«Квартет i» (философ, культуролог, дизайнер-типограф и художник) расставил точки внимания над картой выставки «Жар-книга», которая очень скоро завершит свою работу в Тульском историко-архитектурном музее.

Но пока этого не случилось, туляки еще могут подержать в руках самые красивые книги России, увидевшие свет в 2014−2016 годах. Эти издания являются победителями национального конкурса «Жар-книга» и дают возможность заглянуть в будущее библио-дизайна.

Есть смысл поторопиться. Более того, четверо мужчин – самый цвет тульской интеллигенции - уже признались, что некоторые книги они выкрали бы!

Заведующему экскурсионно-выставочным отделом ТИАМа, дипломированному философу Денису Бычихину приглянулся набор фотоисторий под названием «Русские». Первым, спровоцировавшим уважаемого человека, стал изображенный на обложке политический журналист Олег Кашин. «Мы с ним работали в «Русском журнале», - оправдывается Бычихин. – Далее, листая книгу, я с столкнулся с со старыми приятелями Юрием Сапрыкиным и Дмитрием Ольшанским…». Но окончательно «облико-морале» философа уничтожило участие в рассматриваемом издании легендарного фотографа Игоря Мухина. Так пристрастие Дениса Бычихина к фотоизображениям вступило в схватку с профессиональными принципами музейного сотрудника.

Гуру дизайна Алексей Домбровский держит в руках книгу о саксофонисте Джоне Колтрейне: «В ее внешнем облике всё имеет значение и наводит на определенные мысли…». Так был выявлен еще один потенциальный преступник! Послушаем, как он объяснит эти свои «определенные мысли».  «Параллельно повествованию для меня выводят зачаровывающую мелодию дизайн и оформление. Выполненная золотым тиснением буква «J» - это не только начало имени главного персонажа книги, но и визуальная отсылка к образу саксофона. Черный шероховатый материал обложки напоминает ткань концертного костюма, легкий вес внушительного тома говорит об одухотворенности музыки, шрифты и сероватый цвет бумаги воссоздают эстетику газет 50-60-х годов», - перечисляет Домбровский мотивы своего выбора. Оправдать его может только то, что оформителем книги указан Евгений Григорьев – автор дизайна ворот ТИАМа.

Запойный читатель Вадим Касаткин (культуролог, между прочим) юлить не стал и сразу же сделал шокирующее признание в библиофилии. Он уверен, что читать надо лежа, поэтому формат книги прежде всего должен быть удобен, а ее содержание соблазнительным. «На выставке я увидел попытку оспорить утверждение о том, что тираж убивает ауру искусства. Эти книги излучают мощные притягивающие флюиды», - говорит культуролог и придвигает свой портфель поближе к очередной «жертве».  Сможет ли этот человек остановиться? Он уверяет, что мечтает встретить среди выставочных изданий книгу про историю дома Крафта, но есть вероятность, что это всего лишь очередная уловка человека, находящегося в зависимости от новых доз чтения.

И без того тревожную ситуацию усугубило присутствие в «Квартете» художника Армена Аганесова. Он называет книги своими друзьями, живет с ними по многу лет, советуется… Однажды на печатных страницах Аганесов увидел фрески XIV века церкви Успения Богородицы на Волотовом поле в окрестностях Новгорода и не смог противостоять искушению. Художник воспроизвел Спас на убрусе в росписи Николо-Зарецкого храма. «Эта книга – квинтэссенция русской культуры: история, живопись, исследование, архивная работа, реставрационная», - исповедуется Армен и дарит книгу «Волотово. Фрески…» ТИАМу.

В качестве эпилога директор известного рассадника библиофильства – Тульской областной универсальной научной библиотеки – Юлия Иванова пригласила «Квартет» на весенний конгресс РБА и посулила новые эстетические соблазны.