Один из эпизодов выставки «9 га. В поисках центра» посвящен попыткам человечества построить т.н. «идеальный город». Именно об этой утопической доктрине предложил порассуждать Денис Бычихин на новой встрече в Доме Крафта Тульского историко-архитектурного музея.

«Идеальные города: закон или порядок» - в названии лекции автор противопоставил понятия «закона» и «порядка» в истории градостроительных концепций, пояснив, что в самом звучании этих слов заложено противоборство «кона» (круга) и «ряда» (линии).

Фундамент концепции идеального города заложен ещё Платоном в диалоге «Критий», повествующем об Атлантиде. Согласно древнегреческому философу, сам Посейдон построил ее в форме нескольких земляных и водных колец. Человеческим вмешательством стали «разрывающие» их мосты. Таким образом, печальная судьба Атлантиды вполне может быть итогом противоборства божественных кругов и нарушающих их линий.

Тема, заявленная античным философом, получила развитие в творчестве многочисленных последователей. Величайшие умы эпохи Возрождения задавались целью создать идеально организованное пространство как в социальном, так и в архитектурном плане. Экскурс по идеальным городам завершился в СССР близ села Критово, которое в 1960-х годах планировалось сделать тестовой площадкой проекта НЭР (Новый элемент расселения).

В финале встречи каждый участник мог выстроить свою линию размышления. Мы обращаемся к краеведению.

Конечно, в истории нет сослагательного наклонения, но стройся Тульский кремль чуть позже, его форма тоже могла быть основана на концепции идеального города.

В 1465 году архитектор Антонио ди Пьетро Аверлино (Филарете) предлагает проект Сфорцинды - идеального города, построенного в форме восьмиконечной звезды. Он сочетает в себе как социальную, так и оборонительную составляющую. Именно эта концепция будет наиболее активно использоваться в будущем бастионном строительстве.

Интересно, что учеником и другом Филарете был широко известный в России (тогда Княжестве Московском) архитектор итальянского происхождения Аристотель Фьораванти, приглашенный Иваном III строить Успенский собор в Московском кремле. Ряд историков полагает, что именно ему, знаменитому мастеру фортификационных работ, был заказан и генеральный план новых стен и башен кремля. Более того, в 1478 году Фьораванти в качестве начальника артиллерии участвовал в походе Ивана III на Новгород.

В 1514 году сын Ивана III повелел внутри дубовой тульской крепости заложить «каменный город», по примеру Московского кремля.

Концепция Сфорцинды на тот момент еще не получила широкого распространения, поэтому и Московский, и Тульский кремль построены по образу и подобию замка миланских герцогов династии Сфорца, отстроенного в середине XV века. Кстати, именно Сфорца покровительствовали Филарете, за что и были увековечены в названии его идеального города.

Однако есть и еще одна версия. Она утверждает, что восьмиугольная звезда Сфорцинды не имеет никакого отношения к фортификационным формам будущего, т.к. она появилась не в не в результате размышлений на военную тему, а в процессе слияния контуров двух квадратов, что приблизило их прямолинейные стороны к форме «божественного» круга и ориентировало горожан на мирную жизнь. Именно поэтому форма не получила распространения в кремлевской инженерии. И только позже, с развитием артиллерии, пришло осознание возможности успешного ее использования в военном строительстве. 

На протяжении веков люди неизменно выставляли всё новые и новые требования к своей среде обитания: безопасность, неуязвимость, комфорт, гигиеничность, красота, простор и т.д. В свою очередь город оказывал ответное влияние на человеческую психику. Поэтому концепция идеального города практически недостижима. Она по сей день остается утопией и до сих пор волнует просвещенные умы.