«Сухая игла» - так называется техника гравирования на металле, не использующая травление, а основанная на процарапывании остриём твёрдой иглы штрихов на поверхности металлической доски. Техника известна с XV века. Среди известных художников в ней работали Альбрехт Дюрер и Рембрандт.

На выставке «По живому» в Тульском историко-архитектурном музее «сухая игла» обретает иной смысл. Она царапает эмоции, взвинчивает нервы и по живому рвет отношения. «Сухая игла» превращается в характер и стиль жизни, отраженный в абстрактной графике Олега Кудряшова. Невольно рождается сравнение с кактусом: колючий, цепкий, рвущий одежду и кожу, но самодостаточный и выживающий там, где погибают другие.

Каждая работа Кудряшова отличается уникальностью. Как-то у него спросили: «Почему на гравюре написано «один оттиск из одного», чтобы дороже стоило?» Но у художника каждый оттиск, действительно, делается «по живому». Автор не выносит статичности и перед следующим оттиском успевает что-то добавить к изначальному рисунку. Это особенно заметно на цветных гравюрах. На выставке они представлены в заключительном зале. Но в глаза бросается иное – рваная тень от самой яркой работы. Она словно визуализирует впечатление, которое в этот момент еще трудно выразить словами.

Олег Кудряшов всегда был слишком независим, слишком сам по себе. Он уехал из СССР ещё до Бульдозерной выставки. Ему ни с кем было не по пути. И мы видим линию - бунтующую и уверенную в своей правоте, «клокочущую» от рвущейся наружу внутренней энергии… А что в итоге?

«Слово «произведение» слишком напрягает. Оно какое-то архаичное. Реликт. Пусть что ли будут работы. Нет, тоже не годится. Что-то в этом слове есть принудительное. Творения не годятся, потому что это как-то высокопарно. И вот как сказать что-то о чем-то, что назвать невозможно? Пусть будет так: рецепт стремительного штриха Олега Кудряшова – необузданный темперамент + внутренняя дисциплина», - говорит куратор выставки культуролог Вадим Касаткин.

На самом деле ничего он нам не говорил. Да и говорить не хотелось. Невозможно было. Цитата является частью выставочного буклета, который составлен в форме живого диалога Вадима с заведующей ТИАМа. Это может быть неправильно, но честно, как и на выставке ТИАМа «По живому».

У туляков еще есть немного времени, чтобы составить свое мнение о графике Олега Кудряшова. Выставка будет работать до 2 июня.