Двухнедельный «сезон дождей» в Тульской области завершился благодатной радугой, вспыхнувшей на центральной улице уездного города Одоева. Со всей России сюда съехались мастера гончарного промысла и привезли свои авторские работы на фестиваль «Сказки деда Филимона».

Гончарное ремесло на Руси зародилось в глубокой древности. Глина была распространена повсеместно и являлась тем подручным материалом, который легко можно обработать. В умелых руках мастера бесформенный, пластичный материал превращался в посуду, украшения, скульптуры. Сначала форма изделий была далека от идеала, но с изобретением гончарного круга, появлением технологии обжига, и с открытием различных красителей глиняная утварь стала самой распространенной в быту. Бытовая керамика разными способами облагораживалась и постепенно выделилась в особый вид народного искусства.

Например, скопинский мастер мог свободно, подобно современному художнику-абстракционисту, набросать то тут, то там на поверхности сосуда, среди оттенков одного цвета, «подтеки» другого – не менее сочного и активного. Сегодня на вопрос: «Почему именно так, а не иначе?», нам часто отвечают: «Так принято». И мы понимаем, что по-другому здесь быть просто не может. Это традиция.

Совсем иную «сказку» привезли на фестиваль «дебютанты» из Можайского района Московской области. Культурно-ремесленный центр усадьба керамики «Пуршевские дали» открылся всего 4 года назад. И мотивы их гончаров соответствующие: с одной стороны – вдохновение от природы, а с другой – от человека, от важных для него дел и событий.

Одним из глубоко народных проявлений гончарного искусства стали игрушки. Из поколения в поколение они передавали представления о жизни и красоте, в основе которых лежит любовь к детям и близость к природе.

Четвёртый межрегиональный Одоевский фестиваль гончарного искусства и глиняной игрушки традиционно начался с грандиозного мастер-класса по лепке глиняной игрушки «Птица счастья».

Более 300 человек взяли в руки по комку местной иссиня-черной, поэтому именуемой синикой, глины и с помощью опытных известных мастеров создали образ главной человеческой мечты. Не прошло и получаса, как первые птицы счастья под гармонные переливы взмыли в небо - тут и там поднимались руки с готовыми игрушками и слышались радостные возгласы.

Конечно, изначально изготовление игрушки было не главным промыслом, а попутным. На радость своим и соседским деткам мастер лепил «безделицы» из остатков глины, превращая бесформенные комочки материала в фигурки людей, зверей, птиц, смешивая в них реальность с выдумкой. А потом кто-то догадался привезти фигурки на ярмарку…

Игрушками стали заниматься целые семьи, появились секреты изготовления, заготовки и обжига глины. В каждой местности у мастеров вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления. У гостей одоевского фестиваля глаза разбегаются при виде россыпей авторских игрушек: романовские, хлудневские, гжельские, оятские, плешковские, чернышинские…

Малыши, всегда помогавшие своим родителям лепить и разукрашивать игрушки, через этот процесс принимали от предков систему ценностей и культурный код - ключевые мотивы без которых невозможно представить «загадочную русскую душу», еще труднее – понять.

«А в Туле игрушки делались не только детишкам на забаву, но и для любования, украшения, потому что были похожи они на изящные статуэтки. Такова особенность нашей Тульской городской игрушки», - рассказывает член международного Союза художников ЮНЕСКО Ольга Андреева, несколько десятилетий посвятившая изучению и возрождению промысла.  

Самодеятельный мастер Виктор Иванович Потапов воссоздает Богородицкую игрушку. Талант художника позволяет ему вносить в работу авторское видение, доверяясь собственному вкусу и чутью.

В основу Яснополянской керамики положена роспись ангобами - разноцветными глинами, с гравировочной разживкой. В окрестностях музея-усадьбы «Ясная Поляна» было обнаружено восемь различных сортов глины, которые и стали использовать. После обжига изделия приобретают терракотовый, белый, желтый и коричневые цвета. Растительный орнамент керамики передаёт красоту и богатство яснополянской флоры, а образы глиняной игрушки представляют героев рассказов Л.Н. Толстого.

