• Поиск по сайту

Новомосковская детская железная дорога

Автор:
SERG_71RU
Добавлено:
2012-05-12 11:59:29
Поделиться:
Новомосковская детская железная дорога расположена в городе Новомосковске Тульской области. Является одной из главных городских достопримечательностей и, по состоянию на 2008 год, является лучшей детской железной дорогой России. Структурно входит в филиал ОАО «Российские железные дороги» — Московскую железную дорогу. 

Инициатором строительства детской железной дороги в городе Сталиногорске выступил в 1953 году директор комбината «Москвауголь» Д. Г. Оника. Поэтому первоначально Сталиногорская детская железная дорога числилась на балансе Минуглепрома. Главным инженером проекта был назначен выпускник Московского института инженеров транспорта Павел Усков, для которого, как и для его коллег — Олега Семёнова и Тамары Решетниковой — это стало первым серьёзным проектом. 

Первоначальным планом проекта предусматривалось сооружение кольца длиной около двух километров с двумя сквозными станциями Берёзки и Дубки на территории Детского парка, ограниченной с трёх сторон городской застройкой, а с четвёртой — железнодорожной линией городского электропоезда. 

15 июня 1953 года приказом директора комбината «Москвауголь» Д. Г. Оники было начато строительство детской железной дороги. Строительные работы выполнялись строительными подразделениями комбината под руководством Л. Мисропова и были завершены к концу года. 

21 декабря 1953 года по детской железной дороге прошёл первый поезд. Его провели машинист Александр Коновалов и юный машинист Михаил (фамилия неизвестна). Весной 1954 года было построено кирпичное локомотивное депо на станции Берёзки, и детская железная дорога отработала ещё один сезон. 

Но уже к концу 1954 года стало ясно, что собственное детище является слишком большой обузой для комбината «Москвауголь», и была инициирована передача объекта из Минуглепрома в ведение Министерства путей сообщения СССР. 17 декабря 1954 года по распоряжению Председателя Совета министров СССР находящаяся на балансе Министерства угольной промышленности СССР Сталиногорская детская железная дорога была передана в подчинение Министерства путей сообщения СССР и переименована в Малую Московско-Курско-Донбасскую железную дорогу. Новым начальником от МПС была назначена Мария Петровна Казакова. 

26 мая 1955 года детская железная дорога открылась вновь, уже в подчинении МПС. В 1961 году город Сталиногорск был переименован в Новомосковск. С этого момента детская железная дорога стала именоваться Новомосковская Детская железная дорога. 

В 1972 году в честь 50-летия Всесоюзной пионерской организации станция Дубки была переименована в Пионерскую. В 1974 году на станции Берёзки был построен учебно-производственный корпус. В 1979 году, на северо-востоке дороги была построена посадочная платформа Юннатская. Благодаря ей, на Новомосковской детской железной дороге, существуют как обычные пассажирские, так и скорые поезда, которые не останавливаются на этой платформе. 

В 2005 году после совместной работы администрации Новомосковской детской железной дороги и комитета по молодёжной политике города, один из вагонов стал «свадебным», в котором молодожёны совершают своё первое свадебное путешествие. Молодожёны также получают пригласительный билет, по которому они в течение года могут посетить детскую железную дорогу со своим первенцем. Первой парой, совершившей символичное путешествие по кольцу детской железной дороги в этом вагоне, были молодые люди Сергей и Елена по фамилии Молодожёновы. 

17 августа 1981 года Новомосковской детской железной дороге было присвоено почётное звание «Образцовое внешкольное учреждение».   В январе 2008 года Новомосковская детская железная дорога была признана лучшей детской железной дорогой в России. 

14 сентября 2009 года президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин на церемонии закрытия очередного сезона Новомосковской детской железной дороги пообещал помочь в строительстве нового бытового корпуса со столовой и спортивного зала. В рамках реконструкции, в сентябре 2010 года на ДЖД прибыл тепловоз ТУ10-002 («Колибри»), а также ещё 3 вагона постройки Камбарского машиностроительного завода. Таким образом, подвижной состав включает в себя: ТУ2-241, ТУ2-126, ТУ10-002, 5 вагонов модели 48-051 и 6 вагонов Камбарского машиностроительного завода. 

В 2010 году проведён капитальный ремонт пути, уложены железобетонные шпалы, немного изменилась схема дороги. Строятся две новые станции: «Парковая» (Пионерская) и «Исток Дона». Планируется строительство нового учебного комплекса на станции «Берёзки». Реконструкция позволит увеличить количество обучающихся до 1000 человек в год.  

Начальники и директоры: 

Казакова, Мария Петровна (1954-???) 
Васильева, Вера Васильевна (???-2010) 
Никитин, Анатолий Александрович (2010 — по н.в.) 

