В наши дни слово «финифть» прочно ассоциируется с ювелирной техникой, но так было не всегда. 

«Огненное письмо» пришло к нам из Византии вместе с христианством. Поэтому изначально финифтью украшалась только предметы религиозного культа. Светский характе искусство обрело значительно позже.

Расцветом финифти считается XVIII век, когда техникой в совершенстве овладели мастера Ростова Великого. Со временем их умение достигло таких высот, что изделия оценивались как драгоценные камни.

Экспонаты из фондов Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» с сегодняшнего дня представлены в Тульском музее изобразительных искусств на выставке «Ростовская финифть XVIII-XXI веков: От иконы до украшения».

Экспозиция знакомит с историей развития живописи по эмали в Ростове Великом от момента её зарождения до XX века – периода, когда она становится модным женским украшением. В Тулу привезли иконы, декоративные панно, портреты, пейзажи, ювелирные изделия. Среди последних есть и совершенно удивительные, опровергающие расхожие стереотипы. Например, считается, что цветочно-растительная тема в ростовской финифти появилась лишь в ХХ веке, но в собрании «Ростовского кремля» есть уникальные экспонаты, доказывающие существование этих мотивов и ранее.

Финифть - один из наиболее интересных и ярких видов миниатюрной живописи, который всегда относился к элитарным видам искусства. Эксклюзивный характер эмалевых миниатюр обусловлен высоким живописным мастерством художников и чрезвычайно сложным, трудоемким процессом их изготовления. Гости музея могут приобрести изделия современных ростовских мастеров в музейном магазине.

Выставка будет работать до 14 октября.