В Тульском областном художественном музее 6 апреля обратятся к теме создания «лучшего музея всех времен и народов». Социолог Анатолий Голубовский расскажет о попытках Наполеона, Гитлера и Сталина организовать величественные хоромы для муз и методах создания коллекций супермузеев.

В период наивысшего могущества и славы французского императора Лувр назывался Музеем Наполеона и служил вместилищем его многочисленных военных трофеев. Здесь же был создан и механизм грабежа, которому в будущем следовали все те, кто хотел создать супермузей.

Второй супермузей должен был возникнуть в тихом провинциальном городке Линц, где прошло детство Адольфа Гитлера. Методы создания его коллекции были просты: сразу после оккупации все художественные ценности «врагов» и «неполноценных народов» объявлялись «Фондом Фюрера». Гитлер рассматривал «Миссию Линц» как секретное политическое оружие. Оно должно было «выстрелить» после военной победы Германии, а музей в Линце - стать хранилищем «общих ценностей» Европы, завоеванной нацистами.

Однако после войны 15 товарных эшелонов и 3 транспортных самолета с картинами, скульптурами и рисунками знаменитых мастеров прибыли не в Линц, а в Москву и Ленинград. Еще в начале 1943 года Игорь Эммануилович Грабарь выдвинул идею компенсации потерь советских музеев в годы войны и возглавил Бюро экспертов, которые составили списки всего лучшего, что было в музеях Европы. Он готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт, и принимал эшелоны, набитые произведениями искусства. Но постепенно о компенсации пострадавшим музеям все забыли. На первое место вышла идея создания в Москве супермузея, «достойного сталинской эпохи».

Встреча, посвященная этим трем суперпроектам, начнется в 15.00.

Анатолий Голубовский — социолог, искусствовед, журналист, продюсер, галерист, эксперт Комитета гражданских инициатив, идеолог сериала «Тайная история искусства», автор десятков статей и разделов книг по проблемам социологии искусства, театра, кино. Был постоянным автором журналов «Итоги», «Еженедельный журнал», «Театр», «Театральная жизнь». Куратор и один из авторов серии статей «Музеи мира» в журнале «Вокруг света». Он являлся автором концепций и проектов социокультурного развития ряда российских регионов и музеев, в том числе и новой концепции Тульского историко-архитектурного музея.

С 1993 года Голубовский работает на телевидении: был автором, ведущим и продюсером программы «Без паузы» на канале ОРТ, «Порядок слов» на телеканале «Культура» и других.