Расположение и структура: 

Детская железная дорога не имеет транспортного значения для города и пролегает замкнутым кольцом вокруг Детского парка, заложенного в первые годы основания Новомосковска. Длина кольца «узкоколейки» — 1,94 км, полная эксплуатационная длина — 2,7 км. По маршруту следования состава три станции — Берёзки,Парковая,Исток Дона. По состоянию на 2009 год, детская железная дорога оборудована путевой автоблокировкой, телефонной и радиосвязью. Имеет 5 пассажирских вагонов модели ПВ-51, привезённых в 2005 году (в связи с реконструкцией дороги, посвящённой к празднованию 50-летия детской железной дороги), после капитального ремонта с Малой Московской железной дороги. Имеет три локомотива: ТУ2 (ТУ2-241 «Ветерок» и ТУ2-126 «Быстрый»), а также тепловоз ТУ10-002. Движение поездов происходит против часовой стрелки. В расписании также фигурируют скорые поезда. В отличие от обычных, они не делают остановки на станции Парковая. 

Основными направлениями деятельности Новомосковской детской железной дороги являются: 

Профессиональная ориентация детей для учёбы и работы в учебных учреждениях и на предприятиях железнодорожного транспорта; 
Создание оптимальных условий для развития у детей способностей к познанию и творчеству; 
Реализация образовательных программ в интересах развития личности ребёнка. 

На детской железной дороге ежегодно обучается более 800 юных железнодорожников, учащиеся 5 — 11 классов городов Новомосковска, Тулы, Донского и Узловой. Занятия включают две части: теоретическую (октябрь — апрель) и практическую (май — сентябрь). Полный курс обучения на детской железной дороге составляет 3 года, после чего выдаётся свидетельство. За время обучения на детской железной дороге юные железнодорожники осваивают самые разные «взрослые» профессии: машинистов, начальников смены, дежурных по станции, диспетчеров, кассиров, сцепщиков, проводников и многие другие. 

Движение поездов осуществляется с 1 мая до конца августа. В течение летнего сезона детская железная дорога принимает около 25 000 пассажиров. Прибыль за 2007 год составила около 710 000 рублей. Около 1 500 пассажиров смогли бесплатно воспользоваться услугами детской железной дороги — это дети-сироты и все гости, посетившие детскую железную дорогу в День железнодорожника. 

По данным официальной отчётности, в 2008 году Новомосковская детская железная дорога относилась к группе Е «Состояние материально-технической базы ниже среднего, результаты деятельности выше среднего». В январе 2008 года в рамках молодёжной политики ОАО «Российские железные дороги» впервые в России был проведён анализ деятельности 23-х детских железных дорог. Их работа за 2007 год оценивалась по нескольким критериям:

1.Количество занимающихся юных железнодорожников; 
2.Число перевезённых пассажиров; 
3.Отправленные и принятые поезда; 
4.Заработанные средства; 
5.Количество детей, поступивших в ж/д учебные заведения, и др. 

Новомосковская детская железная дорога была признана лучшей детской железной дорогой, опередив ближайшего соперника более чем на 600 баллов. 

Хозяйство железной дороги: 

Подвижной состав включает в себя три тепловоза (ТУ2-126 «Быстрый», ТУ2-241 «Ветерок» и ТУ10-002 «Колибри»), 5 вагонов модели ПВ-51 48-051 и 6 вагонов Камбарского машиностроительного завода. Ранее использовались паровозы 159—121, 159—556 (до 1960), Гр-211 (1960—1970), тепловоз ТУ3-003 (в 1970—1971 годах) и вагоны Pafawag (1970—1985: «Орлёнок», «Чебурашка», «Экскурсионный» и один без названия). инфраструктура состоит из одного локомотивного депо, одной станции («Берёзки»), двух платформ — «Пионерская» (до 1972 года — «Дубки») и «Юннатская», одного переезда, двух стрелочных постов, учебно-производственного корпуса на станции Берёзки и склада ГСМ. Протяжённость путей железнодорожного «кольца» составляет 1,94 км (полная эксплуатационная длина — 2,3 км). 

Награды и почётные звания: 

Образцовое внешкольное учреждение (1981) 
Лауреат VI Национальной общественной премии транспортной отрасли России «Золотая Колесница» (2010) в номинации «За заслуги в воспитании и профессиональном обучении молодежи» 

Известные выпускники: 

Главный инженер Московского вокзала г. Тулы Александр Моргачёв 
Начальник сортировочной станции Узловая-1 Тульского отделения МЖД Владимир Михайлович Опанасюк 
Начальник станции Шульгино Тульского отделения МЖД Ирина Михайловна Романова


Источник информации не указан 

Дополнительная информация

К данному проекту пользователи не добавляли еще информации.

Комментарии

На карте


Мы в соцсетях Вконтакте facebook Одноклассники
сетевое издание "Тульские бренды", учредитель ООО "Тульские новости", главный редактор Вострикова О.Г., ©2017
300026, г. Тула, 300041, г. Тула, пр. Ленина, д. 57, оф. 301
+7 (4872) 710-803
mazov@newstula.ru
16 +
Создание сайтов реклама в Туле
Наверх