Фото Дениса Бычихина.

Словосочетание «беспредметная выставка» могло бы звучать как оксюморон, не будь в нашем городе Тульского историко-архитектурного музея.

Само по себе понятие «беспредметное» предполагает погружение в сознание посредством образов не имеющих привычных очертаний. Но «выставка» обещает, что посетители музея должны что-то увидеть. Ключевой вопрос: что? Историю нашего города, конечно же.

В качестве призмы куратор необычной выставки Анастасия Шеховцова (художник по свету Тульского театра драмы) выбрала четыре основополагающий принципа, на которых зиждется все мироздание – четыре стихии: огонь, воду, землю и воздух. «Пятым элементом» стал человек, который взаимодействует с ними и трансформирует неуправляемую субстанцию в городские блага. Беспредметная выставка ТИАМа призвана показать связь совершенно разных как по масштабу, так и по функциям структурных элементов города.

В итоге получился рассказ о пяти достойных туляках, кардинально изменивших наш город: Д. Я. Выныкине, А.С. Баташове, П.П. Белоусове, А.Н. Юргенсоне и Джоне Джонсе. Каждый визуальный эпизод выставки авторы выполнили в отвечающем стихиям «чистом» цвете и сопроводили QR-кодом, ведущим на музейную страницу с соответствующей биографией.

Для «человека огня» Джона Джонса Тула стала второй родиной. Английский мастер-оружейник приехал в наш город в 1817 году в возрасте 50 лет, со взрослыми детыми, будучи уже маститым оружейником-изобретателем и поступил на службу на Оружейный завод, где организовал первый цех по производству стандартизированного оружия. Во время страшного пожара, происшедшего летом 1834 года, мастерская Джонса была уничтожена. Старый оружейник тяжело переживал гибель трудов своих. В январе 1835 года он скончался и навеки остался в Туле и ее истории.

Жизнь «человека воды» Анатолия Николаевича Юргенсона была связана со здравоохранением Тульской губернии и Тулы. Благодаря его деятельности удавалось успешно справиться с эпидемиями сыпного, брюшного тифов, дифтерии, малярии и кишечных инфекций. Кроме того, он изучал условия труда на промышленных предприятиях и их роль в профессиональных патологиях, его интересовали вопросы водоснабжения, очистки города от нечистот и борьба с социальными болезнями.

Самое известное наследие Петра Петровича Белоусова – Центральный парк – часто называют легкими нашего города. Поэтому без преувеличения можно сказать, что Белоусову удалось договориться с воздушной стихией.

Александр Степанович Баташев твердо стоял на земле и был одним из самых примечательных жителей Тулы конца XIX – начала XX столетий. Почетный гражданин Тулы, совладелец крупнейшей в губернии самоварной фабрики, благотворитель, птицевод, имевший всероссийскую славу, и купец-чудак, над причудами которого потешался весь город.

Но при этом глазная лечебница, богадельня и школа для слепых, дом трудолюбия расположились в домах с приличными земельными участками, подаренных щедрым благотворителем. И убежище неизлечимо больных полностью существовало на деньги, пожертвованные А.С. Баташевым.

Тульский купец Дмитрий Яковлевич Ваныкин завещал городу 2 миллиона рублей, установив тем самым никем не побитый рекорд. На эти деньги построили ночлежный дом, коммерческое училище и одну из лучших в России того времени больницу.

Гробовая торговля приносила Ваныкиным не самый большой доход, но в семье никогда не жалели средств на благие дела. Дмитрий Яковлевич был человеком редкой мудрости и сострадательно относился к любой нужде - никто не получал у него отказа.

Перечень благотворительных дел Д.Я. Ваныкина не помещается в отведенные ему рамки выставочных листов. Создается впечатление, что он бесконечен, как бесконечны стихии, дающие человеку силу, но бессмысленные без божьей искры милосердия.