Красота стала ключевой темой финального аккорда IV летнего международного фестиваля искусств «Век музыки в усадьбе Поленово», посвященного 175-летию со дня рождения Василия Дмитриевича Поленова. Праздник, длившийся шесть недель, завершился программой «Мир прекрасен» в исполнении Молодежного дрезденского хора.

Коллектив приехал в Россию, чтобы дать три концерта: в Мариинском театре, в Московской консерватории и в музее-заповеднике В. Д. Поленова. Нашим соотечественникам вокалисты представили живой диалог шедевров русской и немецкой хоровой музыки. Рядом с произведениями Рахманинова и Алябьева, живших много лет в Дрездене, прозвучали композиции саксонских композиторов. И слушатели с удивлением обнаружили насколько немецкие песни созвучны русскому характеру.

«В хоре никто не говорит по-русски, но мы исполняем произведения и на немецком, и на русском языках, - поясняет музыкальный директор коллектива Олаф Катцер. – Ведь красота не знает границ. Будь то красота любви или красота природы, красота искусства или красота человеческих помыслов».

Приятным подарком для жителей тульского региона стал популярный русский романс «Зимний вечер» на стихи А. С. Пушкина. К этим строкам обращались десятки композиторов, в том числе и уроженец Белевского уезда Тульской губернии Александр Сергеевич Даргомыжский. Именно его вариант выбрали гости из Дрездена. Наш земляк одним из первых задался особой целью - выразить в музыке содержание слова, т.е. соединить два искусства в одном сочинении. Что перекликается и с идеей поленовского фестиваля – открыть широкой публике союзничество культуры «видимого» с культурой «слышимого».

Также на стихи Пушкина и музыку Даргомыжского Дрезденский хор исполнил романс «Пью за здравие Мэри», игриво обращающийся не только к внешней, но и к внутренней красоте. В чем вновь слышится созвучие поленовскому посылу - «человеческой радости ради».

Завершился хоровой концерт «Вечерней молитвой» на слова Марины Цветаевой. Детство и юность поэтессы неразрывно связны с приокскими местами. Летом Цветаевы жили в Тарусе и наносили дружеские визиты Поленовым.

«За шесть недель гости музея узнали Василия Дмитриевича не только как художника, но и как ценителя музыки, в чьем кабинете до сих пор покоится коллекция нотных изданий, позволяющих реконструировать эволюцию его музыкальных вкусов. В процессе подготовки к фестивалю все они были извлечены и исследованы самым внимательным образом», - подводит итог директор музея заповедника Наталья Поленова и выражает благодарность всем, кто был причастен этой огромной работе: продюсеру фестиваля Басинии Шульман; куратору Елене Черемных; команде сотрудников музея; музыкантам, приехавшим в Поленово; лекторам, осуществившим познавательную часть программы; мастерам, проводившим занятия для юных посетителей; и, конечно, гостям, которые неизменно награждали организаторов бурными аплодисментами.

Выступление Молодежного дрезденского хора приоткрыло завесу тайны над фестивалем следующего года. Музей вновь обратится к теме путешествий В.Д. Поленова. А для русского туриста того времени просвещенная Европа начиналась именно с Дрездена.

«С замирающим сердцем шел я в Дрезденскую Bildergallerie. Я готовился увидеть Мадонну Рафаэля. Она для европейца-художника, да и просто для всякого туриста, составляет уже с давних пор такой же культ, как для араба черный камень в Мекке», - читаем в записях Василия Дмитриевича за 1874 год. С тех пор минуло почти полтора столетия, но время не властно над истиной красотой. Немецкая культура станет ведущей темой юбилейного V международного фестиваля искусств в Поленово.

 

Автор Ольга Вострикова.

Фотограф Глеб Анфилов.