Цветы и птицы, затейливые узоры – белые на белой сетке или цветные – все это результат кропотливого труда мастерицы Татьяны Викторовны Солнцевой. Небольшая часть коллекции ее авторского кружева представлена в Выставочном зале Тульского музейного объединения на Красноармейском проспекте.  Экспозиция «От ниточки к иголочке» объединила около 40 изящных работ, а «по последней ревизии» у Татьяны Викторовны их почти тысяча.

Свои рукодельные творения мастерица любит дарить друзьям и знакомым. Ее вышивками любуются не только в России, но и в Америке, Израиле, Вьетнаме.

Филейное кружево возникло из плетения рыбацких сетей. Латинское слово filatorium переводится как «сеть». Точно неизвестно в какой момент рыбацкие жены начали украшать свои жилища декором на сетчатой (филейной) основе, но уже в XVIII – XIX веках филейная вышивка завоевала всю Европу. В этот период ее делали золотом и серебром по шелковой сетке, и она была вхожа в самые богатые дома и подчеркивала роскошь интерьеров. Такое кружево можно назвать одним из символов ушедшей эпохи. Сегодня же этим искусством владеют редкие мастерицы.

В нашей стране филейная вышивка часто использовалась при изготовлении скатертей. В старину в качестве приданного девушка вышивала до семи «филеек». Тонкими ниточками искусные мастерицы создавали и нарядные воротнички, и вставки в одежду. Богатые цветочные мотивы на темной сетке стали особенно модными в 50-е годы прошлого века.

Работы Татьяны Викторовны Солнцевой - филейные и филейно-гипюрные. Для их создания мастерица вначале плетет челноком сетку, потом пришивает ее к большим деревянным пяльцам и вышивает иголкой. Заключительный этап – крахмаление и придание нужной формы.

На выставочном вернисаже Татьяну Викторовну «засыпали» вопросами.

- Сколько времени требует создание самой небольшой салфеточки?

- Раньше за пять дней могла справиться, сейчас зрение не позволяет так быстро работать, поэтому – не меньше недели.

- А кто Вас научил технике филейной вышивки, и как давно?

-  Мне это перешло от мамы. Рядом с ее домом жили монашки, мама ходила к ним, чтобы они передали ей секреты ремесла, а те отвечали, что принимают на учебу только с 12 лет. Прошли годы, мы переехали в Тулу, и здесь мама встретила женщину, которая умела делать филейное кружево. Собрали группу из пяти человек, и мастерица стала вести занятия. Из пятерых только моя мама продолжила заниматься этой трудоемкой работой. Такое большое у нее было желание.

-  Получается, что Вы с филейной вышивкой связаны всю жизнь. А раньше показывали свои изделия публике?

- Да. И в Туле, и в области. Но в Выставочном зале - впервые. На следующий год даже обещают выделить большой зал. Если получится, то постараемся показать филейное кружево в более выигрышном свете – на черном фоне. Меня часто просят сделать дорожку для пианино. Раньше за такую работу можно было получить целый сервиз или красивую вазу. И сейчас есть ценители. А выставки меня всегда вдохновляют. После них хочется вышивать, больше и больше работать.

- К каким мотивам у Вас больше всего лежит душа?

- К новым. Нахожу их в книгах, в старых журналах по рукоделию, додумываю… А бывает, что и из Интернета принесут. У самой на компьютер не хватает времени. Но сейчас очень много пособий по самым разным рукоделиям. С каждым разом стараюсь создавать все более сложные и оригинальные вышивки.

- Что пожелаете начинающим рукодельницам, решившим освоить филейную вышивку?

- Терпения.

Восхититься и заразиться желанием создавать кружевное изящество туляки могут в Выставочном зале до 21 октября.