владимирович подробно рассказал о тонкостях посадки на незнакомую площадку ночью, при свете костров. Летчики слушали внимательно, зная, что и им предстоят такие рейсы.


Через несколько дней Чернопятов опять «наведался» к Емлютину. Встретили его как старого знакомого, благодарили и просили прилетать к ним каждую ночь. На прощание подарили пистолет «вальтер» и передали письмо Гризодубовой с заявкой на прицел к 45-миллиметровке, мины, бесшумные винтовки и бензин для броневика. Вернувшись из полета, Георгий Владимирович поделился с товарищами: «Посмотрели бы вы, с какими радостными лицами партизаны читали газеты, которые я привез! Они остро нуждаются в живой связи с Большой землей… Одного не пойму: почему потребовалось больше года, чтобы разрешить посадку тяжелых самолетов у партизан?»


Позже Чернопятов, как и другие пилоты полка, летал с посадкой на партизанских аэродромах Украины и Белоруссии, в Польше. Как-то на разгрузочной площадке из его самолета вывели двух немецких генералов в полной форме. «Жора, где взял такую добычу?» – спросили у летчика. «У лесных охотников. Вчера эта дичь попала в их капкан, а сегодня мне доверили доставить ее в Москву, прямо к столу – свежую», – отвечал он шуткой. А партизан, сопровождавший пленных, добавил: «После взлета фашисты решили, что их сбросят с высоты, все галдели: «Капут, капут!» Поговорить с пленными летчикам не пришлось – генералов тут же увезли под охраной в Москву...


В конце войны майора Чернопятова перевели заместителем командира другого полка. Здесь он получил тяжелое ранение, был эвакуирован в тыл и скончался в День Победы, 9 мая 1945 года. Георгия Владимировича похоронили в подмосковном Монино, а позднее перезахоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. Он был награжден двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды и медалями.


В книгах о Героях, имена которых связаны с тульской землей – «Туляки – Герои Советского Союза» (Тула, 1967) и «Бессмертен подвиг их высокий» (Тула, 1983), – нет имени Георгия Чернопятова. Оно стало известно лишь через полвека после Победы благодаря историку-краеведу, заслуженному работнику культуры РФ Вячеславу Ботю. При подготовке областной Книги Памяти, рассказывал Вячеслав Иванович, ему довелось в Центральном райвоенкомате Тулы знакомиться с журналами регистрации извещений о гибели воинов. Там-то он и нашел фамилию нашего земляка – Героя, о котором на малой родине ничего не знали пятьдесят лет…



Валерий РУДЕНКО



НА СНИМКЕ: Георгий Чернопятов

Дополнительная информация

К данному проекту пользователи не добавляли еще информации.

Комментарии

На карте


Мы в соцсетях Вконтакте facebook Одноклассники
сетевое издание "Тульские бренды", учредитель ООО "Тульские новости", главный редактор Вострикова О.Г., ©2017
300026, г. Тула, 300041, г. Тула, пр. Ленина, д. 57, оф. 301
+7 (4872) 710-803
mazov@newstula.ru
16 +
Создание сайтов реклама в Туле
Наверх