Кто в детстве, особенно в советском, не собирал фантики? Конфету съел – и словно не бывало ее, а яркая упаковка потом еще долго напоминала о сладком моменте и хранила соблазнительный запах лакомства.

У предпринимателя Андрея Дмитриева давнее хобби выросло в целый музей. Совершенно бесплатно его может посетить каждый житель или гость Тулы. Ведь необычная экспозиция представлена на базе кондитерского магазина его компании «Пряничный город» (ул. Краснодонцев, 63).

- Музей задумывался как выставка тульских брендов в упаковке. Хотелось рассказать людям историю их создания и развития: в какой момент они зарождались, как менялось их положение на рынке, - говорит владелец удивительной коллекции.

Костяк музея – конфеты «Ясная Поляна». Их история напоминает квест, сохраненный в информации на фантиках и прочитанный Андреем Дмитриевым.

Мало кто знает, что изначально знакомое всем суфле в шоколаде выпускалось на фабрике, которая сейчас именуется «Старой Тулой», затем построили фабрику «Ясная Поляна», далее «конфетные права» передали, созданной на базе шахты, Новомосковской кондитерской фабрике. Потом оформили кондитерское объединение «Ясная Поляна», которое позже разделилось на три АО. В Новомосковске конфеты получили название «Усадьба Толстого», «Старая Тула» выпускала идентичные - «Окский плёс», а бренд «Ясная Поляна» остался у одноименной фабрики.

Имя и облик хозяина яснополянской усадьбы, нашего великого земляка Льва Николаевича Толстого, оказывается, тоже неоднократно использовались в кондитерской отрасли... и не только. Портрет заменитого писателя украшал и дореволюционные конфеты, и шоколад, и какао-порошок, и, что уж совсем невероятно, коробки папирос, сигарет и даже бутылки с водкой.

Сейчас мы часто слышим, что в годы советской власти рекламе и упаковке не уделялось должного внимания, но коллекция музея показывает, что это мнение в корне ошибочно. Художественному оформлению коробок придавалось большое значение, а реклама тульского лакомства публиковалась в периодических изданиях – в газетах и журналах.

Особое направление в коллекции Андрея Дмитриева посвящено тульским пряникам. Здесь представлены как дореволюционные экспонаты, так и образцы советского периода.

Впрочем, сам тульский пряник тоже всегда отражал дух времени. Не даром его называют печатным. Он нес потребителям самую разную информацию: от пожеланий до рекламы.  Всё это сохранено в пряничных досках – специальных формах, используемых при изготовлении тульских пряников. В музее охвачен дореволюционный период, советское время и новейшая история пряничных досок, характеризующаяся большим количеством индивидуальных заказов с логотипами тульских компаний. А однажды в Туле испекли 5-килограмовое пряничное сердце, которое предназначалось в подарок Ольге Бузовой.

Покупатели магазина-музея с интересом рассматривают экспонаты. Даже коренные туляки многие моменты здесь открывают для себя впервые.

- Люди совмещают приятное с полезным: совершают покупку и одновременно узнают что-то новое, интересное. А кто-то вспоминает свое детство, молодость. Вот известная конфета «Тузик» выпускалась и Новомосковской кондитерской фабрикой, и фабрикой «Ясная Поляна» и фабрикой «Красный Октябрь», и Бабевской фабрикой. Посетители смотрят и удивляются. Они этого не знали. А фантик конфеты «Гоголь» (они выпускались в Рыбинске) многие видят впервые. В Туле такие конфеты не продавали, - выдает всё новые и новые «вкусные» факты Андрей Дмитриев.

На открытии музея руководитель тульского отделения общественной организации «Деловая Россия» Андрей Мазов отметил, что такая экспозиция - хороший пример для тульского бизнеса.

- Очень приятно, что предприниматели думают не только об извлечении прибыли, но и уделяют внимание нашей аутентичности и самобытности. Приобретение исконно тульских сладостей здесь сопровождается знакомством с историей. Важно, что место - общедоступное, зайти сюда может любой. Уверен, что магазин-музей станет не просто точкой продажи, а точкой притяжения в Пролетарском районе, - говорит Андрей Сергеевич.

В свою очередь предприниматель Андрей Дмитриев тоже активно участвует в городских мероприятиях, направленных на развитие туризма. Его компания был представлена на фестивале «День пряника» в Тульском кремле, а в октябре, будучи победителем окружного этапа Всероссийского конкурса «Туристический сувенир 2019», он отправится в Саратов для участия сразу в нескольких номинациях общенационального конкурсного финала.