Взяв свое начало в Центральном доме художника на Крымском Валу, по России, словно снежный ком, катится мода на выставки уличного искусства. Не прошло и года, как Тульский областной художественный музей тоже вписался в тренд, и на стенах элитарного Черного зала появились работы, говорящие на неофициальном языке.

Экспозиция построена вокруг двух авторских принтов Бэнкси 2004 года: Love Rat и Gangsta Rat. Оба были приобретены и в Лондоне: одна в галерее Лазаруса, вторая - в музее Мома. В Туле их, как и всю выставку, представляет искусствовед Артем Суслов. Напомним, что литографии Сальвадора Дали в наш город тоже привозил он.

Личность Бэнкси окутана тайной. Его тег (фирменная подпись) появился где-то в конце 1990-х годов и довольно долгое время не слишком выделялся на фоне прочих райтерских автографов. И тогда родился образ крысы-анархиста, олицетворяющий движущую силу общества и триумф обычных людей, которых регулярно травят, но они все равно выживают и создают свой мир. В английском языке слова «крыса» и «искусство» (rat и art соответственно) являются анаграммами, что и стало заявкой на новый уровень восприятия работ Бэнкси.

Сегодня «хулиганские картинки» неуловимого райтера так выросли в цене, что их можно причислить к предметам роскоши. Однако сам автор считает, что должно быть иначе. Об этом свидетельствует история, произошедшая на торгах аукционного дома Sothebyʼs в Лондоне. Купленная за миллион долларов картина Бэнкси моментально самоуничтожилась, т.к. накануне художник собственноручно установил в ее в раму шредер. Этим поступком он показал, что явно против коммертизации своего искусства.

Согласитесь, что в таком подходе, действительно, чувствуются и вызов, и сила.

Рожденный где-то на задворках западной цивилизации, стрит-арт органично вписался в нашу страну - край бесконечных заборов и обшарпанных стен. Что с ними еще делать, как не разрисовывать? Не ремонтировать же на самом деле. И у Бэнкси появилась «русская свита».

Рчес (Пётр Ноль из Санкт-Петербурга) задумался о том, что любовь - это дуальное состояние со знаком плюс и минус. Возможно, кто-то об этом и не знал…

Еще одну работу он характеризует как пилотную фантазию на тему тоталитаризма.

«Тотальный контроль – провоцирует тотальный вандализм.

Тотальный вандализм – легитимирует тотальный контроль.

В таком будущем граффити нет, а каждый художник придается тегоскопии. Это как дактилоскопия (отпечатки пальцев) только вместо пальцев граффити тег», - поясняет автор.

Тема тега развивается в работах Романа Доброва (группировка «Добро» Санкт-Петербург). Райтеры так увлечены красотой и неповторимостью собственного автографа, что зачастую он превращается в самостоятельный каллиграфический кусок, например, под названием «Мне неважно, что вы обо мне думаете».

Для справки.

Кусок (Piece - сокращение от Masterpiece) - наименование для завершенного граффити. Известно с 1971 года.

При этом авторы не забывают напомнить: «Мы художники, а не вандалы». Что выглядит очевидной отсылкой к выставке Бэнкси на Крымском Валу.

Роман Казус из Москвы пытается размышлять над социальными проблемами. Однако при рассматривании его акриловых работ вспоминается старый анекдот из времен застоя.

Американец говорит: - Америка самая свободная страна. Я могу выйти к Белому дому и сказать, что Рейган - дурак.

Русский: - Я тоже могу выйти на Красную площадь и сказать, что Рейган - дурак.

Претензию на интеллектуальность можно заметить в работах Obsssnnl (Великобритания) и Лизаветы Кесаури (Польша). Obsssnnl цепнули библейские мотивы, а Лизавету – литературные, в том числе и «Анна Каренина», впечатления от которой нацарапаны на фанерном обломке.

Личность девушки привлекает внимание еще и тем, что представленная о ней в аннотации к выставке информация плохо состыкуется с интернет-портфолио. Возможно, это показывает альтер-эго LAK – несчастную сиротку. На самом деле Лизавета занимается коллекционированием работ современных художников и организацией выставок в Европе. 

Заместитель генерального директора художественного музея М. Н. Кузина замечает, что поток тем, которые дает город, неисчерпаем. Самыми разными методами уличные художники требуют обратить внимание на то, что обычно ускользает от нашего глаза. Их главная цель – зацепить.

«Несомненно музей должен быть интересен и заметен своей активной жизненной позицией, - комментирует выставку министр культуры Тульской области Татьяна Рыбкина. – В данном случае поднята тема уличных пространств, которая актуальна и востребована у тульской молодежи».

«В Туле меняется отношение к городской среде, поэтому выставка – хороший фон для разговоров и дискуссий об урбанистке. А все вопросы по экспозиции можно будет задать 15 марта, когда в Тулу приедет ее куратор Артем Суслов», - говорит заведующий Тульским областным художественным музеем Александр Аладин.