В XIX веке мечтой маленьких барышень были фарфоровые куклы. В Российскую империю их привозили или выписывали из-за границы. Далеко не все родители могли так порадовать свою дочку, даже в богатых семьях. Авторские фарфоровые куклы прибыли в Одоев из Ростова-на-Дону. Одну из них мастерица центра творчества «Арт-территория» даже нарядила в платье с филимоновской росписью.

Игрушки советского периода тоже имели свою особенность. В то время каждый завод был обязан выпускать что-то для бытовых нужд трудящихся. И многие предприятия выполняли это обязательство путем выпуска детских игрушек, частично перестраивая технологические процессы под миниатюрные модели основной продукции.

В одоевском Музее советской игрушки взрослые гости фестиваля смогли поделиться ностальгическими чувствами со своими детьми.

Но самый известный одоевский бренд – Филимоновская игрушка. В Одоеве ей посвящен целый музей.  

В середине XIX века филимоновский промысел был известен далеко за переделами Тульской области. По всей стране любили солнечные глиняные фигурки, их покупали на ярмарках и дарили детям. Тогда практически все семьи деревни Филимоново жили за счет гончарного дела. С тех пор филимоновская игрушка изменилась мало. Промысел чуть не погиб, но его удалось реанимировать и дать новое дыхание.

Особой отраслью игрушек были свистульки. Ведь простой люд не только видел и фантазировал, но и слушал окружающий его мир. А потом пытался воспроизвести загадочные звуки природы.

«Первые музыкальные инструменты ценились за громкость – чем громче, тем лучше», - рассказывает постоянный гость одоевского фестиваля Сергей Плотников.

Мастер приехал в Тульскую область из Воронежа, где его стараниями появился целый «Музей забытой музыки». В 40 лет, когда жена подарила книгу с чертежами, он открыл в себе талант создателя духовых и струнных музыкальных инструментов: «Увлекся, и душа развернулась, поехал по деревням и селам, узнавал на чем играли наши предки».

В процессе Сергей Иванович научился играть и даже развил у себя музыкальный слух. Дудук, рожок, пищик, жалейка, волынка… Все звучит в руках самобытного музыканта. Оказывается, гусли, гудок и даже обычная балалайка в древности совсем были не похожи на те, что мы привыкли видеть сейчас.

«Сказка» Сергея Плотникова – уже не сказка, а особый театральный жанр, который называется сторрителлинг - искусство донесения поучительной информации, с помощью увлекательных, возбуждающих эмоции историй. Вместе с рассказчиком слушатели поют старинные песни, пританцовывают, да призадумываются, когда автор входит в образ лирника.

- Музыканты, бродившие по дорогам с колесной лирой, попсы не играли. Они несли в народ духовную музыку. Веселые песни знали, да не исполняли, считая их пустыми…

Представление проходит во дворе Музея Филимоновской игрушки на фоне выставки работ с филимоновской росписью по ткани.

По одоевским улицам под зонтиками разгуливают живые филимоновские барыньки. С ними можно сфотографироваться.

Множество красивых мелочей, как детальки пазла складываются в целостную картину запоминающегося фестивального события.

Тем временем на главной сцене вдохновитель и организатор праздника Сергей Кузнецов (создатель музея «Филимоновская игрушка», музея советской игрушки «В детство», музея «Гармони деда Филимона») представляет гостям свой новый труд - книгу.

«Филимоновской игрушке 600 лет, но до этого момента не было ни одной книги о промысле. Теперь эта несправедливость исправлена. Новое издание посвящено мастерам, истории и особенностям игрушки. Фактически, написание книги - это некий итог десятилетней работы музея «Филимоновская игрушка», поиска и сбора документов, фотографий, публикаций, интервью и бесед с мастерицами или людьми, причастными к промыслу», - отмечает автор и выражает благодарность всем, кто помог организовать фестиваль «Сказки деда Филимона», кто поддерживает гончарный промысел, и кто приехал в Одоев коснуться рукотворности.

Но главное, фестиваль «Сказки деда Филимона» стал по-настоящему семейным. Он дал почувствовать необходимость живого общения взрослых с детьми, напомнил о тех ценностях, которые невозможно купить за деньги, и о том, что бессмысленно пытаться чем-либо заменить тепло, идущее от родного сердца.

Автор Ольга Вострикова.

Еще больше фотографий в найше группе ВКонтакте.